Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 5

«Внеурочное учебное занятие по химии и физике «Что? Где? Когда? Вопросы от …»
[ · Скачать удаленно () ] 15.11.2016, 19:04
Внеурочное учебное занятие по химии и физике «Что? Где? Когда? Вопросы от …» для учащихся 9-11 классов
Авторы: учитель химии Савчук Оксана Васильевна и учитель физики Сучкова Елена Владимировна МОУ “СОШ» пгт. Кожва г. Печора

Цель: создание условий, способствующих расширению и реализации через практическую деятельность знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла (химия и физика).
Задачи:
Образовательные: - расширить знания учащихся по химии и физике, показать единство мира, взаимосвязи наук в развитии природы и общества;
- расширить кругозор обучащихся по предметам естественно-научного цикла;
- способствовать развитию познавательного интереса к урокам химии и физики.
Развивающие: - способствовать развитию ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, познавательных, интеллектуальных и творческих) в процессе приобретения знаний и умений по химии и физике;
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
- формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
Воспитательные: - научить учащихся ценить знания, полученные в процессе развития человечества;
- показать возможности познания природы, необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
- воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели, умение и навыки работы в команде.
Оборудование и ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация к учебному занятию Microsoft PowerPoint (приложение 1).
Форма занятия (тип занятия): интегрированный игровой урок.
Дидактические методы обучения: ИКТ, групповая работа, наглядно-иллюстративный, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: работа в группах.
Актуальность занятия: Отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут изучаться изолированно друг от друга. Установление межпредметных связей способствует более глубокому усвоению знаний, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Одним из путей реализации межпредметных связей являются интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. Интеграция способствует формированию научного мировоззрения, осознанию единства материального мира и связи его с миром духовным. Внеурочное занятие в форме игры интеллектуального направления способствует формированию всех типов ключевых компетенций и развитию личности ученика. Современный учебный процесс позволяет сочетать продуктивные традиционные игровые формы и современные ИКТ-технологии. При проведении урока-игры используется групповая форма организации учеников, таким образом, формируются коммуникативные компетенции, умение работать в команде, согласовывать интересы. По окончанию игры проводится итоги игры в форме рефлексии.
Условия игры «Что? Где? Когда? Вопросы от …»: играют две команды. Капитан команды будет определять игрока, отвечающего на вопрос. На обдумывание вопроса даётся одна минута, время фиксируется с помощью часов на экране презентации. За каждый ответ дается 2 балла: 1 балл за правильный ответ и 1 балл за объяснения с точки зрения науки. Игра состоит из 12 вопросов по два раунда. Приложение 2 содержит вопросы и ответы, которые озвучивает ведущий. Счёт в раундах показывает победителя. Количество баллов, набранных командой, может использоваться для выставления оценок. Для каждой команды предлагается озвучить лучший вопрос, лучшего игрока — рефлексия занятия.
Инструкция к игре «Что? Где? Когда? Вопросы от …» для учителя, который проводит игру:
- Слайд 1, 2: начало игры, вступительное слово ведущего.
- Слайд 3: раунд первый. По щелчку мыши по «волчку» запускает игровой барабан. Когда стрелка остановится, нужно перейти на слайд с вопросами по гиперссылкам. Для этого необходимо нажать на номер вопроса (для 11 вопроса на первую цифру, для 12 вопроса - на вторую цифру).
- Слайды 4-15: слайды с вопросами; появляются при щелчке мыши. Нажатием на песочные часы запускается время на размышления, через 1 минуту прозвучит сигнал. Ответ появляется при нажатии на кнопку «Ответ». Возврат на слайд с игровым полем (слайд 3) осуществляется нажатием на картинку «совы».
- Слайды 16-28: раунд второй. Работают по аналогии со слайдами 3-15.
Список источников:
1. Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/images/ картинки;
2. Вопросы для игры http://db.chgk.info;
3. И.Б.Ланина. 100 игр по физике. Книга для учителя. Изд-во «Просвещение», 1995.
4. В.С.Благодаров. Физика 7-11кл. Организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия. Изд-во «Учитель», 2014.
5. Г.И. Штремплер. Химия на досуге. Изд-во «Просвещение», 1993.
6. Л.Е.Сомин. Увлекательная химия. Изд-во «Просвещение», 1978.

Приложения к внеурочному учебному занятию по химии и физике «Что? Где? Когда? Вопросы от …».
Приложение 1. Ссылка на файл презентации к игре https://yadi.sk/i/V48dQCd0yWust
Приложение 2. Ссылка на видеофайл проведённого занятия https://youtu.be/N1Br-iXZbkg
Приложение 3. Вопросы и ответы к игре.
Первый раунд
№ 7
Вопрос от…
Алисы – героини сказок
Л. Кэролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»
Используя ЭТО, из двух спичек,
не ломая их, можно построить квадрат.
Назовите ЭТО! Ответ: зеркало
№ 2
Вопрос от…
Александра Грэхема Белла - шотландского изобретателя, известного предпринимателя
Мой отец и дед занимались исследованиями звуковых волн. Я с отцом разрабатывал методику распознавания речи глухими людьми и занимался акустическими экспериментами. Что я изобрёл? Ответ: телефон
№ 8
Вопрос от…:
Я астроном – открыл атмосферу на Венере.
Я метеоролог – предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы.
Я художник – вспомните мое панно «Полтавская баталия». А профессия моя – химик.
Как меня зовут? Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов
№ 4
Вопрос от…
Ханса Кристиана Эрстеда – датского ученого:
Впервые этот металл был получен мной в 1825 г. с помощью электрического тока.
Император Наполеон III заменил серебряную посуду в своем дворце на более дорогую и уникальную – из этого металла. О каком металле идет речь? Ответ: Алюминий
№ 1
Вопрос от…
Степана Петровича Щипачева – советского поэта:
В простых и сложных веществах
Все элементы изучались,
Их сочетания в телах
Веками лишь распознавалось.
В разнообразиях они
Черты подобий проявляли
И люди не одной страны
Меж ними сходство все искали.
Никто, однако, не открыл
Того, что обнаружил гений!
Провидец мир весь поразил,
Проникнув в сущность изменений.
Закон периодов нашел
Наш русский химик Менделеев,
Чем, безусловно, превзошел
Он сей науки корифеев.
Своей системой показал
В различье элементов - сходства
И этим миру доказал
Науки Русской превосходство.
Кому из русских ученых я посвятил это стихотворение? Ответ: Дмитрию Ивановичу Менделееву.
№ 10
Вопрос от…
Генри Кавендиша – английского химика и
Антуана Лавуазье – французского химика:
Один из нас является первооткрывателем этого газа (1766 г.), а другой определил, что этот горючий газ образован новым химическим элементом и дал ему название.
Что это за газ, название которого переводится «рождающий воду»? Ответ: Водород
№ 5
Вопрос от…
Николая Дмитриевича Зелинского – русского и советского химика:
Мое изобретение основано на свойстве активированного угля поглощать вредные газы. Простота и надёжность его оказались столь поразительными, что уже к концу 1916 года все воюющие в Первой мировой войне страны взяли его на вооружение.
Что это за изобретение? Ответ: Противогаз
№ 11
Вопрос от…
Александра Евгеньевича Ферсмана – геолога и минералога, академика:
«… при исчезновении этого металла … камни мостовой превратились бы в труху, растения начали бы чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к. лишившись 3 граммов этого металла, человек бы умер»
О каком металле я писал? Ответ: Железо.
№ 6
Вопрос от…
Василия Пескова - натуралиста
В верховьях Амазонки обитают лягушки чёрного цвета. Почему же, они имеют именно такой цвет?
Ответ: Ночью в верховьях Амазонки очень холодно, и чёрный цвет помогает лягушкам быстрее согреться с восходом солнца.
№ 9
Вопрос от…
Роберта Броуна – английского ботаника:
В 1827 году, изучая строение пыльцы растений, наблюдал в микроскоп за крупинками пыльцы в капле воды. Вдруг я с удивлением заметил, что пылинки хаотически перемещаются словно живые.
Как называется это беспорядочное движение? Ответ: Броуновское движение
№ 3
Вопрос от…
Галилео Галилея итальянского физика, механика, астронома, философа и математика
В 1583 году во время богослужения в Пизанском соборе, глядя на люстры, подвешенные к потолку на длинных тонких цепях, придумал физический прибор. Назовите его. Ответ: маятник
№ 12
Вопрос от…
Чарли Чаплина - американский и английский киноактёра, сценариста, композитора и режиссёра
Я вёл переписку с одним учёным. Однажды он написал: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил так:
«Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию никто в мире не понимает, А Вы все-таки стали великим человеком.»
Кто этот ученый?
Ответ: Альберт Эйнштейн
Второй раунд
№ 7
Вопрос от…
Константина Георгиевича Паустовского – русского советского писателя:
«Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства»
Какой процесс описан в отрывке из моей повести «Золотая роза»? Ответ: Кристаллизация.
№ 2
Вопрос от…
Александра Македонского – полководца:
Во время моего похода в Индию в войсках разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного военачальника. Почему? Ответ: Простые воины пользовались
оловянной посудой, а их
начальники – серебряной. Этого оказалось достаточно для дезинфекции воды и пищи.
№ 8
Вопрос от…
Роберта Скотта -
полярного исследователя, одного из первооткрывателей Южного полюса
В 1912 году при попытке покорения
Южного полюса погибла моя экспедиция.
Баки с горючим имели швы, сделанные из
металла, который на морозе превратился в порошок. Горючее вытекло, и экспедиция погибла.
О каком металле идет речь? Ответ: олово
№ 4
Вопрос от…
Анри Муассана — французского химика.
В 1886 году я получил новое, чрезвычайно реакционно способное газообразное вещество. Элемент, который образует это вещество, заслужил репутацию “ убийцы”, так как послужил причиной смерти бельгийского профессора П. Лайета. От него тяжело пострадали Ж. Гей-Люссак, Г. Деви и другие ученые – химики.
Как называется этот элемент? Ответ: фтор
№ 1
Вопрос от…
бурого и белого медведей
Про бурого медведя говорят: «В шубе ходит, да босой». Лапы белого медведя покрыты шерстью для тепла и …. Назовите вторую причину Ответ: Чтобы не скользить на льду
№ 10
Вопрос от…
Нобуки Матсушима - известного японского повара.
Моя кухня славится оригинальностью в названии блюд. Одно из них - “танцующий кальмар”. Убитого кальмара помещаю в чашку с рисом, поливаю соевым соусом — и в это время моллюск начинает “танцевать”, перебирая своими щупальцами.
На ионы какого элемента реагируют нервные волокна щупальцев? Ответ: натрия
№ 5
Вопрос от…
Композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова
Знаете, каким он парнем был!
На руках весь мир его носил…
Сын Земли и звёзд
Нежен был и прост,
Людям свет, как Данко, нёс…
Какой известной личности посвящена эта песня? Ответ: Юрий Алексеевич Гагарин
№ 11
Вопрос от…
Альфреда Нобеля – шведского химика и инженера:
В 1868 году я получил патент на свое изобретение. Рекламируя его, я проводил публичные демонстрации нового взрывчатого вещества и читал лекции о том, как оно работает.
О каком изобретении идет речь? Ответ: Динамит
№ 6
Вопрос от…
Чарльза Криторза – предпринимателя
В 1885 году в Чикаго я изобрел специальное оборудование для изготовления вкусного продукта. Содержащаяся в нём вода при нагревании закипает, пар расширяется и разрывает оболочку. Как называется продукт? Ответ: попкорн
№ 9
Вопрос от…
Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», – заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», – возмутился ученый.
Кто этот ученый и что он изобрел? Ответ:
Томас Эдисон - американский изобретатель и предприниматель. Изобрел угольную лампу накаливания.
№ 3
Вопрос от…
Генри Форда -американского промышленника
В 1905 г. на заре автомобилестроения, во время гонок в Англии одна из машин разбилась вдребезги. Один из обломков двигателя этой машины попал мне в руки. из которого был изготовлен обломок, сочетал высокую твердость с вязкостью и легкостью. Однажды я произнес “Если бы не было ……, то не было бы и моего автомобиля”.
О каком металле идет речь? Ответ: ванадий
№ 12
Вопрос от…
Филиппа Франка - австро-американского философа и физика
Когда иностранцы прибывали в Берлин, и хотели осмотреть все достопримечательности, то часто в этот список они включали и живую достопримечательность Берлина, о которой они так много читали в своих газетах. Причем зачастую многие даже не знали определенно, физик ли он, математик, философ, мечтатель или кто-то еще. Знали только, что он говорит о вселенной такие вещи, каких не говорил никто другой до него."
О каком ученом идет речь? Ответ: Альберт Эйнштейн
Категория: Номинация 5 | Добавил: sulen
Просмотров: 667 | Загрузок: 202 | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]