Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 1

НОД по развитию речи в подготовительной группе "Составление описательного рассказа «Белка» по картине и опорной таблице с ИКТ"
[ · Скачать удаленно () ] 16.11.2016, 17:43
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи
в подготовительной группе.
Составление описательного рассказа «Белка» по картинке и опорной таблице с использованием ИКТ
Цель: совершенствование умений детей составлять рассказ о диком животном по картинке, используя опорную схему для планового построения рассказа и четкой классификации объекта.
Задачи: связная речь:
• Высказывать связно, непрерывно, логично свою мысль
• Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию об объекте, используя наглядный материал и предложенную воспитателем схему, правильно классифицировать объект и описывать его внешний вид;
словарь и грамматика:
• Прививать навык подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы, образовывать в речи сравнительную форму прилагательного, сравнительные обороты с союзом «как»; упражнять в образовании названий детенышей с уменьшительными суффиксами;
• развивать зрительное восприятие и мелкую моторику;
• актуализировать знания о месяцах и днях недели.
-актуализировать знания о съедобных-несъедобных грибах.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о лесных животных,
- рассматривание картинок с дикими животными,
- чтение художественной литературы о белке.
Оборудование:
- опорная схема (на каждого ребенка),
- контрастные доски для детей с нарушением зрения,
- мультимедийное оборудование,
- презентация с необходимым материалом,
- картинки для штрихования,
- карандаши,
- эмблемы на лентах «Белка» (по количеству детей),
- мяч-шишка,
- конверт с письмом и рисунком,
- счетный материал,
- «шишка» для зрительной гимнастики,
- магниты-«грибы».
Ход НОД
Дети сидят перед мультимедиа за столами (с учетом зрительных заболеваний см. Приложение 1).
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Они узнали, что в нашей группе происходит много интересного, вот и пришли посмотреть на то, какие вы веселые, дружные и умные. Давайте расскажем гостям, чем мы будем заниматься сегодня, поможет нам в этом схема (схема на слайде № 1).
Воспитатель просит подойти детей к себе (рядом магнитная доска).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что к нам в группу часто приходят письма, вот и сегодня пришло письмо с пометкой «срочно» от детского книжного издательства. Давайте вспомним, чем занимается детское книжное издательство?
Дети: печатает книги для детей.
Воспитатель: Ой, да здесь загадка:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это…
Дети: Белка
Воспитатель: В письме есть рисунок и послание «Ребята, эту картину нарисовал художник для детской книги о животных. Писатель, который должен составить рассказ о белке, заболел. Нам нужна ваша помощь. Чем же мы можем помочь взрослым?
Дети: Мы можем сами составить рассказ.
Воспитатель: В письме еще указано: «Ребята, книга должна быть напечатана 5 октября в пятницу».
А какое сегодня число и месяц, день недели?
Дети: 4 октября, четверг.
Воспитатель: Издание книги будет завтра, нужно торопиться! У нас есть помощник – схема. Давайте посмотрим, о чем мы должны будем рассказать (анализ схемы). (слайд 2)
Картинка белки вывешивается на магнитную доску. Дети садятся перед ней.
Воспитатель: -белка- домашнее или дикое животное, где она обитает? (слайд 3)
-Почему белку называют «рыжий хвост, острые зубки»? (слайд 4)
-Как и в чем помогает белке ее хвост? (когда белка перепрыгивает с ветки на ветку или приземляется на землю хвост служит ей рулем или парашютом).
-Сколько раз в году белка меняет свой наряд? (Весной белка меняет серый зимний наряд на рыжий, летний, а осенью – наоборот). (слайд 5,6)
-Каких зверей боится белка? (куницу). (слайд 7)
-Где белка устраивает свой дом? (в дупле дерева или на ветках в густом лесу)
-Как белка делает свой домик? (если белка не находит дупло, она делает себе жилище из веток и прутьев , внутри выстилает его мхом, лишайником, травой).
-Как называются детеныши белки? (бельчата) (слайд 8)
-Чем питаются белки? (орехами, желудями, ягодами, грибами, цветочными почками, ловят жуков и бабочек) Посмотрите, у меня есть всё, что любит белочка (демонстрация на подносе). (слайд 9)
-Почему о белках говорят «хорошая хозяйка»? (потому что летом они делают запасы на зиму).
Воспитатель: Да, белка очень запасливый зверек. Давайте поможем ей сделать запасы на зиму. Будем работать в парах (дети сами разбиваются на пары) и садятся за столы, где приготовлен счетный материал в виде грибов, ягод.
Задача со счетным материалом: Белка собрала 7 ягодок на зиму, ежик принес ей еще 2 грибочка. Сколько припасов заготовила белочка? (9 грибов).
Воспитатель: Молодцы! А еще белка запасает на зиму шишки. Я предлагаю выполнить зрительную гимнастику.
Выполняем стоя в одну линию, повернувшись к выходу.
Речевое сопровождение Зрительные упражнения
Как-то осенью в лесу
висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела
и тихонечко висела.
Лось сказал, что низко,
А зайчонок - высоко,
Белочка, сказала - близко,
А ежонок – далеко [1].
Смотреть на шишку на
вытянутой руке.
Движения глазами вниз.
Движения глазами вверх .Движения глазами на кончик носа.
Движения глазами вдаль.

Воспитатель: Как видят ваши глазки после гимнастики? (хорошо)
Значит теперь мы сможем нашими «острыми» глазками заметить различия белки и других зверей.
Дети встают перед мультимедиа.
Воспитатель: на каких животных похожа белка? (заяц, лиса, рысь, куница) (слайд 10)
Белка, как заяц, линяет. Для белки, как для зайца, куница – враг.
Белка, как зайчиха, кормит детенышей молоком.
Белка, как лиса, рыжая, как у лисы пушистый хвост. (слайд 11)
Белка, как куница, легко лазает по деревьям.
У белки, как у рыси, кисточки на ушах. (слайд 12)
Чем белка отличается от зайца? (слайд 10, возвращаемся)
У зайца длинные уши и короткий хвост, а у белки…..(короткие ушки и длинный хвост)
У белки есть дом, а у зайца…..(дома нет, он живет в траве)
Белка ловко лазает по деревьям, а заяц …..(быстро бегает по земле).
Белки питаются орехами, ягодами, грибами, желудями, а заяц…..(ест кору, веточки, хвою).
У белки – бельчата, а у зайца…..(зайчата).
Воспитатель: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Говори, не ошибись».
Я буду бросать вам «шишку» (мяч) и называть слово-описание, а вы вернете мне «шишку», сказав то же самое слово в сравнительной форме. Пример: красивый-еще красивее.
Мягкий- мягче
Быстрый-быстрее
Длинный – длиннее
Короткий- короче
Добрый- добрее
Злой- злее
Острый – острее
Заботливый – заботливее
Озорной-озорнее
Беспомощный –беспомощнее
Толстый – толще
Тонкий – тоньше.
Воспитатель: Устали? Пришло время отдохнуть. Для этого мы сами превратимся в белочек.
Дети одевают эмблемы, на которых изображена белка, и встают лицом к окну.
Физкультминутка
Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень [2].
Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята, вы так хорошо делали зарядку, что превратились в настоящих белок. А ведь нам пора составлять рассказ-описание о ней. Что же делать?
Дети: предлагают варианты
Я предлагаю придумать рассказ о белочке от ее имени по опорной таблице. Высвечивается на мультимедиа таблица и индивидуально каждому раздается схема (таблица обсуждается с детьми) (слайд 13)
Составление рассказов с выходом к магнитной доске, на которой рисунок белки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились ли вы с заданием издательства? Пора отправлять наши рассказы. В благодарность издательство дарит нам картинки белки для штриховки и сладкий сюрприз – конфеты «Белочка».
Ну а теперь подойдем к доске, к нашей белочке: если у вас все получилось сегодня и вам было интересно, подарите белочке большой гриб, а если нет – то маленький. Объясните, почему вы подарили именно этот гриб? Все ли получилось? Добились ли мы того, что планировали?

Приложение 1
Особенности подхода к детям с различными зрительными заболеваниями при работе за компьютером и при просмотре мультимедийных презентаций.
1. У ребенка диагноз «Близорукость (миопия)». При этом заболевании ребенок хорошо видит близко расположенные предметы и плохо удаленные. Дошкольник испытывает трудности в восприятии изображения на мультимедийном экране, утомляется при плохом освещении, не может переводить взор вдаль, вблизи. При посадке группы детей перед мультимедийным экраном, ребенок с миопией должен находиться на переднем плане.
2. При дальнозоркости (гиперметропия) у ребенка нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии. При этом диагнозе у дошкольника сужено поле обзора, ребенок быстро утомляется, могут возникать головные боли и неприятные ощущения в глазах. При дальнозоркости необходимо ограничивать ребенка в работе вблизи, чередовать зрительную работу вблизи с переведением взгляда вдаль. При посадке группы детей перед мультимедийным экраном, ребенок с дальнозоркостью должен сидеть на заднем плане.
3. Амблиопия – форма понижения остроты зрения. Если амблиопия нарушение врожденное, то ребенок не знает, что может видеть по-другому и воспринимает все как норму и сам жаловаться на зрение не будет. У ребенка с амблиопией снижаются функции зрения, скорость, точность зрительного восприятия. При посадке перед мультимедийным экраном дети с низкой остротой зрения занимают места впереди. Ребенку необходимо предложить подойти поближе для рассмотрения объекта, дать ему время для рассматривания изображения.
При разной остроте зрения обоих глаз (то есть при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом к центру.
Рассаживать детей перед экраном необходимо с учетом попеременной окклюзии (то есть если у ребенка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону).
4. У ребенка косоглазие (нарушение глазодвигательных функций). Это заболевание выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения. При косоглазии осложняется направление взгляда на объект, нет четкого видения предметов. Если у ребенка сходящееся косоглазие, то он должен быть в центре группы детей перед мультимедийным экраном. При расходящемся косоглазие, ребенок должен сидеть на заднем плане [3].

Список использованных источников
1. Кухмистрова Г.М. Методическая разработка. Зрительная гимнастика для детей. http://kindergenii.ru/metodiki/gum-for-glass.htm.
2. Марковцова Ю.В. Экологические физминутки https://prosveshhenie.ru/publikacii/doo/6181
3. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012. 123 с.
4. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006
Категория: Номинация 1 | Добавил: Ольга5933
Просмотров: 1158 | Загрузок: 203 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]