Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 5 |
«Внеурочное учебное занятие по химии и физике «Что? Где? Когда? Вопросы от …»
[ · Скачать удаленно () ] | 15.11.2016, 19:04 |
Внеурочное учебное занятие по химии и физике «Что? Где? Когда? Вопросы от …» для учащихся 9-11 классов Авторы: учитель химии Савчук Оксана Васильевна и учитель физики Сучкова Елена Владимировна МОУ “СОШ» пгт. Кожва г. Печора Цель: создание условий, способствующих расширению и реализации через практическую деятельность знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла (химия и физика). Задачи: Образовательные: - расширить знания учащихся по химии и физике, показать единство мира, взаимосвязи наук в развитии природы и общества; - расширить кругозор обучащихся по предметам естественно-научного цикла; - способствовать развитию познавательного интереса к урокам химии и физики. Развивающие: - способствовать развитию ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, познавательных, интеллектуальных и творческих) в процессе приобретения знаний и умений по химии и физике; - продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы; - формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение. Воспитательные: - научить учащихся ценить знания, полученные в процессе развития человечества; - показать возможности познания природы, необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; - воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели, умение и навыки работы в команде. Оборудование и ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация к учебному занятию Microsoft PowerPoint (приложение 1). Форма занятия (тип занятия): интегрированный игровой урок. Дидактические методы обучения: ИКТ, групповая работа, наглядно-иллюстративный, проблемный. Формы организации учебной деятельности: работа в группах. Актуальность занятия: Отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут изучаться изолированно друг от друга. Установление межпредметных связей способствует более глубокому усвоению знаний, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Одним из путей реализации межпредметных связей являются интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. Интеграция способствует формированию научного мировоззрения, осознанию единства материального мира и связи его с миром духовным. Внеурочное занятие в форме игры интеллектуального направления способствует формированию всех типов ключевых компетенций и развитию личности ученика. Современный учебный процесс позволяет сочетать продуктивные традиционные игровые формы и современные ИКТ-технологии. При проведении урока-игры используется групповая форма организации учеников, таким образом, формируются коммуникативные компетенции, умение работать в команде, согласовывать интересы. По окончанию игры проводится итоги игры в форме рефлексии. Условия игры «Что? Где? Когда? Вопросы от …»: играют две команды. Капитан команды будет определять игрока, отвечающего на вопрос. На обдумывание вопроса даётся одна минута, время фиксируется с помощью часов на экране презентации. За каждый ответ дается 2 балла: 1 балл за правильный ответ и 1 балл за объяснения с точки зрения науки. Игра состоит из 12 вопросов по два раунда. Приложение 2 содержит вопросы и ответы, которые озвучивает ведущий. Счёт в раундах показывает победителя. Количество баллов, набранных командой, может использоваться для выставления оценок. Для каждой команды предлагается озвучить лучший вопрос, лучшего игрока — рефлексия занятия. Инструкция к игре «Что? Где? Когда? Вопросы от …» для учителя, который проводит игру: - Слайд 1, 2: начало игры, вступительное слово ведущего. - Слайд 3: раунд первый. По щелчку мыши по «волчку» запускает игровой барабан. Когда стрелка остановится, нужно перейти на слайд с вопросами по гиперссылкам. Для этого необходимо нажать на номер вопроса (для 11 вопроса на первую цифру, для 12 вопроса - на вторую цифру). - Слайды 4-15: слайды с вопросами; появляются при щелчке мыши. Нажатием на песочные часы запускается время на размышления, через 1 минуту прозвучит сигнал. Ответ появляется при нажатии на кнопку «Ответ». Возврат на слайд с игровым полем (слайд 3) осуществляется нажатием на картинку «совы». - Слайды 16-28: раунд второй. Работают по аналогии со слайдами 3-15. Список источников: 1. Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/images/ картинки; 2. Вопросы для игры http://db.chgk.info; 3. И.Б.Ланина. 100 игр по физике. Книга для учителя. Изд-во «Просвещение», 1995. 4. В.С.Благодаров. Физика 7-11кл. Организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия. Изд-во «Учитель», 2014. 5. Г.И. Штремплер. Химия на досуге. Изд-во «Просвещение», 1993. 6. Л.Е.Сомин. Увлекательная химия. Изд-во «Просвещение», 1978. Приложения к внеурочному учебному занятию по химии и физике «Что? Где? Когда? Вопросы от …». Приложение 1. Ссылка на файл презентации к игре https://yadi.sk/i/V48dQCd0yWust Приложение 2. Ссылка на видеофайл проведённого занятия https://youtu.be/N1Br-iXZbkg Приложение 3. Вопросы и ответы к игре. Первый раунд № 7 Вопрос от… Алисы – героини сказок Л. Кэролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Используя ЭТО, из двух спичек, не ломая их, можно построить квадрат. Назовите ЭТО! Ответ: зеркало № 2 Вопрос от… Александра Грэхема Белла - шотландского изобретателя, известного предпринимателя Мой отец и дед занимались исследованиями звуковых волн. Я с отцом разрабатывал методику распознавания речи глухими людьми и занимался акустическими экспериментами. Что я изобрёл? Ответ: телефон № 8 Вопрос от…: Я астроном – открыл атмосферу на Венере. Я метеоролог – предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы. Я художник – вспомните мое панно «Полтавская баталия». А профессия моя – химик. Как меня зовут? Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов № 4 Вопрос от… Ханса Кристиана Эрстеда – датского ученого: Впервые этот металл был получен мной в 1825 г. с помощью электрического тока. Император Наполеон III заменил серебряную посуду в своем дворце на более дорогую и уникальную – из этого металла. О каком металле идет речь? Ответ: Алюминий № 1 Вопрос от… Степана Петровича Щипачева – советского поэта: В простых и сложных веществах Все элементы изучались, Их сочетания в телах Веками лишь распознавалось. В разнообразиях они Черты подобий проявляли И люди не одной страны Меж ними сходство все искали. Никто, однако, не открыл Того, что обнаружил гений! Провидец мир весь поразил, Проникнув в сущность изменений. Закон периодов нашел Наш русский химик Менделеев, Чем, безусловно, превзошел Он сей науки корифеев. Своей системой показал В различье элементов - сходства И этим миру доказал Науки Русской превосходство. Кому из русских ученых я посвятил это стихотворение? Ответ: Дмитрию Ивановичу Менделееву. № 10 Вопрос от… Генри Кавендиша – английского химика и Антуана Лавуазье – французского химика: Один из нас является первооткрывателем этого газа (1766 г.), а другой определил, что этот горючий газ образован новым химическим элементом и дал ему название. Что это за газ, название которого переводится «рождающий воду»? Ответ: Водород № 5 Вопрос от… Николая Дмитриевича Зелинского – русского и советского химика: Мое изобретение основано на свойстве активированного угля поглощать вредные газы. Простота и надёжность его оказались столь поразительными, что уже к концу 1916 года все воюющие в Первой мировой войне страны взяли его на вооружение. Что это за изобретение? Ответ: Противогаз № 11 Вопрос от… Александра Евгеньевича Ферсмана – геолога и минералога, академика: «… при исчезновении этого металла … камни мостовой превратились бы в труху, растения начали бы чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к. лишившись 3 граммов этого металла, человек бы умер» О каком металле я писал? Ответ: Железо. № 6 Вопрос от… Василия Пескова - натуралиста В верховьях Амазонки обитают лягушки чёрного цвета. Почему же, они имеют именно такой цвет? Ответ: Ночью в верховьях Амазонки очень холодно, и чёрный цвет помогает лягушкам быстрее согреться с восходом солнца. № 9 Вопрос от… Роберта Броуна – английского ботаника: В 1827 году, изучая строение пыльцы растений, наблюдал в микроскоп за крупинками пыльцы в капле воды. Вдруг я с удивлением заметил, что пылинки хаотически перемещаются словно живые. Как называется это беспорядочное движение? Ответ: Броуновское движение № 3 Вопрос от… Галилео Галилея итальянского физика, механика, астронома, философа и математика В 1583 году во время богослужения в Пизанском соборе, глядя на люстры, подвешенные к потолку на длинных тонких цепях, придумал физический прибор. Назовите его. Ответ: маятник № 12 Вопрос от… Чарли Чаплина - американский и английский киноактёра, сценариста, композитора и режиссёра Я вёл переписку с одним учёным. Однажды он написал: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию никто в мире не понимает, А Вы все-таки стали великим человеком.» Кто этот ученый? Ответ: Альберт Эйнштейн Второй раунд № 7 Вопрос от… Константина Георгиевича Паустовского – русского советского писателя: «Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства» Какой процесс описан в отрывке из моей повести «Золотая роза»? Ответ: Кристаллизация. № 2 Вопрос от… Александра Македонского – полководца: Во время моего похода в Индию в войсках разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного военачальника. Почему? Ответ: Простые воины пользовались оловянной посудой, а их начальники – серебряной. Этого оказалось достаточно для дезинфекции воды и пищи. № 8 Вопрос от… Роберта Скотта - полярного исследователя, одного из первооткрывателей Южного полюса В 1912 году при попытке покорения Южного полюса погибла моя экспедиция. Баки с горючим имели швы, сделанные из металла, который на морозе превратился в порошок. Горючее вытекло, и экспедиция погибла. О каком металле идет речь? Ответ: олово № 4 Вопрос от… Анри Муассана — французского химика. В 1886 году я получил новое, чрезвычайно реакционно способное газообразное вещество. Элемент, который образует это вещество, заслужил репутацию “ убийцы”, так как послужил причиной смерти бельгийского профессора П. Лайета. От него тяжело пострадали Ж. Гей-Люссак, Г. Деви и другие ученые – химики. Как называется этот элемент? Ответ: фтор № 1 Вопрос от… бурого и белого медведей Про бурого медведя говорят: «В шубе ходит, да босой». Лапы белого медведя покрыты шерстью для тепла и …. Назовите вторую причину Ответ: Чтобы не скользить на льду № 10 Вопрос от… Нобуки Матсушима - известного японского повара. Моя кухня славится оригинальностью в названии блюд. Одно из них - “танцующий кальмар”. Убитого кальмара помещаю в чашку с рисом, поливаю соевым соусом — и в это время моллюск начинает “танцевать”, перебирая своими щупальцами. На ионы какого элемента реагируют нервные волокна щупальцев? Ответ: натрия № 5 Вопрос от… Композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова Знаете, каким он парнем был! На руках весь мир его носил… Сын Земли и звёзд Нежен был и прост, Людям свет, как Данко, нёс… Какой известной личности посвящена эта песня? Ответ: Юрий Алексеевич Гагарин № 11 Вопрос от… Альфреда Нобеля – шведского химика и инженера: В 1868 году я получил патент на свое изобретение. Рекламируя его, я проводил публичные демонстрации нового взрывчатого вещества и читал лекции о том, как оно работает. О каком изобретении идет речь? Ответ: Динамит № 6 Вопрос от… Чарльза Криторза – предпринимателя В 1885 году в Чикаго я изобрел специальное оборудование для изготовления вкусного продукта. Содержащаяся в нём вода при нагревании закипает, пар расширяется и разрывает оболочку. Как называется продукт? Ответ: попкорн № 9 Вопрос от… Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», – заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», – возмутился ученый. Кто этот ученый и что он изобрел? Ответ: Томас Эдисон - американский изобретатель и предприниматель. Изобрел угольную лампу накаливания. № 3 Вопрос от… Генри Форда -американского промышленника В 1905 г. на заре автомобилестроения, во время гонок в Англии одна из машин разбилась вдребезги. Один из обломков двигателя этой машины попал мне в руки. из которого был изготовлен обломок, сочетал высокую твердость с вязкостью и легкостью. Однажды я произнес “Если бы не было ……, то не было бы и моего автомобиля”. О каком металле идет речь? Ответ: ванадий № 12 Вопрос от… Филиппа Франка - австро-американского философа и физика Когда иностранцы прибывали в Берлин, и хотели осмотреть все достопримечательности, то часто в этот список они включали и живую достопримечательность Берлина, о которой они так много читали в своих газетах. Причем зачастую многие даже не знали определенно, физик ли он, математик, философ, мечтатель или кто-то еще. Знали только, что он говорит о вселенной такие вещи, каких не говорил никто другой до него." О каком ученом идет речь? Ответ: Альберт Эйнштейн | |
Просмотров: 667 | Загрузок: 202 | |
Всего комментариев: 0 | |