Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 5

Урок по химии в 8 классе "Основания. Их классификация и свойства (конспект урока и презентация)
[ Скачать с сервера (491.6 Kb) ] 15.11.2016, 18:16

Конспект урока и презентация к уроку: «Основания. Их классификация и свойства».
Урок по химии в 8 классе.
Цель урока: Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований. Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.

Аннотация: Обычный рабочий урок, который провожу постоянно с небольшими изменениями. Урок начинается с краткого повторения. Обучающиеся формулируют и воспроизводят понятия «Оксиды», «Кислоты», «Основания»
Ставится цель урока: изучить основания, их классификацию, свойства.
Учащиеся проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения и наблюдают за демонстрационными опытами, описывают наблюдения, объясняют, закрепляют алгоритм написания уравнений химических реакций , осуществляют контроль и оценку своих действий.
Идёт формирование коммуникативных УУД: обучающиеся обмениваются знаниями с одноклассниками, идёт совместный поиск решения поставленных задач. Формируются навыки сотрудничества, используется самооценка учащихся на протяжении всего урока
На уроке использованы элементы педагогических технологий: исследовательской, ТКМ, ИКТ.
В завершении урока учащимся предлагается составление синквейна и творческое задание на дом : составить кластер «Основания».

Автор: Полушина Татьяна Анатольевна, учитель химии, МБОУ «СОШ» пгт.Войвож., г.Сосногорск, Республики Коми.

Тема: «Основания. Их классификация и свойства».
Цели:
Образовательная: Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований.
Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, компьютер, проектор, презентация, учебник, оборудование для опытов (штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, соляной кислоты, ф/ф). Рабочие листы: Конспект урока (приложение )
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Формулируют и воспроизводят понятия «Оксиды», «Кислоты», «Основания»
Наблюдают за выполнением демонстрационных опытов, описывают наблюдения, объясняют, закрепляют алгоритм написания уравнений химических реакций.
Регулятивные:
Управляют своей деятельностью на уроке. Осуществляют контроль и оценку своих действий.
Познавательные:
Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения и наблюдают за демонстрационными опытами, объясняют увиденное.
Коммуникативные:
Обмениваются знаниями с одноклассниками, совместный поиск решения поставленных задач. Формируются навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя.
Личностные: Проявляют устойчивый интерес к поиску решения поставленных задач.

Примечание : Для подготовки к уроку были частично использованы материалы сети Интернет, Инфоурок.

№ Этапы урока Деятельность учителя, приёмы, формы работы Оборудование и учебно-методические материалы Деятельность учащихся
1 Организационный Приветствие. Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить об очень важном классе неорганических соединений. - Приветствуют учителя, готовы к уроку
2 Проверка домашнего задания Но вначале вспомним: Какие классы соединения нам известны?
(Оксиды, основания , кислоты, соли).
Всё внимание на экран. Из данного списка выпишите формулы а) оксидов
Б) кислот. Дайте названия веществам.
Работаем на рабочих листах «Конспект урока»
Устно: Объясните результаты вашей работы.
HCl, CaО, Fe(OH)3, Ca(OH)2, MgO, H2SiO3,KOH

Самостоятельная работа. Взаимоконтроль.
Проектор для показа презентации.

Слайд
Отвечают на вопросы

Работа на рабочих листах. Взаимопроверка
(Надо выписать формулы оксидов и кислот.. Назвать вещества
Устно: Объясните результаты работы.
Самооценка.
Все верно – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибоки – «3»

3

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Сегодня на уроке нам предстоит систематизировать наши знания ещё об одном классе соединений.
Перед вами формулы нескольких оснований: KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3.
В ваших бланках они записаны в таблице 1
-Что общего между этими веществами? Найдите сходства. (содержат металлы, есть группа – ОН)
Как называется класс соединений?
-Сформулируйте определение данному классу веществ:
ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества, в состав которых входят атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами.
На листе «Конспект урока» в таблице №1, задание 1- запишите названия приведенных оснований.
Презентация

Рабочий лист «Конспект занятия»

Выполняют задание№1

4 Усвоение новых знаний Классификация оснований. Существует несколько признаков классификации:
1.По растворимости в воде, все основания делятся на три группы (иногда выделяют два класса- растворимые и нерастворимые): Пользуясь таблицей растворимости определите какие это группы заполните схему и приведите по два примера на каждую группу. (проверка устно)
А) по растворимости:
-растворимые
-нерастворимые
-малорастворимые
2. Второй признак классификации-по количеству гидроксогрупп, то есть по кислотности) : если основание содержит одну гидроксогруппу их относят к однокислотным и т.д. заполните схему под цифрой 2 приведите по 1 примеру, постарайтесь не повторяться. (проверка устно)
Б) по кислотности (количеству ОН групп)
-однокислотные
-двухкислотные
-трёхкислотные
Третий признак классификации можно дать в ознакомительном плане
(Пользуясь таблицей учебника назовите пожалуйста последний признак. и заполните схему под цифрой 3 с примерами. Вы заполнили схему, давайте проверим. Внимание на слайд

В) по степени диссоциации (по силе)
-сильные электролиты
-слабые электролиты )

Задание№2: В строке №2 вашей таблице дайте классификацию по всем признакам:
1гр.- KOH,
2гр.- Ca(OH)2,
3 гр- Fe(OH)3

Химические свойства оснований.
Основания как класс веществ обладает определенными химическими свойствами.
Основания это опасные вещества и при работе с ними нужно соблюдать технику безопасности. Основные правила обращения с основаниями Вообще все щелочи - это едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Эти свойства даже отражаются в названиях некоторых щелочей - Гидроксид натрия NaOH - называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН – «едкое кали».
Изучаем химические свойства оснований
(Демонстрационные опыты)
1) основания вступают в реакцию с кислотами:
NaOH (Ф/Ф) + HCl=NaCl+H2O
Обсуждаем демонстрационные опыты
1. Прошла реакция или нет, как вы определили. (По какому признаку)
2. Допишите уравнение реакции
3 Назовите продукты реакции
4. Допишите вывод
Вывод: основания + кислота= соль+ вода
2) основания вступают в реакцию с солям:
2NaOH + CuSO4=Na2SO4 +Cu(OH)2
Вывод: основания + соль = новое основание (нераствор) + новая соль
3. Нерастворимые основания разлагаются под действием высокой температуры:
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Вывод: Нерастворимые основания разлагаются под действием высокой температуры на воду и оксид металла.

Презентация, Проверка по эталону на слайде.

Слайд.

Демонстрационные опыты, показывающие химические свойства оснований.
Слайд: проверка по эталону

Выполнение задания 2

В строке №2 вашей таблице дайте классификацию по всем признакам
1гр.- KOH,
2гр.- Ca(OH)2,
3 гр- Fe(OH)3

Совместная работа по написанию уравнений реакций – химических свойств оснований в листе «Конспект урока».
5 Подведение итогов урока Итак, подведите итог урока:
Что такое основания?
На какие группы и по каким признакам классифицируются основания?
Назовите основные химические свойства оснований. Делают вывод по теме урока

6 Закрепление Игра «Третий лишний». Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.
Формулы веществ
1 Fе(ОН)2, Na2O, СаО, Al2O3.
2 Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
3 КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.
Слайд Выполняют предложенное задание
7 Домашнее задание Параграф учебника, записи в тетради. Творческое задание: составить кластер «Основания. Применение оснований».
Слайд

8 Рефлексия А сейчас- задание для всех- составить синквейн «Основания».
Спасибо за урок! Слайд
Мой синквейн:
Щелочи
Едкие , опасные.
Растворяются, разъедают, реагируют
Изменяют окраску индикатора.
Основания. Заканчивают работу на листках «Конспект урока».
Коллективное составление синквейна.

Приложение

Конспект урока: Основания. Их классификация, свойства

Фамилия, имя: ___________________________________________________________________________
Задание 1
Таблица 1
№ KOH Ca(OH)2 Fe(OH)3
1

2

Задание№1 Напишите название веществ приведенных в таблице1.в строке №1

Классификация
ОСНОВАНИЯ

1. 2. 3.



.

Задание№2: В строке №2 вашей таблице дайте классификацию по всем признакам

Химические свойства:
1. NaOH (Ф/Ф) + HCl =
ВЫВОД:
2. NaOH + CuSO4 =

ВЫВОД:
3. Cu(OH)2
ВЫВОД:

Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.
№ Формулы веществ Признак по которому исключили вещество.
1 Fе(ОН)2, Na2O, СаО, Al2O3.
2 Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
3 КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.

Самооценка:

Оценка учителя:

Презентацию не смогла загрузить! Конспект урока в виде технологической карты, но материал загрузился в текстовой форме.

Категория: Номинация 5 | Добавил: Tanya
Просмотров: 2393 | Загрузок: 128 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]