Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 3

методическая разработка урока Анализ 4 тома романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Проверочная работа
[ Скачать с сервера (1.37 Mb) ] 14.11.2016, 21:37

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени С.О.Макарова»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛИТЕРАТУРА»
ТЕМА: «Анализ IV тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Проверочная работа

Преподаватель русского языка и литературы Батманова И.Н.

г. Печора
2016г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3
2. Конспект урока 9
3. Список используемой литературы 19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая цель открытого урока: показать коллегам 1.методику проектно-исследовательского обучения студентов при изучении объёмных тем 2.материалы текущего контроля в форме тестовых заданий и их выполнение в системе СДО «Фарватер»
Цели дистанционного обучения в системе СДО «Фарватер»
1. подготовка студентов к сдаче экзамена по дисциплине «Литература»
2. углубленное изучение тем по дисциплине «Литература»
3. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках студентов
4. курс программы для студентов, не имеющих возможности по разным причинам посещать техникум
Задачи:
1. Создание условий для взаимодействия преподавателя и студентов
2. Стимулирование творческой активности педагога, студентов
3. Повышение роли информатизации образования.
Система дистанционного обучения «Фарватер» по литературе
СДО «Фарватер» создана в системе Moodle. Преподаватель использует различные формы обучения с курсантами, как в виде дополнительного материала, так и непосредственной работы на уроках (парах). Курс состоит из материалов по литературе 19 века. В нем представлена рабочая программа дисциплины и учебник Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2010.,

Для работы в системе используются несколько форм работы:
1. Лекции




2. Презентации


4. Видеоматериалы (документальные фильмы по биографии и творчеству писателей)

5. Тексты произведений (PDF)

5. Фильмы, снятые по мотивам художественных произведений
6. Глоссарий (теория литературы)
7. Тесты (верно/неверно; множественный выбор (несколько правильных ответов), на соответствие; краткий ответ),
8. Аналитическая работа с текстами
9. Подготовка к написанию сочинений
10. Подготовка к написанию реферата
11 Задания самостоятельной работы,
12 Теоретические и практические вопросы к экзамену по дисциплине «Русский язык и литература»

На уроке используется и проектно-исследовательская деятельность, которая является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности курсантов, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В исследованиях современных авторов находим определение:
Проект – это разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность студентов способствует истинному обучению, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение студентам, видящим продукт собственного труда.
Большой проектно-исследовательской работе над принципами изображения и оценки героев романа эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» способствует работа с эпизодами, их способам сцепления на уроке-исследовании проекта. Курсанты ведут наблюдение, устанавливают внутреннюю связь эпизодов романа, характеризуют состояние героев, их поведение.
В практике используется два вида проектно-исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой обучающиеся получают новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. Именно ко второму виду мы и прибегаем во время работы на уроке.
Можно выделить несколько этапов выполнения проектно- исследовательской работы:
I этап – подготовка к исследованию
-определение и предмета исследования
- формулировка гипотезы
II этап – проведение исследования
- выбор материала из текста
-обработка полученного материала;
-формулирование выводов;
III этап – рассказ о полученных результатах
При практической реализации проектно-исследовательского подхода в обучении используется групповая форма работы. Завершается работа над проектом подведением итогов полученных результатов (1 урок). После этой работы курсанты повторяют материал по всей теме и переходят к выполнению теста в компьютерном классе в СДО «Фарватер» (2 урок)
Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки курсантов. Согласно с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература», предназначенной для изучения литературы в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. и Рабочей программы
Курсант должен знать Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
Курсант должен уметь анализировать эпизод романа, давать трактовку образам Кутузова, Наполеона, Пьера Безухова, Андрея Болконского.
Дидактические единицы урока
 Партизанская война
 Кутузов и Наполеон
 Пьер Безухов и князь Андрей
Выбор методики проведения урока определяется поставленными целями, работой над проектом, его структурой и объёмом содержания, подведением итогов изучения романа, использования наглядных и информационно-коммуникационных технологий (просмотром эпизода фильма и презентации) презентации. Определение объёма оптимально для работы на уроке.
Методикой обучения на уроке является проектно-исследовательская деятельность с применением ИКТ. Курсанты учатся работать в группах, формируют исследовательскую позицию, а также работают онлайн индивидуально при выполнении теста.
Методами обучения на уроке являются проектно-исследовательские (работа по определённым вопросам проекта); словесные (слово курсантов, преподавателя), наглядные (иллюстрации), проверочная работа (тест).
По типу урок является комбинированным, т.к. четко выделяются следующие части: организация начала урока, повторение предыдущего материала, постановка цели урока, изучение нового материала, закрепление, контрольная работа, подведение итогов, задание на дом.


ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: Анализ IV тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Проверочная работа
I Цели:
1. Образовательная (познавательная):
сформировать понятие о сюжете и действующих лицах IV тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;
а) партизанская война
б) Кутузов и Наполеон ;
в) князь Андрей и Пьер Безухов
2. Развивающая (практическая):
а) развитие логического мышления, внимания, памяти;
б) формирование и развитие умения выделять главное
3. Воспитательная:
а) развивать культуру монологического высказывания
б) развивать умение анализировать изучаемое.
II Методика обучения: проектно-исследовательская технология
Методы обучения: проектно-исследовательские; словесные, наглядные, проверочная работа.
III Тип урока: комбинированный урок
IV Оборудование:
• Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
• Иллюстрации к роману
• DVD, фильм «Война и мир»
• Тест в СДО «Фарватер»
V Ход урока:
1 урок
1. Организационный момент
Построение, сдача рапорта и приветствие преподавателем курсантов.
Сегодня мы продолжаем работать над романом Л.Н.Толстого «Война и мир» и этот урок является заключительным. На втором часе мы проведем тестирование.
Цель урока
1. проанализировать 4 том романа «Война и мир»
2. повторить материал по биографии и творчеству Л.Н.Толстого
3. выполнить тест в СДО «Фарватер»
2. Повторение ранее изученного материала
Фронтальный опрос
? О каком сражении мы говорили с вами на прошлом уроке (Бородино)
? Расскажите, чем закончилось это сражение с точки зрения историков и с точки зрения Л.Н.Толстого? (поражением и нравственной победой)
? Что значит нравственной победой, объясните (победа в душе).
? Объясните следующую фразу Л.Н.Толстого «скрытая теплота патриотизма»
(люди боролись против захватчиков, старались защитить Москву)
? Как ведут себя на Бородинском поле Кутузов и Наполеон?
(Кутузов просто помогает, одобряет действия подчиненных, Наполеон пытается руководить, но его приказы приходят с опозданием)
Добавляю – Наполеон ведет захватническую войну, его солдаты – мародеры, пытаются побольше награбить, сам Наполеон относится к людям, как к пешкам.
Кутузов, наоборот, ведет освободительную войну, его солдаты пытаются освободить родную землю от захватчиков. Сам он относится к солдатам с большой любовью, понимает их проблемы (эпизод под Браунау, Австрия)
? Что же случается с главными героями романа?
Пьером? ( Он находится во время Бородинского поля на батарее Раевского, видит, как сражаются солдаты, смеясь, и передает все через свои ощущения)
? Почему же большую часть событий Толстой показал глазами Пьера? (человека невоенного, не понимающего ничего в военном деле, но дух солдат он понять смог и передает через свое восприятие)
? Что же случилось с князем Андреем? (тяжело ранен на Бородинском поле)
?Какие мотивы им движут в этом сражении? (Шенграбен и Аустрерлиц – желание прославиться, Бородино- защитить родную землю)
Что случилось с этими героями в дальнейшем?
Князь Андрей тяжело ранен на поле боя. Его вывезут в Москву, именно там он в последний раз встретится с Наташей Ростовой и умрет от тяжелых ран.
Пьер вернётся в Москву, увидит пожар Москвы. Его возьмут в плен французы. И именно там он познакомится с Платоном Каратаевым, человеком, который окажет на Пьера огромное влияние впоследствии.
Платон поможет ничего не умеющему Пьеру выжить в трудных условиях плена.
? Что случилось после Бородинского сражения?
(Русские продолжали отступать. Москва захвачена и разграблена французами.)
4. Изучение нового материала
I этап
Сегодня нас интересуют несколько вопросов, на которые в течение урока мы должны постараться ответить.
1. Как описывает Толстой в 4 томе партизанское движение, кто его герои?
2. Как выглядят в 4 томе русские и французские войска?
3. Образы Кутузова и Наполеона
4. Пьер Безухов в плену
5. Последние дни жизни Андрея Болконского
Некоторые вопросы мы объединим. Курсанты разделяются на 3 группы, в которых работают в течение 15 минут. Каждой группе раздаются вопросы и роман «Война и мир» каждому студенту.
1. Пьер Безухов и князь Андрей
Пьер Безухов в плену
Последние дни жизни Андрея Болконского
1) Последние дни жизни князя Андрея т 4 ч 1 гл16 стр.451
2) Пьер в плену т 4 ч 1 гл 9-10 стр. 425
3) Расстрел и встреча с Платоном Каратаевым т 4 ч 1 гл 11-12 стр.431
4) Образ Платона Каратаева т4 ч 1 гл 13 стр.439
2. Партизанская война в романе
Как описывает Толстой в 4 томе партизанское движение, кто его герои?
1) Образ Тихона Щербатого т 4 ч 3 гл 5-6 стр.520
2) Образ Пети Ростова т 4 ч 3 гл 11 стр.538
3. Кутузов и Наполеон (русские и французские войска)
Образы Кутузова и Наполеона
Как выглядят в 4 томе русские и французские войска?
1) Действия русских и французских войск т 4 ч 3 гл 17 стр. 552, т 4 ч 3 гл 19 стр. 556
2) Наполеон т 4 ч 3 гл 18 стр. 554
3) Кутузов т 4 ч 4 гл 6 стр. 576
4) Отношение русских к французам т 4 ч 4 гл 9 стр. 584, т 4 ч 3 гл 8 стр. 526
В течение 15 минут ребята читают эпизоды произведения и освещают поставленные вопросы в малой группе, преподаватель корректирует работу.
II этап
Каждый представитель группы отвечает на поставленные вопросы. Преподаватель корректирует ответы. Курсанты кратко записывают материал в тетради.
Последние дни жизни князя Андрея Болконского. (Т. IV, ч. I, гл. 14–16.) (Измученный болезнью и страданиями, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Смерть оборвала искания князя Андрея.)
Запись в тетрадях: Шенграбен, Аустерлиц – желание славы и разочарование в наполеоновских мечтах, Бородино – защита родины
Пребывание Пьера Безухова в плену. (Т. IV, ч. I, гл. 9–12.) Встреча с Платоном Каратаевым. (Т. IV, ч. I, гл. 13; ч. II, гл. 11, 12.) Встреченный в плену Платон Каратаев кажется Пьеру Безухову «олицетворением духа простоты и правды». Каратаев любит всех людей, даже врагов. Он терпелив и покорен судьбе.
Для Толстого русский национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина.
После встречи с Платоном Каратаевым и разговоров с ним Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».
Пьер метания, женитьба, масонство, на Бородинском поле (желание просто быть солдатом), плен и встреча с Платоном Каратаевым, через 7 лет – будущий декабрист
Партизанская война в романе
О каких партизанских отрядах рассказывает писатель? («Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.)
Индивидуальное сообщение (или доклад) «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый – "самый полезный и храбрый человек" в отряде Денисова». (Т. IV, ч. III, гл. 5–6.) В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.
Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.
Сообщение «Правда о войне» (служба Пети Ростова, его интерес к пленному французскому мальчику-барабанщику). (Т. IV, ч. III, гл. 7–11.)
(А. Сабуров: «Тему войны несут Т. Щербатый и Долохов, тему мира – П. Ростов и французский барабанщик Венсан Босс».
Ненависть на французского мальчика не распространяется. Его согрели и накормили. «Пете многое хотелось сказать барабанщику. ...Потом в темноте взял его руку и пожал ее». Нелепой кажется смерть юного и доброго Пети Ростова...)
Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная («мысль народная»). Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в т. IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.
«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой снимались с иссохшегося дерева – французского войска, и тогда трясли это дерево», – пишет Толстой.
Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона» (Н. Н. Наумова)
«...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»*. В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную.
Кутузов и Наполеон
Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю».
По Толстому, именно русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу, единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю. В. Лебедев). Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя – это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.

Наполеон – «маленький», «малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон изображен остро сатирически.
Кутузов «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице», «сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)
Кутузов – возглавляет армию освободителей, хорошо относится к солдатам.
Наполеон – армию мародеров, люди – пешки.
Мы походим к концу изучения романа. Война закончилась 14 декабря, 25 декабря был подписан документ Александром I об окончании войны.
Следующим этапом стал заграничный поход русской армии, но об это в романе мы уже не узнаем.
Французские слова в русском. Такова, по-видимому, история слово «бистро», пришедшего в русский язык из французского, где оно возникло после войны 1812, когда части русских войск оказались на территории Франции – вероятно, как передача реплики «Быстро!»
А заканчивается роман эпилогом. Проходит 7 лет. Пьер женился на Наташе Ростовой. Николай Ростов – на княжне Марье. Но именно в Пьере Толстой видит того человека, который выйдет на Сенатскую площадь в декабре 1825года.

2 урок (в компьютерном классе)
На этом уроке мы должны повторить материал по изучению биографии и творчества Л.Н.Толстого. Поэтому повторим материал, который необходим для выполнения теста.
Курсанты отвечают на следующие вопросы:
1. Даты жизни Л.Н.Толстого
2. Какое воспитание он получил?
3. Какие самые известные произведения?
4. Когда начинается повествование в романе?
5. Какие сражения происходили в заграничном походе русской армии?
6. Отечественная война 1812 года
7. Бородинское сражение. Почему рисуется глазами Пьера?
8. Наполеон и Кутузов
9. Партизанская война в романе.
10. Жизненные искания Пьера и князя Андрея.
А теперь выходим на курс «Литература» и выполняем тест
Вход в систему СДО «Фарватер», выполнение теста. http://farvater.gumrf.ru/course/view.php?id=202
У каждого курсанта логин и пароль для входа в систему.
Находим тему Творчество Л.Н.Толстого и тест
Курсанты выполняют тест.
После выполнения теста курсанты нажимают клавишу сохранить и результаты появляются у преподавателя.Он видит выполненный тест в процентах, ошибки, допущенные курсантами. Если курсант не справился с тестированием, то он может повторить работу.

После выполнения теста всеми студентами преподаватель получает полную информацию и выставляет оценки в журнал.

При наличии времени курсанты выполняют Опрос по биографии и творчеству Л.Н.Толстого. Ответы заносятся в окне Ваш ответ. После урока преподаватель проверяет вручную и выставляет оценки.

Итоги урока. Задание на дом.
Наш урок подошел к завершению. Преподаватель объявляет оценки за тест.
Домашнее задание. прочитать биографию Чехова А.П., составить краткий конспект.


Список используемой литературы:

1. Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырёх томах. Т.III-IV. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 736 с.
2. Золотарёва И.В., Т.И. Михайлова Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. И доп. Обновлённый комплект уроков. М.: «Вако», 2004. 336с.
3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч.1, 2., 10кл. - М.: Просвещение, 2002.
4. http://farvater.gumrf.ru/course/view.php?id=202

Категория: Номинация 3 | Добавил: Ирина | Теги: роман Л.Н.Тостого Война и мир, тест по творчеству Л.Н.Тостого, СДО ФАРВАТЕР
Просмотров: 4357 | Загрузок: 172 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]