Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 2 |
Презентация к уроку по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ом классе на тему «Приключения муравьишки» В. В. Бианки.
[ · Скачать удаленно (9 МБ) ] | 06.11.2016, 13:17 |
Тема урока: "Приключения муравьишки" В.В. Бианки. Тип урока: Комбинированный Цель урока (доминирующая): продолжить знакомство обучающихся с творчеством В. В. Бианки через произведение "Приключения муравьишки" ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: Метапредметные (развивающие): - Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные, грамотные высказывания, выполнять задание в соответствии с целью; - Регулятивные: контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания; - Познавательные: способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора; расширять представления об окружающем мире живой природы; Предметные (образовательные): формировать умение анализировать текстовую информацию; способствовать расширению и накоплению читательского опыта; способствовать формированию активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения; Личностные (воспитательные): продолжать воспитывать культуру общения; способствовать формированию интереса к художественным произведениям; создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи. Основные методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковая. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах и в парах. Оборудование: ТСО, учебник, карточки. План урока: № Этап урока Регламент 1 Мотивация к учению 1` 2 Орг. момент 7` 3 Актуализация базовых знаний и умений 15` 4 Постановка проблемы 12` 5 Первичное закрепление 7` 6 Рефлексия деятельности 3` Ход урока Здравствуйте ребята,у вас должны быть учебники на парте, карточки. – Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие. – Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего путешествия. Презентация Слайд 2 Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях – Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтешь. И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. – Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.) – Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками. – В путешествие мы отправимся с героями книги, которую вы читали дома. – Как называется эта книга? Расставив правильно буквы, вы вспомните её название. Слайд 3 РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ («Приключения Муравьишки») – О чём рассказывается в этой книге? Что в произведении правда, а что вымысел? Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? (сказка-несказка) Почему? В течение урока мы узнаем, были ли мы правы. – Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы называем помощниками? И есть ли такие помощники у животных? И поможет нам в этом книга «Приключения Муравьишки», которую написал… (В.В. Бианки) Слайд 4 – Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию. В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот. Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе. Работа с текстом (Чтение начала текста). В процессе работы над произведением проводится словарная работа. – Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие. – Прочитайте начало произведения. Приложение 1 (Дети вслух «цепочкой» по предложению читают начало произведения). – Какие научные сведения содержит этот отрывок? (У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.) – Что вы узнали о самом Муравьишке? - А что вы можете сказать об авторе рассказа? Это человек, который только отдыхает на природе и пользуется ее дарами. Это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу. Почему вы так считаете? У кого другое мнение? Почему? Работа с иллюстрацией. – Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке? (Гусеница-Землемер). – Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод. Как выглядит? Как передвигается? Где обитает? Как вы думаете, какие сведенья здесь предоставляет автор? (научные, достоверные) Как вы думаете, в чем в этом эпизоде проявляется сказка, и в чем не сказка? Слайд 6 – А кто ещё помогал Муравьишке? Почему с одной стороны мы можем назвать произведение сказкой? Что обычно происходит в сказках? Происходит ли это в этой сказке? (есть беда, дорога, приключения, невыполнимые трудности и помощники) А почему с другой стороны, мы можем назвать ее не сказкой? (есть научные сведенья) Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3 – По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке. – выберете название и изображение этого героя. Проверка. (Дети читают описание животного, выбирают карточку, соответствующую его названию). Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и изображением животных в том порядке, который соответствует сюжету. Итак, опишете помощников муравьишки. -Какой их внешний вид? -Какие способы передвижения? -Где обитают? - Как вы думаете, какие это сведенья? (научные) Сообщения детей. Дополнительная научная информация об этих животных. Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из научной литературы. – Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки? – Что нового об этом узнали из рассказов детей? Обобщение. Анализ поведения героев. – Кто же помог Муравьишке добраться домой? Слайд 15 – Можем ли мы назвать этих животных помощниками Муравьшки? Обоснуйте своё мнение. – Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке? – Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка). – Почему она отказала? (Она была занята работой). – Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу). Найдем этот отрывок, отметим карандашом роли (автор, муравьишка и гусеница). – Прочитаем этот отрывок по ролям. – Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно? – Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев? (Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.) Физминутка – Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки. Продолжается работа с текстом (выборочное чтение). Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки. – Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия? Слайд 16 Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 4 – Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос. Тесты двух уровней: Уровень 1 – есть картинки-подсказки. Уровень 2 – нет картинок-подсказок. Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2, нет картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с правильным ответом). Слайды 17–22 Проверка правильности выполнения тестов. Слайд 23 – Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом? (Скошенная трава, картофельная ботва…) VII. Подведение итогов. – Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»? – Что нового о жизни животных вы узнали? – Что вас удивило? – Что заинтересовало? – Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть ли помощники у муравьёв, жучков и других насекомых? – Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь. – Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением? Итак, к какому же жанру, относится это произведение? (Сказка-несказка) Почему? Докажите. – Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое! Рефлексия деятельности Слайд 24 Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю, что… Как бы себя оценили? Все молодцы. Спасибо за работу. | |
Просмотров: 1858 | Загрузок: 367 | |
Всего комментариев: 0 | |