Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 2

Презентация к уроку по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ом классе на тему «Приключения муравьишки» В. В. Бианки.
[ · Скачать удаленно (9 МБ) ] 06.11.2016, 13:17
Тема урока: "Приключения муравьишки" В.В. Бианки.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока (доминирующая): продолжить знакомство обучающихся с творчеством В. В. Бианки через произведение "Приключения муравьишки"
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
 Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные, грамотные высказывания, выполнять задание в соответствии с целью;
- Регулятивные: контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания;
- Познавательные: способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора; расширять представления об окружающем мире живой природы;
 Предметные (образовательные): формировать умение анализировать текстовую информацию; способствовать расширению и накоплению читательского опыта; способствовать формированию активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
 Личностные (воспитательные): продолжать воспитывать культуру общения; способствовать формированию интереса к художественным произведениям; создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковая.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах и в парах.
Оборудование: ТСО, учебник, карточки.

План урока:
№ Этап урока Регламент
1 Мотивация к учению 1`
2 Орг. момент 7`
3 Актуализация базовых знаний и умений 15`
4 Постановка проблемы 12`
5 Первичное закрепление 7`
6 Рефлексия деятельности 3`

Ход урока

Здравствуйте ребята,у вас должны быть учебники на парте, карточки.

– Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.

– Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего путешествия.

Презентация

Слайд 2

Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.

– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)

– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.

– В путешествие мы отправимся с героями книги, которую вы читали дома.

– Как называется эта книга? Расставив правильно буквы, вы вспомните её название.

Слайд 3

РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ

(«Приключения Муравьишки»)

– О чём рассказывается в этой книге? Что в произведении правда, а что вымысел?
Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? (сказка-несказка) Почему?
В течение урока мы узнаем, были ли мы правы.

– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы называем помощниками? И есть ли такие помощники у животных?

И поможет нам в этом книга «Приключения Муравьишки», которую написал… (В.В. Бианки)

Слайд 4

– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.

В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.

Работа с текстом (Чтение начала текста).
В процессе работы над произведением проводится словарная работа.

– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.

– Прочитайте начало произведения. Приложение 1

(Дети вслух «цепочкой» по предложению читают начало произведения).

– Какие научные сведения содержит этот отрывок?

(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)

– Что вы узнали о самом Муравьишке?
- А что вы можете сказать об авторе рассказа?
 Это человек, который только отдыхает на природе и пользуется ее дарами.
 Это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу.
Почему вы так считаете? У кого другое мнение? Почему?
Работа с иллюстрацией.

– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?

(Гусеница-Землемер).

– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.

Как выглядит? Как передвигается? Где обитает? Как вы думаете, какие сведенья здесь предоставляет автор? (научные, достоверные)
Как вы думаете, в чем в этом эпизоде проявляется сказка, и в чем не сказка?

Слайд 6
– А кто ещё помогал Муравьишке?

Почему с одной стороны мы можем назвать произведение сказкой?

Что обычно происходит в сказках? Происходит ли это в этой сказке? (есть беда, дорога, приключения, невыполнимые трудности и помощники)

А почему с другой стороны, мы можем назвать ее не сказкой? (есть научные сведенья)

Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3

– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке.

– выберете название и изображение этого героя.

Проверка.
(Дети читают описание животного, выбирают карточку, соответствующую его названию).

Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и изображением животных в том порядке, который соответствует сюжету.

Итак, опишете помощников муравьишки.

-Какой их внешний вид?
-Какие способы передвижения?
-Где обитают?
- Как вы думаете, какие это сведенья? (научные)
Сообщения детей.

Дополнительная научная информация об этих животных.

Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из научной литературы.

– Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки?

– Что нового об этом узнали из рассказов детей?

Обобщение. Анализ поведения героев.

– Кто же помог Муравьишке добраться домой?

Слайд 15

– Можем ли мы назвать этих животных помощниками Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.

– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?

– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).

– Почему она отказала? (Она была занята работой).

– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).
Найдем этот отрывок, отметим карандашом роли (автор, муравьишка и гусеница).

– Прочитаем этот отрывок по ролям.

– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?

– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?

(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)

Физминутка

– Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки.

Продолжается работа с текстом (выборочное чтение).

Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки.

– Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?

Слайд 16

Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 4

– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос.

Тесты двух уровней:

Уровень 1 – есть картинки-подсказки.
Уровень 2 – нет картинок-подсказок.

Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2, нет картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с правильным ответом).

Слайды 17–22
Проверка правильности выполнения тестов.

Слайд 23

– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом?
(Скошенная трава, картофельная ботва…)
VII. Подведение итогов.

– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?
– Что нового о жизни животных вы узнали?
– Что вас удивило?
– Что заинтересовало?

– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть ли помощники у муравьёв, жучков и других насекомых?

– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь.

– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

Итак, к какому же жанру, относится это произведение? (Сказка-несказка) Почему? Докажите.

– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!

И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

Рефлексия деятельности

Слайд 24
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я знаю, что…
Как бы себя оценили?
Все молодцы.
Спасибо за работу.
Категория: Номинация 2 | Добавил: Анастасия
Просмотров: 1858 | Загрузок: 367 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]