Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 4

Внеурочное занятие по математике "Колесо истории"
[ · Скачать удаленно (2,6Мб) ] 03.11.2016, 11:55
КОЛЕСО ИСТОРИИ
Правила игры
Игра состоит из четырех туров: "Великие математики", "Математические мотивы в художественной литературе", "Математические жемчужины" и "Логика", и "Супер-игры".
В каждом из четырех туров и в супер-игре по три вопроса.
За правильный ответ:
- в первом туре - 5 баллов;
- во втором - 6 баллов;
- в третьем - 7 баллов;
- в четвертом - 8 баллов;
- в супер-игре - 15 баллов.
В первых трех турах есть подсказки, помогающие участникам ответить на вопрос. Если учащиеся ответили верно после первой подсказки, то минус 2 балла, если после второй подсказки, то минус 3 балла. В четвертом туре и в суре-игре подсказок нет.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Навигация
Навигация в игре "Колесо истории" простая. В первых трех турах: первый щелчок мыши (или пробела, или кнопки Enter) появляется вопрос, на второй щелчок - первая подсказка, третий щелчок мыши - вторая подсказка, четвертый и пятый щелчок - ответ на вопрос (ответ выводит с кратким комментарием или пояснением). В четвертом туре и супер-игре: первый щелчок мыши появляется вопрос, на второй щелчок - ответ на вопрос.

Цели и задачи: развитие математических способностей, сообразительности, любознательности, логического мышления, укрепление памяти учащихся; развитие познавательной активности; развитие и укрепление интереса к математике воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности; содействие воспитанию умения общаться.

Ход игры:
1 ТУР «Великие математики»
За правильный ответ - 5 баллов
Если правильный ответ дан после первой подсказки, то -1 балл
Если правильный ответ дан после второй подсказки, то -2 балла
Вопрос 1
О, мудрые братья! Я подвел итог предшествующему развитию греческой математики, создал фундамент для дальнейшего ее развития. Мой труд состоит из 13 книг. Первая книга содержит важнейшие предложения о сторонах и углах треугольника, о построении треугольника, о перпендикулярах и параллельных прямых, о параллелограммах и их площадях. О, потомки! Поведайте же мне, кто я?
Ответ: Евклид, опираясь на исследования древнегреческих ученых, привел в систему накопленные по геометрии сведения, дополнил их своими открытиями, а затем последовательно изложил их в 13 книгах, назвав их «Начала». Его труд на протяжении свыше 2000 лет служил учебным пособием по геометрии.
Вопрос 2.
Высокий лоб, нахмуренные брови
В холодной бронзе – отраженный луч …
Но даже неподвижный и суровый
Он как живой, -спокоен и могуч
Когда – то здесь, на площади широкой,
На этой вот Казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции великий и живой.
Пусть новых линий не начертят руки,
Он здесь стоит взнесенный высоко
Как утверждение бессмертья своего
Как вечный символ торжества науки.
О ком идет речь?
Ответ: Николай Иванович Лобачевский родился в 1792 году. В 1807 году стал студентом Казанского университета, в 1816 году уже в качестве профессора читал лекции по математике , а с 1827 года в течение 19 лет стоял ректором этого университета. Мировая слава Лобачевского в его работах в области геометрии, которая сейчас называется геометрией Лобачевского.
Вопрос 3.
Петр высоко ценил его за большую образованность, за умение передавать другим свои знания, что послужило поводом для необычного поступка царя, он заменил его настоящую фамилию более благозвучной с его точки зрения, связанную со свойством одного из минералов. Определить этот камень и назовите фамилию ученого.
Ответ: Магнитный железняк. В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию – Магницкий, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой силой с какой магнит притягивает к себе железо.

2 ТУР «Математические мотивы в художественной литературе»
За правильный ответ - 6 баллов
Если правильный ответ дан после первой подсказки, то -2 балла
Если правильный ответ дан после второй подсказки, то -3 балла
Вопрос 1.
Человек – есть дробь. Числитель – это достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизится к совершенству. Кто автор этих слов?
Ответ: Л.Н. Толстой. Среди любимых наук великого русского писателя Л. Н. Толстого (1828 – 1910 г.г.) одно из самых первых мест занимала математика. Он постоянно интересовался решением различных задач. Л. Н. Толстой горячо ратовал за развитие мыслительной деятельности детей.
Вопрос 2.
Английский математик и логик Чарльз Латуидж Доджсон в течение 26 лет был профессором Оксфордского университета, написал много трудов по алгебре и геометрии. Одна из его книг стала любимой детской книгой в Англии. Что это за книга?
Ответ: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Л. Кэролл – это псевдоним, настоящее имя математика Чарльз Латуидж Доджсон
Вопрос 3
Кто автор литературных произведений: «Воспоминания детства», «Нигилистка», «Борьба за счастье»?
Ответ: Софья Васильевна Ковалевская родилась в 1850 г . Она серьезно занималась научными исследованиями, литературной деятельностью, писала романы, стихи, драмы. Помимо научных заслуг, ей принадлежит исключительное место в истории женского движения.

3 ТУР «Математические жемчужины»
За правильный ответ - 7 баллов
Если правильный ответ дан после первой подсказки, то -2 балла
Если правильный ответ дан после второй подсказки, то -3 балла
Вопрос1.
Где впервые были введены отрицательные числа?
Ответ: Китай. Отрицательные числа были впервые введены в 8 книге древнекитайского трактата «Математика в девяти книгах», в которой приводится применение правила «фан-чен».Применение этого правила требует вычитания больших чисел из меньших и из «ничего». В этих книгах отрицательные числа рассматриваются как долг, нехватка.
Вопрос 2.
Это изделие. Оно было изобретено Архимедом. По этому поводу римский архитектор 1 в. до н.э. Витрувий писал: “…образуются карманы, которые заполняются водой. Поскольку эти карманы при вращении “улитки” как бы бегут вверх, то захваченная ими вода, поднимается, пока не выплеснется”. Назовите этот предмет.
Ответ: Винт. Очень важным в истории принято считать архимедов винт (III в. до РХ), который почти не изменился. Плоская спираль (шнек), которая находится в трубке, оказывала возможность качать воду для полива полей.
Вопрос3.
В своем знаменитом романе “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Сервантес пишет об одном арабском алгебраисте. Но это был не математик. Кого в средние века называли алгебраистами? Что делали эти люди?
Ответ: Хирурги-костоправы. “Аль джебр” – восстанавливать. Это были хирурги-костоправы, которые восстанавливали при вывихах и переломах. В старых изданиях этого романа так и писали “алгебраист”, в новых изданиях переводчики заменяют это слово на “врач”, “хирург”

4 ТУР «Логика»
За правильный ответ - 8 баллов
Подсказок нет
Вопрос1.
Преподаватель начертил на доске геометрическую фигуру. Сергей сказал, что эта фигура – ромб, Оля возразила: «Это прямоугольник», Слава воскликнул: «Параллелограмм», а Капитан Очевидность сразил всех догадкой: «Четырехугольник!!!». Так что же начертил учитель на доске, если все ответы оказались правильными?
Ответ: квадрат
Вопрос2.
Математика спрашивают:
- Есть ли крылья у слона?
- Есть, - отвечает математик, - но они…
Закончите эту шутку двумя словами.
Ответ: равны 0
Вопрос3.
Широко известно такое определение понимания: «Понять – значит простить». Братья Стругацкие добавили в него всего одну букву. Полученный ими способ понимания распространен, например, в математике. Назовите добавленную букву, которую и саму можно не редко увидеть в математических записях.
Ответ: Буква «У». Стругацкие в книге «Волны гасят ветер» утверждают: «Понять – значит упростить». Упрощение - один из распространенных приемов в алгебре.

Супер - игра
За правильный ответ - 15 баллов
Подсказок нет
Вопрос 1.Кому принадлежат слова «Математика – царица наук» (Гаусс)
Вопрос 2.Кто автор слов:«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии» (Н.Е. Жуковский)
Вопрос 3.Кто сказал: «В геометрии нет царского пути» (Евклид)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ничто с такой силой не побуждает высокие умы к работе над обогащением знания, как постановка трудной и в то же время полезной задачи (Иоганн Бернулли)
Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – самый благородный,
Путь подражания- самый легкий
И путь опыта – это путь самый горький (Конфуций)
Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит (Ал - Бируни)
Категория: Номинация 4 | Добавил: Tinka
Просмотров: 672 | Загрузок: 204 | Рейтинг: 2.5/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]