Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 1

Конспект НОД "Волк и лиса - лесные хищники" по ОО "Познавательное развитие"
[ · Скачать удаленно (25,44 Мб) ] 17.11.2016, 22:16

Цель – систематизировать знания детей о жизни лисы и волка в зимнее время.
Задачи:
1. Формировать представления детей о приспособленности хищников к добыванию пищи.
2. Обогащать словарный запас детей, упражнять в умении сравнивать и описывать животных.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание детей, восприятие.
4. Развивать любознательность, логическое мышление.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, любви к животным.
*- работа с триггерами в презентации
Ход занятия.
- Ребята, что за звуки слышны в нашей группе? Вы когда-нибудь слышали такие звуки? Кто это кричит? (Слайд 3-4). И я не могу понять, кто это. Давайте посмотрим на доску, может она нам поможет. Посмотрите, какой текст с картинками появился. Давайте попробуем прочитать (Слайд 5).
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)*
- Звуки, которые мы слышали издают лисы, охотники называют их тявканьем. В наших лесах живёт красная, или обыкновенная лиса, про неё мы и поговорим (Слайд 6). У обыкновенной лисы длинная мордочка (это помогает ей удерживать добычу в зубах), острые ушки, изящные лапки, густая и красивая шубка. Но главная гордость лисы – длинный, пушистый, с белым кончиком хвост (Слайд 7). По хвосту можно судить, в каком лисичка настроении: у сильного, бодрого зверя хвост гордо поднят вверх, у больного и усталого-опущен вниз, путается между лап, цепляется за корни и ветки, мешает бежать.
- Давайте подумаем, почему же она так кричала лиса? Какое сейчас время года? (Ответы детей).
- Правильно, зима. Как же живется лисе зимой? Почему ей трудно в это время года? (Ответы детей).
- Правильно, зимой сложно добыть себе питание. А чем питается лиса? (Слайд 8). Мышевидными грызунами, мелкими птицами, зайцами, крупными насекомыми, различными плодами, ягодами. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
Зимой насекомых, ягод нет (Слайд 8), остаются только мелкие животные. Зайцы умеют запутывать следы*, мелкие птицы улетели на юг*, а те, кто остался зимовать с нами, перебрались ближе к людям*, мыши спрятались глубоко под снегом*. Как же лиса их добывает? Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки (Слайд 9). У нее очень острый нюх, даже сквозь толщу снега она слышит запах мышей. И тогда начинается охота. Когда лиса так охотиться на мышей, говорят – лиса мышкует. Зимой узорчатые цепочки ее следов пересекают поля, перелески, овраги, теряясь на дорогах и тропах и переплетаясь вокруг скирд соломы, куч валежника и других мест, где обычны мыши и полевки (Слайд 9 – гиперссылка - Фильм «Лиса мышкует»).
Педагог продолжает:
- У каждой лисы свой охотничий участок, который она хорошо знает, постоянно его обследует. На сегодняшний день лиса является одним из самых полезных животных в лесу. Конечно, она немало разоряет гнёзд птиц, но при этом остаётся защитником природы. Так как она питается жуками, червяками и разными грызунами, которые вредят и сельскому хозяйству и деревьям в лесу.
- Давайте все превратимся в зайцев и попробуем обмануть лису.
Проводится физминутка (Слайд 10 – работа с триггерами)
*Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
*Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
*Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
*Убежали под кусток* (присесть).
- Не смогла лиса поймать зайцев!
- Ребята, вы наверно уже знаете, как называется жилище лисы? (Ответы детей).
- Правильно живёт лиса обычно в норе (Слайд 11), так как у неё маленькие лапки с острыми коготками, достаточно быстро может сделать себе жильё. Следы лисы*, чем то напоминают собачьи, но если приглядеться, то можно заметить различие. Например, если рассматривать след лисы, то между отпечатками двух крайних пальцев можно проложить спичку, а собака имеет более овальную форму следа. Если рассматривать жильё лисы (Слайд 12), то можно увидеть целый дом, который состоит из нескольких входов и выходов.
Начинают его строить весной или летом, чтобы к зиме уже было, где жить. К зиме остаётся открытым только один вход (Слайд 13), остальные заткнуты мхом с лета. Так тепло самой лисе и маленьким лисятам.
Иногда лиса занимает чужую нору. Бывают и такие ситуации, когда она живёт вместе с барсуком в одной норе. Но такое соседство длится недолго, лиса хитрее барсука и, в конце концов, выгоняет его. Барсучья нора ей нравится своей глубиной и простором. К тому же, самой копать не нужно.
У лисы рождается обычно десять лисят (Слайд 14), внешне они напоминают маленьких волчат, только окрас хвоста даёт им отличие. Если всё потомство переживет суровую зиму, то прекрасно будут жить до осени, пока маленькие лисята не вырастут и не покинут своих родителей.
Лиса очень умное, хитрое животное. В сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз (Слайд15). А еще хвост служит ей рулём. Когда лиса бежит, он помогает ей быстро поворачиваться.
- Ой, опять какие-то звуки (Слайд16-17). А это кто так выть может? На экране нас ждет подсказка (Слайд 18)?
*Серый, *зубастый
*По лесу рыщет
*Зайчат, *оленей *ищет
- Ну, конечно, это волк (Слайд 19). А что вы знаете о волках? На какое домашнее животное похож волк? (Ответы детей)
- Правильно – на собак (Слайд20).. Оказывается, далекими предками собак были волки*. Человек и волк жили рядом, охотились за одними и теми же зверями. Но люди оказались сильнее, так как у них было оружие.
- А как вы думаете, почему волки воют (Слайд 21)? В вое волка можно услышать фырканье и лай, рычание, щелканье зубами, скуление, тявканье. Волчий вой всегда имеет определенный смысл. Он может означать угрозу, тоску, отчаяние, печаль, давать сигнал о захваченной добыче, предупреждать об опасности.
Волки воют поодиночке или целой группой*. Подавая голос, одинокий волк информирует о местонахождении, предупреждает об опасности или о том, что данная территория занята.
Волки живут чаще всего парами (Слайд 22) или семьями*. В одной семье может насчитываться до 40 особей. К зиме волки собираются в стаи (Слайд 23). Так легче добыть пищу, бороться с врагами, со стужей. Давайте послушаем, как волки передвигаются в стаях (фильм «Как передвигается стая волков» - гиперссылка).
- Как называется жилище волка? (Ответы детей).
- Логовом волкам (Слайд 24) служат чаще всего естественные убежища: яма под корнями упавшего дерева, скрытое место среди бурелома, рытвина на склоне оврага или расщелина среди скал в горах. Нередко хищники используют готовые норы барсуков, сурков или других зверей, расширяя один из ходов.
Волчата у волков рождаются весной (Слайд 25). Когда рождаются волчата, мать волчица живет с ними в логове. Она их облизывает, ласкает, чистит. Пока детеныши не откроют глаза, за ними ухаживает мать, а когда они подрастут, с ними нянчатся другие волки. Они их кормят, играют.
А в это время мать волчица вместе с отцом волком охотятся (Слайд 26). Во время охоты волки охотятся почти бесшумно, они бегают на самых кончиках пальцев*. У него сильные мускулистые ноги и размашистая походка, и он может долго бежать рысью со скоростью 9 км/час, а в погоне за оленями и лосями разгоняться до 60 км/час – это скорость, с которой едет машина. На охоте нос, а не уши или глаза, первым подсказывает волкам, где нужно искать добычу. Оружие волка - это зубы. Их в его пасти целых 42.
- Чем же питаются волки? (Слайд 27). Питаются волки дикими животными: кабанами, лосями, оленями*, зайцами*. Давайте посмотрим, как волки охотятся (Слайд 28 – фильм «Охота волков»). То есть, волк питается мясом как мелких, так и крупных зверей. С давних времен за волком закрепилась слава животного, исполняющего в лесу функции санитара леса. Причина в том, что при всей свой силе волк в одиночку не может справиться с взрослым лосем или кабаном. Даже при охоте в стае, чаще всего, волки выбирают молодое или больное животное. Таким образом, они предотвращают развитие эпидемий у своих жертв. В голодное время волки часто приходят к деревням (Слайд 29), селам. Нападают на лошадей, коров, овец и коз. Очень часто жертвами волков становятся домашние собаки, которых они хватают ночами прямо в поселках или выманивают за околицу. Хищники чаще всего выходят на охоту ночью нежили днем, поскольку добыча не ждет нападения и спит, поэтому ее легко поймать. Искать добычу помогает острый нюх (Слайд 30), хороший слух и большие глаза с огромными зрачками. Пойманную добычу волки разгрызают с помощью зубов (Слайд 31). Они у волка очень острые, сильные.
-А что еще помогает волку в охоте? Посмотрите, какие у волка лапы (Слайд 32). Что вы можете о них сказать? Такие лапы помогают волку догонять добычу по глубокому снегу. Обратите внимание на хвост волка. Он волку служит рулем и помогает общению с другими животными.
Вот такая нелегкая жизнь, особенно зимой у волка и лисы.
- Ребята, давайте вспомним, (Слайд 33), что же общего у лисы* и у волка**?
- Давайте попробуем составить цепь питания (Слайд 34) лисы** и волка** (составляют).
Педагог поясняет:
- Пищевая цепь состоит из звеньев. Первое звено - это растения. Второе – это самые разнообразные животные, которые питаются растениям. Их называют растительноядными животными. Третье звено в пищевой цепи – это животные, которые питаются другими животными. Их называют плотоядными животными или хищниками.
- Нужны ли волк и лиса в лесу? Какую пользу они приносят? (Их называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.)
Слайд 35. - Как называется жилище лисы? * А волка*? *
Слайд 36. - Чьи это следы? **
Слайд 37. - Составьте рассказ о лисе (о волке – слайд 38). (Дети составляют описательные рассказы о животных, с опорой на схему). На слайде 37,38 имеется гиперссылка на художественные тексы. При желании, если останется время, или в совместной деятельности педагог сможет прочитать воспитанникам данные произведения для закрепления полученных знаний.
- Молодцы, ребята (слайд 39). Я думаю, сегодня мы хорошо поработали и узнали много нового.

Литература.
1. Карпушова В.Н. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, Часть 1, Сыктывкар, Коми РИПППКРНО, 1993.
2. Карпушова В.Н. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, Часть 2, Сыктывкар, Коми РИПППКРНО, 1993.
3. Интернет-ресурсы:
http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskazy_o_lise/
https://yandex.ru/video/
https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fs1.1zoom.ru%2Fbig3%2F745%2F356798-sepik.jpg&text=%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D1%81%20%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC&noreask=1&pos=6&lr=19&rpt=simage
http://www.8lap.ru/section/interesnye-fakty/kak-zhivet-lisa-zimoy-v-lesu-i-chem-ona-pitaetsya/
rodnaya-tropinka.ru
https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B5&lr=19

Категория: Номинация 1 | Добавил: СвАнВа
Просмотров: 2745 | Загрузок: 385 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/11
Всего комментариев: 1
1 elepozdeeva  
Очень необычное начало занятия, думаю, детям понравится, заинтересует их. Автор творчески подошла к составлению конспекта. Молодец!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]