Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 5

Методическая разработка урока на тему "Врожденные пороки развития и факторы, их вызывающие"
[ Скачать с сервера (8.17 Mb) ] 15.11.2016, 12:04

ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ И ФАКТОРЫ, ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ.
Манова Светлана Олеговна,
Преподаватель ГПОУ
«Усинский политехнический техникум»

Республика Коми, г. Усинск, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Усинский политехнический техникум» (ГПОУ «УПТ»).
Аннотация. Методическая разработка урока включает в себя:
1) План-конспект урока;
2) Технологическую карту урока;
3) Презентацию к уроку (приложение 3);
4) Документальный фильм «Чудо зарождения жизни» https://www.youtube.com/watch?v=Xs6e2rQaZyU (приложение 4);
5) Раздаточный материал (приложение 1,2).
Урок разработан в соответствии с программой ОДБ. 13 «Основы валеологии». Данная дисциплина является вариативной частью основной образовательной программы и разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Тема урока «Врожденные пороки развития плода человека» изучается в разделе «Влияние алкоголя, сигарет и наркотиков на организм человека, беременной женщины и плод». До изучения этой темы студенты уже изучили разделы «Понятие о здоровье и болезни», «Факторы, определяющие здоровье», «Стресс и здоровье». Полученные ранее знания по общеобразовательным дисциплинам (химия, биология) позволяют учащимся легче усваивать новый материал, ориентироваться в получаемой информации, вести диалог с преподавателем, решать задачи, которые он ставит перед учащимися. Использование ИКТ технологии дает возможность студентам лучше усвоить материал; позволяет благодаря комбинированному использованию дидактического раздаточного материала и мультимедийного проектора вовлекать учащихся в поисковую деятельность.
Тема содержит большое количество теоретического материала, новых терминов и понятий, поэтому для успешного освоения данной темы студентами преподавателем используются объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы, метод проблемного изложения нового материала с применением презентации и документального фильма.
Данное занятие имеет большое значение в будущей самостоятельной взрослой жизни студентов, несет в себе морально-нравственный и этический аспекты, поэтому преподаватель постоянно вовлекает студентов в процесс получения знаний посредством создания проблемных ситуаций, с целью формирования у них устойчивой положительной мотивации к изучаемому предмету и изучаемой теме, осознания и глубокого осмысления полученных знаний.
Быстрая смена информации, разнообразные варианты работы студентов на уроке, постоянная работа преподавателя с учащимися позволяет контролировать ситуацию по усвоению материала группой, на ходу моделировать урок и вносить в него коррективы при необходимости.
Одна из основных задач урока – развитие у студентов логического мышления, умения находить информацию и ориентироваться в ней, рассуждать, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения.

Ключевые слова: порок развития; эмбриональное развитие; факторы, негативно влияющие на внутриутробное развитие плода; фокомелия; гидроцефалия; анэнцефалия; Синдром Дауна; Синдром заячьей губы и волчьей пасти.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ТЕМЕ: «ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ И ФАКТОРЫ, ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ»
Группа А-15-02.
Профессия: 23.01.03 Автомеханик.
Квалификация: Слесарь по ремонту автомобилей;
Водитель;
Оператор заправочных станций.
Предмет: ОДБ. 13 «Основы валеологии».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления.
Дидактические цели (для преподавателя):
1) Образовательные: восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний о видах пороков развития плода человека и факторах их вызывающих; периодах внутриутробного развития плода человека, в которых он наиболее подвержен негативному действию повреждающих факторов; видах повреждающих факторов.
2) Развивающие: развивать у учащихся умение выделять главное, работать с источниками получения информации; анализировать, обобщать информацию и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свою точку зрения аргументируя ее; применять ранее полученные знания. Развивать навыки самоконтроля.
3) Воспитательные: воспитывать культуру общения, морально-этические и культурно-нравственные нормы поведения в обществе.
Задачи (для преподавателя):
1) Создать условия для изучения, восприятия и осмысления блока новой информации о видах пороков развития плода человека и факторах, их вызывающих;
2) Создать условия для изучения, восприятия и осмысления блока новой информации о периодах внутриутробного развития плода человека, в которые он наиболее подвержен действию повреждающих факторов;
Дидактические цели (для учащихся):
1) Изучить виды пороков развития плода человека и факторы, их вызывающие;
2) Изучить периоды внутриутробного развития плода человека, в которые он наиболее подвержен действию повреждающих факторов;
Задачи (для учащихся):
1) Слушать и слышать преподавателя, работать с презентацией, документальным фильмом, искать ответы на вопросы, поставленные преподавателем, опираясь на новый материал и ранее полученные знания;
2) Аккуратно вести конспект в рабочей тетради.
Планируемые результаты:
1) Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию и саморазвитию, умения адекватно реагировать на трудности и не бояться ошибиться, коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование морально-этических и культурно-нравственных норм поведения в обществе.
2) Метапредметные:
- регулятивные УУД: определять тему, цели и задачи урока, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- коммуникативные УУД: выражать свои мысли и идеи, уметь выслушать мнение товарища по поставленной проблеме и высказать свое мнение, аргументируя его, умение работать в команде.
- познавательные УУД: составлять опорные схемы-конспекты, работать с источниками информации, структурировать информацию, давать определения процессам и явлениям, объяснять значение новых понятий, сравнивать и выделять главное.
3) Предметные: знать виды пороков развития плода человека, факторы, их вызывающие, периоды внутриутробного развития плода человека, в которые он наиболее подвержен негативному влиянию повреждающих факторов; уметь давать определения понятиям: эмбрион, плод, врожденные пороки развития, наследственные пороки развития, экзогенные пороки развития, мультифакторные пороки развития, гидроцефалия, фокомелия, абстинентный синдром, синдром Дауна, ананцефалия.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: мультимедийная презентация, проектор, учебник: под ред. академика Д.К. Беляева. Общая биология. М., «Просвящение», 2009 г. 233 с., документальный фильм «Чудо зарождения жизни», дидактический раздаточный материал (карточки с тестами на первичное закрепление знаний, карточки-смайлики для проведения рефлексии).
Документальный фильм «Чудо зарождения жизни» может быть использован не только на этапе урока осознание и осмысление знаний (как представлено в методической разработке урока), но и на этапе первичного усвоения знаний, первичного закрепления знаний. Благодаря использованию на занятии документального фильма «Чудо зарождения жизни», который сопровождается комментариями преподавателя, студенты легче усваивают новую информацию, глубже понимают суть процессов, происходящих в организме плода под влиянием действия различных повреждающих факторов.

Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Список использованных источников:
1. Беляев Д.К. Общая биология. М., «Просвещение», 2009 г., 323 с.
2. А.Л. Пелетин и др. Естествознание. М., «Форум», 2013 г., 254 с.
3. В.П. Петленко. Валеология. С-П., «Петрос», 2000 г., 800 с.
4. Жизнь и здоровье женщины: Энциклопедия. М., АСТ, 2007 г.
5. Жизнь и здоровье мужчины: Энциклопедия. М., АСТ, 2007 г.
6. Э.Н. Вайнер. Валеология. М., «Флинта», 2001 г., 416 с.
Интернет-источники:
1. Сайт Википедия: Пороки развития:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F;
2. Сайт Википедия: Синдром Дауна.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%94%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B0;
3. Сайт Википедия: Синдром фокомелии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B8;
4. Сайт Википедия: Синдром гидроцефалии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F
5. Сайт Википедия: Синдром анэнцефалии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F;
6. Сайт Википедия: Синдром заячьей губы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%89%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D1%91%D0%B1%D0%B0;
7. Сайт Википедия: Синдром полидактилии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F;
8. Сайт Википедия: Алкогольный синдром плода.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC.

Категория: Номинация 5 | Добавил: Lana
Просмотров: 499 | Загрузок: 39 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]