Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2015 » Номинация 5

Урок по теме "Оксид углерода (IV). Углекислый газ"
26.11.2015, 16:17

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

 

 

АвторМайбурова Наталья Анатольевна

Современный урок с использованием ИКТ дает возможность учителю организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучающийся мог сам получать знания. В данной методической разработке учебного занятия для 9 класса использована технология организации исследовательской деятельности. Для формирования исследовательских умений и навыков, а именно для умения собрать необходимую информацию, проанализировать факты, сделать выводы и заключения, давать определение понятиям, проводить эксперименты, видеть проблемы, структурировать материал, готовить тексты собственных выступлений, в ходе данного учебного занятия используются электронные учебные модули, размещенные на сайте Единой коллекции ЦОР, программа Microsoft PowerPoint, локальная сеть, система тестирования VotumVeb, тестирование в программе iTEST.

Предметная область: химия.

Участники: ученики 9 класса.

Цель урока: создание условий для формирования знаний об оксиде углерода (IV) (углекислом газе), который играет важную роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

-организовать деятельность учащихся по изучению физических и химических свойств оксида углерода (IV), его биологического значения и получения;

- продолжить формирование обучающимися понятий «кислотный оксид», «химическая связь», «фотосинтез», «парниковый эффект», «качественная реакция»;

- продолжить формирование ИКТ компетентности обучающихся при работе по сбору, обработке, хранению и представлению информации при работе в локальной сети, в сети Интернет, с ЭОРами, с программой PowerPoint, с программой iTEST, с системой тестирования VotumVeb.  

Развивающие:

- развивать интеллектуальные качества и способности учащихся;

- развивать волевые качества учащихся, умение преодолевать трудности в учении;

- продолжить формирование умения логически рассуждать, четко, кратко и исчер­пывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения;

- развивать познавательную активность учащихся, умение самостоятельно приобретать знания из раз­личных источников; 

 - развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления,  занимательности, используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;

Воспитательные:

- создать условия для

а) совершенствования навыка работы в группе;

б) воспитания чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;

в) самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы в работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета;

г) формирования устойчивой положительной мотивации к изучению химии;

- содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей:

а) объективность и реальность окружающего мира;

б) причинно-следственных связей между явлениями.

Аннотация. Современный урок с использованием ИКТ дает возможность учителю организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучающийся мог сам получать знания. В данной методической разработке учебного занятия использована технология организации исследовательской деятельности. Для формирования исследовательских умений и навыков, а именно для умения  собрать необходимую информацию, проанализировать факты, сделать выводы и заключения, давать определение понятиям, проводить эксперименты, видеть проблемы, структурировать материал, готовить тексты собственных выступлений, в ходе данного учебного занятия используются электронные учебные модули, размещенные на сайте Единой коллекции ЦОР,  программа Microsoft PowerPoint, локальная сеть, система тестирования VotumVeb, тестирование в программе iTEST.

Список используемого программного обеспечения и готовых ЭОР. 1. Система тестирования VotumVeb. 2. Программа для создания тестов iTEST. 3. Программа Microsoft Office (с Word и PowerPoint). 4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 5. Интернет. 6. Компьютеры по числу учеников, объединенные с головным компьютером для проведения электронного тестирования. 7. Проектор. 8. 3 ноутбука для работы групп, объединенных в локальную сеть. 9. Мультимедийная презентация.

Ключевые слова. Оксид углерода (IV), углекислый газ, кислотный оксид.

Автор. Майбурова Наталья Анатольевна, учитель химии.

Место работы. Республика Коми, Прилузский р., муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Объячево (МБОУ «СОШ» с. Объячево).

Учет возрастных и психологических особенностей учащихся, уровня владения компьютером. «Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами «чувством взрослости». Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. Поэтому в подростковом возрасте более эффективны такие приемы воздействия учителя, как информирование и стимулирование. Особое место в системе взаимоотношений подростка и окружающих начинает занимать сверстник как более или менее равный партнер по общению. Подросток не мыслит себя вне общения, которое для него возможно главным образом в кругу сверстников. Все события коллективной жизни становятся предметом его активного эмоционального отношения» [1, с.22]. Возрастные особенности девятиклассников обусловили выбор групповой работы как основной в данном учебном занятии. Со слов учителя информатики, в 9 классе ученики владеют навыками работы в локальной сети, с программами PowerPoint, Word и iTEST. Использование этих навыков в другой предметной области, а также видеофрагменты познавательной телепередачи, работа с ЭОР, с системой тестирования VotumVeb является приемом стимулирования и способом мотивации.

Результативность использования современных образовательных технологий с применением ИКТ и ЭОР в образовательном процессе. «… схема использования мультимедиа на уроке – это общение по теме учебного материала по моделям ученик – ученик и ученик – учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного образования, так как она обеспечивает:

− организующую функцию учителя, его позицию консультанта и организатора образовательного пространства урока, технического эксперта;

− активную позицию ученика, то есть позицию субъекта обучения относительно процесса получения им нового знания, где он сам выбирает или определяет границы своего знания и пути, способы и скорость достижения нового;

− развитие коммуникативных навыков, толерантности, опыт продуктивного межличностного общения: общение в группе, парах, возможность побывать в различных ролях в результате распределения их в процессе деятельности» [2, с. 8]

«Педагоги используют мультимедиа потому, что применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:

− стимулирование таких аспектов обучения, как восприятие и осознание

информации;

− повышение мотивации учащихся;

− развитие навыков совместной работы и коллективного познания у

учащихся;

− развитие у учащихся более глубокого подхода к обучению.

Мультимедиа могут быть использованы учащимися с различными каналами восприятия учебного материала: некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д. К тому же качественное использование ММ педагогом в процессе урока может дать возможность учащимся работать над учебными материалами по-разному – создает условия выбора для ученика решать, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, ученики становятся активными участниками образовательного процесса.

Использование качественных мультимедиа, таким образом, позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения и их интересам.

В подавляющем количестве материалов отсутствует характеристика класса, нет описания ориентации материала урока на определенный класс с определенными проблемами, а также обоснования для решения каких проблем класса используется мультимедиа - компонент. А это одно из самых важных составляющих урока! Вообще основное преимущество мультимедиа компонента в его возможности комплексно подходить к решению задач урока или занятия – он решает комплекс задач как по отношению к ученикам, так и по отношению к педагогам. Вот это главный ответ на вопрос «Почему?»

Учитель использует мультимедиа на уроке затем, чтобы использовать преимущества мультимедиа, необходимые для решения задач урока:

− индивидуализация обучения;

− интенсификация самостоятельной работы учащихся;

− рост объема выполненных на уроке заданий;

− расширение информационных потоков при использовании.

Но это не всё. Что еще дает учителю и учащимся мультимедиа на уроке?

Попробую сформулировать более четко.

Мультимедиа дает учителю возможность:

− переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным: становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент;

− помогает оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение возможностей мультимедиа;

− за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

Мультимедиа дает учащимся:

− повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;

− возможности включения игрового момента: позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером;

− сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе;

− освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной

грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер. С его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи,

готовят тексты, рисунки для своих работ. Это – возможность для учащихся проявить свои творческие способности». [2, с. 9-11]

Сведения о применении конкурсной работы. Данное учебное занятие проводилось 13 февраля 2014 года в рамках муниципального  конкурса «Учитель года». Ссылка на видеозапись https://youtu.be/RLf7YYlnT-g

В феврале 2015 года данная методическая разработка использовалась на уроках химии в 9 классах. Фото:

Категория: Номинация 5 | Добавил: leon11rus__
Просмотров: 570 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]