Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 7

Разработка урока "Удивительный мир хореграфии"
[ · Скачать удаленно () ] 20.11.2016, 23:23
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №35
с углубленным изучением отдельным предметов»
города Воркуты

Тема: «Удивительный мир хореографии»

Разработала педагог дополнительного образования
Канапицкайте Э.В.

Воркута, 2016 год

Педагог (ФИО): Канапицкайте Эрика Витаутовна
Школа, класс: МОУ «СОШ №35 с УИОП», 4 класс
Тема урока: «Удивительный мир хореографии»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока (доминирующая): сформировать представление учащихся об искусстве танца народов мира
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
 Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: развивать умение точно и полно отвечать на вопросы преподавателя, внимательно слушать преподавателя, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
- Регулятивные: оценивать результат своей деятельности; уметь ставить цель урока.
- Познавательные: развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
 Предметные (образовательные): организация деятельности учащихся по изучению и первичному представлению хореографического искусства
 Личностные (воспитательные): понимать значение хореографии в жизнедеятельности человека
Основные методы: наглядный, словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная
Оборудование: проектор, экран, компьютер для показа презентации.
Оформление доски:

Экран для показа презентации



Дата проведения.
Тема урока.

План урока:
№ Этап урока Регламент
1 Организационный момент 1’
2 Актуализация знаний. Определение учебной задачи 7’
3 Поиск решения учебной задачи. 20’
4 Первичное усвоение новых знаний 10’
5 Первичное закрепление знаний 5’
6 Рефлексия деятельности 2’
7 Информирование о домашнем задании 1’

Ход работы

Этапы
занятия Деятельность преподавателя
Формирование УУД
Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие в мир хореографии и узнаем много нового и интересного. Регулятивные:
Умение организовать свое место.
Актуализация знаний. Определение учебной задачи. Ребята, а как вы думаете, что такое хореография?
- Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим искусством, не испытывал той радости, которую дарит людям танец? (Слайд 1)
- Скажите, а что такое танец?
- Ребята, как вы думаете, танцы, которые были раньше отличались от нынешних?
-Чем они отличались?
Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство, как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни, используя слаженные движения. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении (Слайд 2)
Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Регулятивные:
Постановка цели урока, на основе уже имеющихся знаний.
Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли, основанные на уже имеющихся знаниях.
Познавательные:
повторение изученного.
Предметные: умение определять учебную задачу.
Поиск решения учебной задачи. - Какой танец изображен на картинке? (Слайд 3)
Хоровод — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.
Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью.
-Что символизирует круг?
-Хоровод знаменует собой движение солнца, как символ жизни, урожая, процветания.
-Ребята, как вы думаете, что такое фольклорный танец? (Слайд 4)
Фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). Характерные особенности национальной культуры начали формироваться в далёком прошлом, это касается песен, танцев, одежды и даже причёски. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы). При исполнении многих танцев танцовщики часто держат в руках народные музыкальные инструменты, бытовые аксессуары или оружие. Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль.
-Как можно по-другому назвать фольклорный танец?
-Сегодня мы с вами узнаем, как танцуют в разных уголках планеты
-Посмотрите на слайд, как вы думаете, что это за танец? (Слайд 5)
-В какой стране его исполняют?
В древние времена иноземцы называли народы дагестана Лезгинами, отсюда и произошло название танца – Лезгинка.
У многих народов есть свои ритуальные танцы. Танец "Лезгинка" сохранил отголоски далеких времен - языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов, преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих "орлов" выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства "орлов".
-Яркие, открытые костюмы, перья блестки. Какая же страна исполняет такой танец и как он называется?
Самба - это бразильский танец, который уходит корнями в штат Баия. Со временем, появились первые школы самбы в количестве до пятидесяти человек, которые проходили парадами по улицам. Первые бразильские карнавалы появились в двадцатых - тридцатых годах. На сегодняшний день они стали традиционными не только для Рио-де-Жанейро, но и для других крупных городов. Карнавал давно превратился в соревнования, на которых разные школы самбы соревнуются за звание "Лучшей школы самбы".
Самба дает возможность почуствовать глубину ритма, научиться управлять своим телом и наслаждаться движением. Её часто называют «Южноамериканским вальсом», ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцевальные направления:

-Как вы думаете, могут ли один и тот же танец исполнять в разных странах? (Слайд 6)
В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская. Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.
Изначально танец зародился во Франции. Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.
Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской и т.д.
-Посмотрите на эти пышные и цветные юбки, у какого танца такие костюмы?
Цыганские традиции глубоко проникли в культуры других народов. Ведь цыгане – это кочевники, расселившиеся по всему миру. Свои уникальные танцы и песни ромалы обогатили искусством тех стран, в которых они проживали, создав самобытный и своеобразный культурный пласт.
Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».
Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом, в том числе и незаконным. Неудачи в других профессиях, нищета и невезение нередко толкали цыган на воровство. Доведённые нуждой до отчаяния, цыганки занимались попрошайничеством, учили этому и детей. Во многих случаях попрошайничество и гадание становилось основной профессией цыганок
Музыкальная одарённость этой нации удивительна. Талант к пению и пляске цыгане как будто получают при рождении. Цыганский малыш ещё едва ползает, а уже поводит плечиками и подпевает взрослым.
Цыганки надевают юбки и под них ещё несколько слоев юбок. Как вы думаете, зачем?
-Посмотрите на изображение. Четкая постановка рук, танец исполняется в паре. Этот танец называется Пасодобль (Слайд 7)
Пасодобль – это испанский танец. В переводе с испанского, Paso doble означает «двойной шаг», так как каждый второй шаг в танце подчеркнут. Пасодобль, как и многие испанские танцы, отображает один из аспектов жизни и быта испанцев, а именно корриду – бой быков. Это своеобразное театрализованное действие, где партнер изображает гордого, уверенного в себе тореро, а партнерша – его плащ. Иногда партнерша может изображать другого тореро, и очень редко – поверженного быка.
Главная роль в пасодобле отводится партнеру, поэтому часто пасодобль называют «танцем мастера». Тореро предстоит донести зрителю свою гордость, смелость, надменность, превосходство. Партнерша, имитируя красную ткань в руках тореро, держится на расстоянии, с гибкостью и изяществом подстраиваясь под движения мужчины. В танце должна ощущаться напряженность между партнерами, скрытая экспрессия. Движения пасодобля строги, и дают исполнителям лишь небольшую артистическую свободу.
Музыка пасодобля энергична, темпераментна, зажигательна. От партнеров требуется глубокое проникновение в музыкальное сопровождение. Ритмически музыка пасодобля соответствует цыганскому танцу "Espana Cani", в котором присутствуют три музыкальных акцента. Эти же акценты присутствуют и в пасодобле. Первый акцент – начало корриды, второй – бой с быком, третий – торжество победы.
-Ребята, как вы думаете, что это за танец?
Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5 тыс. лет назад. Считается, что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов, в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива - один из трех великих богов индуизма. Индийский танец тесно связан с преданиями и мифами. Есть даже поэмы, написанные специально для постановки танцев на их основе. Религия не только разрешает, но и одобряет танец, в храмах есть специальные площади для ритуальных танцев, а на стенах можно увидеть изображения танцующих.
-Ребята, конечно, танцы, которые танцуют в Европе отличаются от танцевального творчества Азии. Посмотрите внимательно на слайд (Слайд 8)
- Какие отличительные особенности вы видите в костюмах азиатских народов?
-Какие предметы могут присутствовать в танце?
-А теперь посмотрите на танцы европейских народов (Слайд 9)
-Какие отличительные особенности вы заметили?
-Какие танцы вы узнали?
-Конечно же, танцы всего мира отличаются друг от друга. У каждого народа есть свои особенности. Отличаются костюмы, у некоторых народов есть предмет, с которым они не расстаются на протяжении всего танца, отличается ритм, темп, фигуры танцы и многое другое.
Музыкальная физминутка.
-А теперь мы с вами отправимся в прошлое и поговорим о старинных танцах.
-Какие танцы представлены на слайде? (Слайд 10)
-Что вы можете сказать о них?
Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па.
Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника.
-Посмотрите на следующий слайд, какие танцы видите? (Слайд 11)
-Как можете описать эти танцы?
Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto, буквально — танец гавотов, жителей области Овернь), старинный французский танец народного происхождения. Музыка — светлая, изящная, иногда с торжественным оттенком.
Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Полька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократически
-Посмотрите на изображения, как называется данный вид творчества? (Слайд 12)
Балет (от ballare — танцевать) — так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Балет является сценическим танцем, то есть он предназначен для зрителей, в отличие от бального (бытового) танца, который изначально был предназначен для самих танцующих.
-Как называется танцевальная обувь, в которой танцуют балет? (Слайд 13)
-Как называется танцевальная юбка, созданная специально для балета?
-Молодцы!
-Конечно, танцы со временем менялись. Менялись движения, они становились более раскрепощенными, ритмичными и красочными. Некоторые костюмы стали более открытые, длина юбок изменилась, появилось большое разнообразие самых невероятных костюмов. На слайдах вы можете увидеть, какие изменения произошли (Слайд 14,15)

Коммуникативные:
Умение слушать учителя и других, строить полный грамотный ответ на вопрос.
Познавательные:
повторение изученного.
Предметные: знакомство с новыми танцами
Личностные: умение высказать свою точку зрения.

Коммуникативные:
Умение слушать учителя и других, строить полный грамотный ответ.
Познавательные:
развитие умения самостоятельно вычленять знания.
Предметные: знакомство новой хореографией
Личностные: умение высказать свою точку зрения.

Коммуникативные:
владение навыком выборочного чтения, развитие связной речи.
Познавательные:
развитие логического мышления.
Предметные: знакомство с разными танцами.
Личностные: умение высказать свою точку зрения.
Регулятивные: умение организовать себя на работу.
Первичное усвоение новых знаний - Молодцы! Вы были очень внимательны. А сейчас для того, чтобы закрепить полученные нами знания о танцевальном творчестве, мы посмотрим интересный видеоролик.
Видеоролик.
- Какие факты, увиденные на экране, вы уже знали?
- Что узнали нового?
-Как вы думаете, что хотели передать артисты в своем танце?
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при ответе на вопросы.
Регулятивные:
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные:
получение новых знаний, закрепление уже имеющихся.
Предметные: вычленение новой информации из просмотра видеоролика.
Первичное закрепление знаний - Сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были сегодня на уроке. Кто покажет наибольшее количество приобретённых знаний, тот получит отметку за урок (Слайд 16)
- Молодцы! Вы были очень внимательны на уроке, особенно Ваня, Ангелина, Влад и Виолетта.

Личностные:
вычленить усвоенные знания о хореографии, а также пробелы в знаниях и заполнить их.
Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли, основанные на уже имеющихся знаниях.

Рефлексия деятельности - Какова была тема сегодняшнего урока?
- А какова была цель нашего занятия?
- Что нового мы сегодня узнали?
- Что было для вас самым интересным?
- Что оказалось сложным?
-Великий мир танца! Танец- это театр пластики, мимики и жеста. Язык телодвижений - самый выразительный и эмоциональный. Может быть поэтому танец- это самый массовый вид искусства.
Танец - это движение. Движение-это жизнь. Давайте же танцевать!
Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли, оценивать собственную деятельность.
Регулятивные: осознание учащимися того, что ими усвоено.
Информирование о домашнем задании. -Подготовить рассказ о любом народном танце Регулятивные:
Способность мобилизации сил и энергии к волевому усилию.
Категория: Номинация 7 | Добавил: kaerika
Просмотров: 512 | Загрузок: 221 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]