Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 2

Персональный компьютер
[ · Скачать удаленно (30МБ) ] 03.11.2016, 09:31

Для раскрытии своей темы самообразования мне пришлось прочитать много литературы и опираться на опыт известных педагогов, которые разместили свои работы в интернете. Большое им спасибо за помощь!
Использование в образовании информационно-коммуникативных технологий как фактор развития познавательной мотивации младших школьников
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. Между тем, опыт практического обучения и воспитания, психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые уже на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Кроме того, подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повернуть ученика лицом к учебной деятельности.
В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации.
В связи с этим мною была определена цель своего исследования: провести опытно – экспериментальную работу по развитию познавательной мотивации (в частности, интересов) младших школьников путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Объект моего исследования: процесс обучения младших школьников с использованием информационно – коммуникационных технологий.
Предмет исследования: познавательная мотивация младших школьников.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует усилению познавательной мотивации учения младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Найти и обосновать концептуальные подходы к исследованию на основе анализа литературы;
2. Разработать систему применения ИКТ, обеспечивающую развитие познавательной мотивации младших школьников;
3. В соответствии с разработанной системой экспериментально проверить и изучить познавательную мотивацию своего класса за последние 2 года.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников,
• публикаций в периодической печати;
• анализ,
• синтез,
• наблюдение,
• эксперимент,
• изучение результатов деятельности.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Теоретический. Изучение, анализ литературных источников и раскрытие современного состояния исследуемой проблемы. Анализ литературы показал, что проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко, она актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии и является объектом научного интереса достаточно многих педагогов-исследователей. Мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с древних времен. Свидетельством этого могут служить работы Демокрита, Аристотеля, Платона. Среди зарубежных исследователей многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам мотивации вели К. Левин, Т.К. Маккеланд, И. Аткинсон, А. Маслоу и другие. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. А именно Л.С. Выготский стал первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной. Эти работы послужили методологической основой исследования.
На данном этапе исследования было найдено общее определение мотива и мотивации, выяснено, что термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, определяющих поведение, сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
По А.К. Марковой учебная мотивация - частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Мотив показывает, ради чего ребенок учится. Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Она определяется: самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и спецификой учебного предмета.
А.К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников от отрицательного отношения к учению через нейтральное, аморфное отношение к положительному, а далее к активному и ответственному отношению с устойчивой внутренней позицией.
Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности, большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы вовлечь детей в процесс познания и увлечь их самим процессом узнавания, «открытия» нового.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. По А.К. Марковой и М.В. Матюхиной мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы - социальные – это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.
Внутренние мотивы есть собственно познавательные мотивы такие, как собственное развитие в процессе учения; познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни , интерес к содержанию деятельности, к ее процессу, к овладению способами данной деятельности. Среди них выделяют:
1. широкие учебные (направлены на усвоение новых знаний);
2. учебно-познавательные (направлены на добывание знаний);
3. мотив самообразования (направлен на совершенствование способов добывания знаний).
Следовательно, иерархия мотивов учения является двухвершинной: ведущими являются как познавательные так и социальные мотивы. Одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» внутренней познавательной мотивации учения.
Мотивационный компонент учения оказывается динамичным что создает благоприятные условия для управления этой стороной деятельности ребенка. Динамичность мотивации таит в себе и опасность. Как отмечает А.К.Маркова, если не управлять ею, наблюдается снижение ее уровня.
В ходе изучения литературы по психологии и педагогике выявлены конкретные условия, влияющие на интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них:
1. Содержание обучения. Л. И. Божович , анализируя снижение интереса к учению у учащихся III классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в большинстве своем не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения познавательной потребности.
2. Способ раскрытия учебного предмета. Учебная деятельность, по мнению В. В. Давыдова , должна отвечать следующим требованиям:
• объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
• процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;
• результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, и оценки.
3. Проблемность обучения. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии, где ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
4. Организация работы над предметом малыми группами. В.Ф.Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется. В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами.
5. Игровой характер учебно-познавательной деятельности является одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого.
6. Широкое применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей.
7. Стиль педагогического взаимодействия. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.
8. Использование наглядности в обучении. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал "золотым правилом” дидактики.
9. Творческие работы по разным предметам, участие в предметных олимпиадах, научно – исследовательская деятельность, проектная деятельность учащихся.
10. Использование технических средств, не только всем привычных ТСО (магнитофона, диапроектора, телевизионных учебных фильмов), но и более современных, например, компьютера, медиапроектора в качестве средства обучения. Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к повышению результативности учебной деятельности.
Одним из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых информационно – коммуникационных технологий.
Актуальность применения ИКТ в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.
Информационные компьютерные технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленных задач.

Категория: Номинация 2 | Добавил: vgek
Просмотров: 363 | Загрузок: 183 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]