Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 7 |
Разработка урока "Удивительный мир хореграфии"
[ · Скачать удаленно () ] | 20.11.2016, 23:23 |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №35 с углубленным изучением отдельным предметов» города Воркуты Тема: «Удивительный мир хореографии» Разработала педагог дополнительного образования Канапицкайте Э.В. Воркута, 2016 год Педагог (ФИО): Канапицкайте Эрика Витаутовна Школа, класс: МОУ «СОШ №35 с УИОП», 4 класс Тема урока: «Удивительный мир хореографии» Тип урока: открытие нового знания Цель урока (доминирующая): сформировать представление учащихся об искусстве танца народов мира ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: Метапредметные (развивающие): - Коммуникативные: развивать умение точно и полно отвечать на вопросы преподавателя, внимательно слушать преподавателя, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. - Регулятивные: оценивать результат своей деятельности; уметь ставить цель урока. - Познавательные: развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Предметные (образовательные): организация деятельности учащихся по изучению и первичному представлению хореографического искусства Личностные (воспитательные): понимать значение хореографии в жизнедеятельности человека Основные методы: наглядный, словесный. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная Оборудование: проектор, экран, компьютер для показа презентации. Оформление доски: Экран для показа презентации Дата проведения. Тема урока. План урока: № Этап урока Регламент 1 Организационный момент 1’ 2 Актуализация знаний. Определение учебной задачи 7’ 3 Поиск решения учебной задачи. 20’ 4 Первичное усвоение новых знаний 10’ 5 Первичное закрепление знаний 5’ 6 Рефлексия деятельности 2’ 7 Информирование о домашнем задании 1’ Ход работы Этапы занятия Деятельность преподавателя Формирование УУД Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие в мир хореографии и узнаем много нового и интересного. Регулятивные: Умение организовать свое место. Актуализация знаний. Определение учебной задачи. Ребята, а как вы думаете, что такое хореография? - Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим искусством, не испытывал той радости, которую дарит людям танец? (Слайд 1) - Скажите, а что такое танец? - Ребята, как вы думаете, танцы, которые были раньше отличались от нынешних? -Чем они отличались? Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство, как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни, используя слаженные движения. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении (Слайд 2) Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Регулятивные: Постановка цели урока, на основе уже имеющихся знаний. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, основанные на уже имеющихся знаниях. Познавательные: повторение изученного. Предметные: умение определять учебную задачу. Поиск решения учебной задачи. - Какой танец изображен на картинке? (Слайд 3) Хоровод — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью. -Что символизирует круг? -Хоровод знаменует собой движение солнца, как символ жизни, урожая, процветания. -Ребята, как вы думаете, что такое фольклорный танец? (Слайд 4) Фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). Характерные особенности национальной культуры начали формироваться в далёком прошлом, это касается песен, танцев, одежды и даже причёски. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы). При исполнении многих танцев танцовщики часто держат в руках народные музыкальные инструменты, бытовые аксессуары или оружие. Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль. -Как можно по-другому назвать фольклорный танец? -Сегодня мы с вами узнаем, как танцуют в разных уголках планеты -Посмотрите на слайд, как вы думаете, что это за танец? (Слайд 5) -В какой стране его исполняют? В древние времена иноземцы называли народы дагестана Лезгинами, отсюда и произошло название танца – Лезгинка. У многих народов есть свои ритуальные танцы. Танец "Лезгинка" сохранил отголоски далеких времен - языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов, преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих "орлов" выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства "орлов". -Яркие, открытые костюмы, перья блестки. Какая же страна исполняет такой танец и как он называется? Самба - это бразильский танец, который уходит корнями в штат Баия. Со временем, появились первые школы самбы в количестве до пятидесяти человек, которые проходили парадами по улицам. Первые бразильские карнавалы появились в двадцатых - тридцатых годах. На сегодняшний день они стали традиционными не только для Рио-де-Жанейро, но и для других крупных городов. Карнавал давно превратился в соревнования, на которых разные школы самбы соревнуются за звание "Лучшей школы самбы". Самба дает возможность почуствовать глубину ритма, научиться управлять своим телом и наслаждаться движением. Её часто называют «Южноамериканским вальсом», ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцевальные направления: -Как вы думаете, могут ли один и тот же танец исполнять в разных странах? (Слайд 6) В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская. Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием. Изначально танец зародился во Франции. Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров. Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской и т.д. -Посмотрите на эти пышные и цветные юбки, у какого танца такие костюмы? Цыганские традиции глубоко проникли в культуры других народов. Ведь цыгане – это кочевники, расселившиеся по всему миру. Свои уникальные танцы и песни ромалы обогатили искусством тех стран, в которых они проживали, создав самобытный и своеобразный культурный пласт. Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы». Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом, в том числе и незаконным. Неудачи в других профессиях, нищета и невезение нередко толкали цыган на воровство. Доведённые нуждой до отчаяния, цыганки занимались попрошайничеством, учили этому и детей. Во многих случаях попрошайничество и гадание становилось основной профессией цыганок Музыкальная одарённость этой нации удивительна. Талант к пению и пляске цыгане как будто получают при рождении. Цыганский малыш ещё едва ползает, а уже поводит плечиками и подпевает взрослым. Цыганки надевают юбки и под них ещё несколько слоев юбок. Как вы думаете, зачем? -Посмотрите на изображение. Четкая постановка рук, танец исполняется в паре. Этот танец называется Пасодобль (Слайд 7) Пасодобль – это испанский танец. В переводе с испанского, Paso doble означает «двойной шаг», так как каждый второй шаг в танце подчеркнут. Пасодобль, как и многие испанские танцы, отображает один из аспектов жизни и быта испанцев, а именно корриду – бой быков. Это своеобразное театрализованное действие, где партнер изображает гордого, уверенного в себе тореро, а партнерша – его плащ. Иногда партнерша может изображать другого тореро, и очень редко – поверженного быка. Главная роль в пасодобле отводится партнеру, поэтому часто пасодобль называют «танцем мастера». Тореро предстоит донести зрителю свою гордость, смелость, надменность, превосходство. Партнерша, имитируя красную ткань в руках тореро, держится на расстоянии, с гибкостью и изяществом подстраиваясь под движения мужчины. В танце должна ощущаться напряженность между партнерами, скрытая экспрессия. Движения пасодобля строги, и дают исполнителям лишь небольшую артистическую свободу. Музыка пасодобля энергична, темпераментна, зажигательна. От партнеров требуется глубокое проникновение в музыкальное сопровождение. Ритмически музыка пасодобля соответствует цыганскому танцу "Espana Cani", в котором присутствуют три музыкальных акцента. Эти же акценты присутствуют и в пасодобле. Первый акцент – начало корриды, второй – бой с быком, третий – торжество победы. -Ребята, как вы думаете, что это за танец? Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5 тыс. лет назад. Считается, что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов, в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива - один из трех великих богов индуизма. Индийский танец тесно связан с преданиями и мифами. Есть даже поэмы, написанные специально для постановки танцев на их основе. Религия не только разрешает, но и одобряет танец, в храмах есть специальные площади для ритуальных танцев, а на стенах можно увидеть изображения танцующих. -Ребята, конечно, танцы, которые танцуют в Европе отличаются от танцевального творчества Азии. Посмотрите внимательно на слайд (Слайд 8) - Какие отличительные особенности вы видите в костюмах азиатских народов? -Какие предметы могут присутствовать в танце? -А теперь посмотрите на танцы европейских народов (Слайд 9) -Какие отличительные особенности вы заметили? -Какие танцы вы узнали? -Конечно же, танцы всего мира отличаются друг от друга. У каждого народа есть свои особенности. Отличаются костюмы, у некоторых народов есть предмет, с которым они не расстаются на протяжении всего танца, отличается ритм, темп, фигуры танцы и многое другое. Музыкальная физминутка. -А теперь мы с вами отправимся в прошлое и поговорим о старинных танцах. -Какие танцы представлены на слайде? (Слайд 10) -Что вы можете сказать о них? Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. -Посмотрите на следующий слайд, какие танцы видите? (Слайд 11) -Как можете описать эти танцы? Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto, буквально — танец гавотов, жителей области Овернь), старинный французский танец народного происхождения. Музыка — светлая, изящная, иногда с торжественным оттенком. Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Полька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем. В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократически -Посмотрите на изображения, как называется данный вид творчества? (Слайд 12) Балет (от ballare — танцевать) — так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Балет является сценическим танцем, то есть он предназначен для зрителей, в отличие от бального (бытового) танца, который изначально был предназначен для самих танцующих. -Как называется танцевальная обувь, в которой танцуют балет? (Слайд 13) -Как называется танцевальная юбка, созданная специально для балета? -Молодцы! -Конечно, танцы со временем менялись. Менялись движения, они становились более раскрепощенными, ритмичными и красочными. Некоторые костюмы стали более открытые, длина юбок изменилась, появилось большое разнообразие самых невероятных костюмов. На слайдах вы можете увидеть, какие изменения произошли (Слайд 14,15) Коммуникативные: Умение слушать учителя и других, строить полный грамотный ответ на вопрос. Познавательные: повторение изученного. Предметные: знакомство с новыми танцами Личностные: умение высказать свою точку зрения. Коммуникативные: Умение слушать учителя и других, строить полный грамотный ответ. Познавательные: развитие умения самостоятельно вычленять знания. Предметные: знакомство новой хореографией Личностные: умение высказать свою точку зрения. Коммуникативные: владение навыком выборочного чтения, развитие связной речи. Познавательные: развитие логического мышления. Предметные: знакомство с разными танцами. Личностные: умение высказать свою точку зрения. Регулятивные: умение организовать себя на работу. Первичное усвоение новых знаний - Молодцы! Вы были очень внимательны. А сейчас для того, чтобы закрепить полученные нами знания о танцевальном творчестве, мы посмотрим интересный видеоролик. Видеоролик. - Какие факты, увиденные на экране, вы уже знали? - Что узнали нового? -Как вы думаете, что хотели передать артисты в своем танце? Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при ответе на вопросы. Регулятивные: Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: получение новых знаний, закрепление уже имеющихся. Предметные: вычленение новой информации из просмотра видеоролика. Первичное закрепление знаний - Сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были сегодня на уроке. Кто покажет наибольшее количество приобретённых знаний, тот получит отметку за урок (Слайд 16) - Молодцы! Вы были очень внимательны на уроке, особенно Ваня, Ангелина, Влад и Виолетта. Личностные: вычленить усвоенные знания о хореографии, а также пробелы в знаниях и заполнить их. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, основанные на уже имеющихся знаниях. Рефлексия деятельности - Какова была тема сегодняшнего урока? - А какова была цель нашего занятия? - Что нового мы сегодня узнали? - Что было для вас самым интересным? - Что оказалось сложным? -Великий мир танца! Танец- это театр пластики, мимики и жеста. Язык телодвижений - самый выразительный и эмоциональный. Может быть поэтому танец- это самый массовый вид искусства. Танец - это движение. Движение-это жизнь. Давайте же танцевать! Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, оценивать собственную деятельность. Регулятивные: осознание учащимися того, что ими усвоено. Информирование о домашнем задании. -Подготовить рассказ о любом народном танце Регулятивные: Способность мобилизации сил и энергии к волевому усилию. | |
Просмотров: 556 | Загрузок: 250 | |
Всего комментариев: 0 | |