Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 5

Конспект урока «Функции желёз внутренней секреции».
20.11.2016, 12:01

Урок биологии по теме «Функции желез внутренней секреции».
Цель урока: Дать понятие эндокринная система, железы эндокринной системы, выяснить причины проявления аномалий в развитии человека.

Задачи урока:
1 –образовательные: работать над усвоением учащимися понятий темы «функции желез внутренней секреции».
2. – воспитательные: развивать специальные и общеучебные умения и навыки учащихся.
3 – развивающие: воспитывать культуру здоровья, содействовать развитию коммуникативной культуры, создать условия для привития интереса к предмету.

Форма урока: изучение нового материала
Оборудование: доска, компьютер, интернет, проектор, экран, фильм «Железы внутренней секреции», презентация по теме «Железы внутренней секреции», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, раздаточный материал с текстом.

Ход урока
Цель: Дать понятие эндокринная система, железы эндокринной системы, выяснить причины проявления аномалий в развитии человека.
Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами займёмся изучением проблем биологии.
Начать я хочу с вопроса. Что, по вашему мнению, древнегреческие учёные считали самым ценным в жизни человека?
Все ваши ответы правильны, но самым ценным они считали здоровье. А здоровье или болезнь, в первую очередь, отражаются на внешнем виде человека. Не зря существует такая пословица – не спрашивай о здоровье, гляди в лицо. И действительно, врачи по внешнему виду могут сказать не только, здоров человек или болен, но могут даже поставить диагноз. Мы с вами сегодня выступим в роли врачей - к концу урока мы должны определить, чем больны следующие люди. Внимание на экран. 4 слайда. Задача наша выяснить, чем больны данные люди.
Ответить на этот вопрос нам поможет изучение темы – Функции желёз внутренней секреции (слайд). Напишите её себе на листок, который лежит у вас на парте.
Теперь мы с вами должны вспомнить с предыдущего урока, что такое железы внутренней секреции, каковы их особенности? Какую систему органов они составляют? Почему система?
Чтобы ответить, какими болезнями болеют люди со слайдов, мы должны изучить все железы внутренней секреции (слайд – все железы). Первая железа, которую мы с вами изучим это гипофиз. (слайд «Гипофиз»). Она вырабатывает гормон, который называется гормон роста. Благодаря этому гормону происходит рост и развитие организма. Кроме того эта маленькая железа, весом пол грамма влияет на работу всех эндокринных желёз. При гиперфункции (много гормона роста вырабатывается) заболевание гигантизм, при гипофункции, когда недостаток гормонов – карликовость (слайд-Акромегалия). Когда во взрослом состоянии гипофиз вырабатывает слишком много гормона, возникает заболевание акромегалия (кратко о болезни). Записывать её не будут.
Теперь самую основную информацию о гипофизе запишем в таблицу, которая лежит у вас на столах. Слайд «Таблица».

Тема урока:________________________________________

Эндокринная система-
Таблица. Колонки:
Название железы, где находится.
Название гормона
На что влияет в организме.
Гиперфункция (избыток гормона)
Гипофункция (недостаток гормона)

Возьмите таблицу в руки. Рассмотрим каждый столбик. Вместе заполняем.
Про следующую железу – Щитовидную, я предлагаю посмотреть фильм. Потом будем заполнять таблицу.
( https://www.youtube.com/watch?v=27gaVk9sPTM )
Закончился фильм, ставлю слайд. Записываем колонки. 1 колонка - 1 человек. Кто может назвать признаки базедовой болезни?
Следующий человек о микседеме.
Микседема и Базедова болезнь - это приобретённые болезни. А есть ещё и врождённая – кретинизм (слайд 1). Когда у ребёнка с рождения гипофункция. Признаки рассказываю. В какую колонку запишем заболевание кретинизм?
Следующая железа – надпочечники (слайд) Я бы хотела, чтобы вы подготовили информацию прямо здесь на уроке. Как можно это сделать быстро? Использовать возможности Интернета.
Кто желает найти информацию о надпочечниках и заполнить таблицу? Потом нам продиктовать?
А пока один ученик работает, мы поработаем в парах, и заполним таблицу про поджелудочную железу, прочитав и обсудив информацию на листах, которые лежат у вас на партах.
Поджелудочная железа
Поджелудочная железа названа так, за положение: находится ниже желудка, можно сказать лежит под желудком. Выделяет гормон инсулин прямо в кровь. Гормон инсулин влияет на усвоение клетками глюкозы, поступившей с пищей. Если гормон есть, то клетки поглощают глюкозу и всё в порядке. Если его нет или мало – то, возникает заболевание - сахарный диабет, при этом глюкоза остается циркулировать в крови, а все клетки тела остаются без питания, поэтому человек быстро устаёт, часто болеет. Глюкоза в итоге повреждает кровеносные сосуды, они становятся ломкими и разрушаются. При разрушении сосудов глаза – человек слепнет, сосудов в ноге – могут ампутировать ногу, сосудов почек – откажут почки. Сейчас заболевание успешно лечиться.
Избыточное выделение гормона инсулина встречается очень редко.
Спасибо. Заполняйте таблицу. Даю одну минуту. Не знаете – пропускайте. Потом вместе найдем ответы.
Спрашиваю по желанию: 1человек - 1 колонка.
Потом ученик диктует информацию о надпочечниках. 1,2,3,5-ю колонки может заполнить, 4-ую сама говорю: Если у человека постоянно высокое сердцебиение к чему это приведёт? К болезни сердца. Постоянно высокое давление к гипертонии. Зачитываю текст из произведения И.С. Тургенева «Живые мощи» о человеке, болеющем бронзовой болезнью.
Про половые железы я сама расскажу вам, а после вы сами, пользуясь слайдом, заполните таблицу (слайд).
Мы изучили все 5 желёз эндокринной системы.
Что на уроке ещё осталось не сделано? (определить болезни людей)
Показываю слайды, ученики отвечают по плану:
1) Болезнь?
2) Какая железа неправильно работает?
3) Какая проблема в железе?
Тема эндокринных заболеваний актуальна не только на уроке биологии, но в масштабах всей страны, потому что таких заболеваний с каждым годом становиться всё больше и больше. Какие же причины влияют на расстройство эндокринных желёз? У вас на партах лежат листы с дополнительной информацией. Прочитайте их и в парах составьте кластер «Причины эндокринных заболеваний».
А теперь внимание на экран. Ответим на вопросы.
1) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99379dcf-d47f-48c3-a103-9e0e35f939a3/%5BBIO8_09-45%5D_%5BQS_04%5D.html
2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9bedbcad-22c1-4763-b151-1a85c4e6d293/%5BBIO8_09-45%5D_%5BQS_05%5D.html
Сегодня на уроке мы выяснили, какие бывают эндокринные заболевания. Многие из них поддаются лечению – главное вовремя обратиться к врачу. Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких! Будьте здоровы! Спасибо за внимание!

Категория: Номинация 5 | Добавил: Любовь1307
Просмотров: 374 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]