Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 2

Конспект занятия. Научно- практическая конференция "Вестники весны"
08.11.2016, 10:55
Пояснительная записка
Экологическое образование - особая образовательная область, признанная реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений.
Первое условие успеха экологического просвещения и воспитания - достаточно высокая точность данных о состоянии природы в целом, кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые могут повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого – либо компонента биосферы.
Второе условие успеха экологического воспитания – необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их отношение к событиям в человеческом обществе.
Актуальность данного мероприятия.
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.
Развитие содержания экологического воспитания на уровне НОО предполагает формирование у младших школьников эмоционально-чувственного, нравственного отношения к природе; понимания необходимости соблюдения норм экологической этики; представлений о экологически целесообразном поведении.
«Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации занятий в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: применение ИКТ, работа в микрогруппах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.» Важным элементом формирования УУД воспитанников на ступени НОО, обеспечивающим его результативность, является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Цель: формировать основы экологического сознания, ответственного отношения к природе.
Задачи:
1.Систематизация и обобщение знаний воспитанников о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе, расширение представлений о значении птиц в жизни человека;
2.развивать умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
3.развивать умение создавать презентации (Microsoft Office Power Point) для представления информации;
4.развивать умение формулировать и высказывать свою точку зрения;
5.развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
6.формировать ценностное отношение к искусству, умение видеть красоту в окружающем мире;
7.формировать опыт участия в научно-практических видах деятельности.
Аннотация:
Ожидаемый результат:
-Развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе, созидательной экологической позиции.
Участники: воспитанники 4 класса(10-11лет)
Подготовительный этап:
Чтение и обсуждение «полученного» письма Всероссийского Общества Охраны Природы.
Письмо
Уважаемые воспитанники 4 класса гимназии искусств!
Мы, члены Всероссийского Общества Охраны Природы, спешим выразить вам и вашим родителям благодарность за активное участие во всех делах и акциях, посвященных защите природы и экологии вашего жилища, которые проводятся в гимназии. В октябре 2015 года вы оживленно беседовали на экоуроке «Хранители воды» о том, как бережно относиться к водным ресурсам нашей планеты.
Мы как защитники окружающей среды хотим обратить ваше внимание еще на одну проблему экологии. Россия — место обитания многих видов птиц, в том числе и очень редких. По оценкам Международного союза охраны животных опасность полного исчезновения угрожает в настоящее время 11% всех видов птиц! Ваша активность в делах защиты природы и неравнодушие к братьям нашим меньшим позволили нам пригласить вас, ребята, принять участие в Научно-практической конференции «Вестники весны». Помните, о том, что бережное отношение к птицам каждого из вас поможет сохранить природу!

1)выбор формы мероприятия, распределение по группам - секциям: «Экологи», «Искусствоведы», «Орнитологи».
2)самостоятельное исследование тем индивидуально и по подгруппам; 3)подготовка презентаций (самостоятельно и корректировка их с воспитателем),
4)подготовка выступлений по теме.

В ходе данного мероприятия развиваются личностные, познавательные (общеучебные, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные:
-Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:
-Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Коммуникативные:
-Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-владение монологической и диалогической формами речи;
-умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Личностные:
-Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Научно – практическая конференция
«Вестники весны»
Воспитатель:
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Василий Андреевич Жуковский. Стихотворение «Приход весны».
- Весна – время пробуждения природы. Скажите, а кто первый сообщает нам весть о приходе весны?
(ответы воспитанников)
- Мы сегодня недаром говорим о весне, о пробуждении природы… Мне хотелось бы еще раз прочитать письмо Всероссийского Общества Охраны Природы, которое мы с вами получили накануне, чтобы и наши гости ознакомились с его содержанием.
(Чтение письма)
-Итак, мы открываем научно- практическую конференцию «Вестники весны».
Цель нашей конференции?
ОТВЕТЫ воспитанников (как мы можем помочь сохранить птиц на Земле?)
- На нашей конференции будет работать три секции: «Экологи», «Орнитологи», «Искусствоведы».
- Т.к., статус нашей встречи такой солидный, серьезный – это НПК, то работа каждой секции строится исходя из выдвинутой гипотезы, которую либо подтверждают или опровергают исследования специалистов.
-После выступления докладов, другие группы могут задать не более трёх вопросов.
- Проблема исчезновения птиц на земле – это проблема экологическая. Давайте мы сначала предоставим слово нашим Экологам.
Выступление «Экологов».
Наша гипотеза: если каждый из нас задумается о проблеме охраны природы, то мы сможем изменить ситуацию к лучшему.
1)Инсценировка(группа воспитанников)
Юрий Дмитриев. Отрывок из рассказа «Что такое лес».
Однажды один художник решил нарисовать лес. Нарисовал он разные деревья: белоствольные березы, могучие дубы, тонкие осинки, высокие ели. А в углу картины нарисовал маленького человечка с большой бородой старичка - лесовичка. А лесовичок-то возьми и оживи, прямо в картине. И стал он художнику подсказывать, что же еще должно быть в лесу. Так постепенно появились в картине травы и цветы, грибы, яркие бабочки и другие насекомые.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, взглянул художник на свою картину и не поверил своим глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли голые, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь сосны и ели остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней: и земля и стволы, и ветки деревьев – все было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины – казалось, вот- вот упадет, и вид у него был грустный-прегрустный.
- Это ты виноват! – закричал художник. - Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес!
- Конечно, - сказал старичок-лесовичок, - конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
- Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, - сказал лесовичок, - если …..не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес, не может быть без птиц!
Воспитанник 1
-После прочтения сказки, задумалась - какова же роль птиц в природе?
Прочитала статьи в журнале, нашла много информации в интернете о роли птиц в природе и пришла к выводу, что птицы значимы в нашей жизни.
Слайд 1 «Роль птиц в природе»
- Звено в цепи питания
- Распространение семян
- Регулирование численности насекомых, мелких грызунов (санитары леса, санитары природы)
- Птичий помёт – органическое удобрение
- Продукт питания
- Сырьё для промышленности( пух, перо)
- Эстетическое значение
-Как видим, птицы важны в природе.
-В чём же причины исчезновения птиц?
Слайд 2 «Причины исчезновения птиц»
Воспитанник 2:
-Уничтожение мест обитания (вырубка лесов, распашка лугов).
-Смена места обитания.
-Человеческий фактор (чрезмерное истребление ).
-Загрязнение окружающей среды.
-Катастрофы (пожары, природные явления).
Воспитатель:
-Исчезновение большинства видов птиц может иметь далеко идущие последствия для окружающей среды.
*Если исчезнут птицы, то проблемы экологии усилятся.
- А кто должен решать эти проблемы? (государство, ….)
-А каждый из нас способен ли изменить ситуацию….? Каким образом?
(Предполагаемые ответы детей: строить скворечники, дуплянки, зимой – вывешивать кормушки, подкармливать птиц)
Воспитанник 1:
Итак, по итогам работы нашей секции мы пришли к выводам:
1)птицы занимают важное место в экосистеме,
2)проблема исчезновения птиц актуальна, более того она будет усиливаться, если ее не решать.
3)И каждый из нас в состоянии изменить ситуацию к лучшему.
Таким образом, мы подтверждаем наши предположения: если каждый из нас задумается о проблеме охраны природы, то мы сможем изменить ситуацию к лучшему.
Воспитатель:
-Птиц нужно охранять. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы наша планета была красивым, огромным садом.
- А вы знаете, что 1 апреля – международный день птиц? Именно в этот день в 1902 году была подписана Международная конвенция по охране птиц. День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок.
- А всё о перелётных птицах и не только о них нам могут рассказать участники секции «Орнитологи».
Слайд 3
Выступление «Орнитологов»
Воспитанник 3:
Наша гипотеза: если знать об особенностях птиц, то можно понять, каким образом мы можем им помочь.
Воспитанник4:
1) - Кто знает, что такое орнитология?
Орнитология – область зоологии, объектом исследования которой являются птицы.
-Кто такие орнитологи?
-(учёные, которые изучают птиц)
Воспитанник5:
- А какие бывают птицы?
Ответы sad зимующие, перелётные; водоплавающие, боровые, полевые…)
- Птиц в природе много, встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. И знать всех мы не можем. Но тех, которые живут в наших лесах или в парке неподалёку от дома, знать надо.
-Сейчас мы с вами попробуем вспомнить некоторых птиц.(Даны карточки с названиями птиц ). Ваша задача- внимательно посмотреть на названия птиц и распределить их на группы.
Распределить на две группы (Зимующие, перелётные)
1 группа: грач (сьод рака), трясогузка (сырчик) , жаворонок (ыбкай, енкай), гусь (дзодзог), дрозд (пелыськай), ласточка (джыдж) , скворец (ябыр), кукушка (кок), соловей (колипкай).
2 группа: Снегирь (жонь) , синица (пыста) , ворона (рака) , сорока (катша), голубь (гулю) , свиристель (ль*о*мкай), клёст (уркай).
Слайд 3а- правильный ответ на задание
- А как будут звучать названия этих птиц на коми языке?
- А кто знает, какие птицы прилетают в Коми первыми после долгой зимы? (грачи)
3) Слайд 4 «Грачи»
Воспитанник 6:
Грач – одним из первых прилетает к нам в Коми республику. Прилетает рано, еще лежит снег на полях. Гнездятся на деревьях большими колониями, которые называются «грачевники». Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Внешним видом напоминает ворону, но у грача есть чёткий отличительный признак- кольцо из неоперенной кожи вокруг клюва у взрослых птиц. Грач всеяден. Но пользы эта птица приносит во много раз больше, уничтожая огромное число вредителей сельского хозяйства. Грач, следуя за плугом способен уничтожить до 400 проволочных червей - личинок жука.
Слайд 5 «Жаворонки»
Воспитанник 3:
-Послушайте удивительное пение птицы и попробуйте узнать её.
(звук- пение жаворонка)
Жаворонок – перелётная птица. Размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Окраска помогает ему маскироваться в траве и на земле. Жаворонок устраивает гнездовье на лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнезда для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах.
Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли, корешки травы, внутри укладывается мягкой шерстью, пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.
Охотится птица всегда на земле, не ловит насекомых в полёте, или тех, которые заползают высоко на стебли растений.
Слайд 6 «Правила поведения в природе»
Воспитанники 7,8:
-Прозвучали сообщения только о первых вестниках весны. Любая птица приносит пользу. Все жаркое лето и дождливую осень птицы хозяйничают на родных просторах - в лесу, в поле, на огороде, уничтожая безмерное количество вредителей.
-Но внимание к птицам не всегда безобидно. Озорные мальчишки стреляют по птицам из рогатки или бросают камешки. Раненая птица не может выжить в окружающем мире. На земле ее подстерегают бесчисленные враги и опасности. Даже дворовые коты охотятся на птицу, разгуливающую по лужайке. И обязательно поймают, если она ранена или больна.
-Как вы думаете, какие правила в природе нужно соблюдать, чтобы жизнь птиц была в безопасности?
Слайд 6а
• Соблюдай тишину.
Весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, вклю¬чать громко музыку, разжи¬гать костры. Весной многие жи¬вотные выращивают потомство. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, искать укромные места.
• Созерцай природу! Вы увидели гнездо птицы. Чтобы его сохранить, нельзя вытапты¬вать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками.
Нельзя брать вылетевших из гнезда птенцов. Дома птенца прокормить трудно; и впоследствии, выпущенный на во¬лю, он будет беспомощным. Птицы учат птенцов искать пищу самостоятельно, защи¬щаться от врагов, а вы их этому не научите.
• Убирай за собой мусор! (острые края, тягучая ядовитая …)
• Не стрелять из рогатки
Выводы.
Воспитанник 3:
-Итак, по итогам работы нашей секции, мы можем сказать, что птицы - это удивительный мир. На своих крыльях они приносят людям тепло весны и рождение новой жизни. И соблюдая правила поведения в природе, мы можем помочь птицам.
Наше предположение подтвердилось - если знать об особенностях птиц, то можно понять, каким образом мы можем им помочь.
Воспитатель:
- Спасибо. Жизнь птиц, действительно, очень интересна. Но птицы – это не просто представители животного мира, они издавна являются источником вдохновения для многих мастеров слова, музыки, кисти. Это еще и представители мира прекрасного.
Выступление «Искусствоведов»
Воспитанник 9:
Гипотеза: если мы будем уметь видеть красоту птиц, то у нас появится потребность о них заботиться.
Наши предки почитали птиц. Их жизнь зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Земледельцы внимательно следили за ветрами и облаками, туманами и росами, за поведением животных и птиц.
Воспитанник 10:
17 марта – День Герасима – грачевника . Название Грачевник происходит от того, что в этот день ждали грачей, зимовавших на юге.
Воспитанник 11:
Встретив грачей, люди смотрели, примутся ли они сразу же чинить гнезда? Если займутся ремонтом, значит, весна придет быстро, если же посидят на гнездах и примутся вновь кружиться, то придется обождать весеннего тепла несколько дней. То, что грачи уселись на гнезда, говорило и о том, что пора идти в поле. «Игры» грачей, их веселье сулили погожий денек.
Тот, кто рождался в день Герасима Грачевника, совсем как птица-грач, должен был вырасти трудолюбив.
Про грачей были сложены и поговорки: «Герасим грача на Русь ведет — скоро снег сойдет», «Грач на горе — так и весна на дворе.
Слайд 7
Воспитанник 12:
-А 22 марта - праздник, который в народе называли «Жаворонки».
В этот день в старину было принято печь из теста «жаворонков». Печеных «жаворонков» насаживали на ветки, отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну.
Птичек съедали, а часть их оставляли на ветвях, и сараях. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.
Еще одной старинной традицией этого дня является развешивание скворечников и других домиков для птиц.
Воспитатель:
-Давайте и мы с вами представим, что находимся в крестьянской избе. Приближается праздник встречи весны, встречи птиц. Лепим птичку жаворонка, готовимся выпекать в русской печи.
Мы сделаем из бумаги.
Творческая работа. Оригами «Жаворонок»
(звучат заклички- аудиозапись)
-Хотите посмотреть, какие это были птички на самом деле?
(угощение – печёные «Жаворонки» )
-А теперь вместе попробуем закликать. Встанем в круг и попробуем вместе .
Слайд7а
Воспитанники 13,14:
Жаворонки-жавороночки!
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с солнышком,
лето с зернышком.
Воспитатель:
-И приходила весна красная, расцветала природа.
Красота природы всегда очаровывала поэтов, музыкантов, художников и служила им источником вдохновения. Секрет в том, что творческие люди умеют вглядываться и вслушиваться в окружающий мир, и он, в ответ, с готовностью раскрывает им свои тайны.
Жаворонок - как мы увидели, птица небольшая, невзрачная на вид, но сколько сложено о нём песен, написано стихотворений!
Слайд 8 Винсент Виллем Ван Гог. Пшеничное поле с жаворонком.
М.Глинка. Жаворонок. ( воспитанник 9 - фортепиано)
Жаворонок (воспитанник 10)
Так беззаботно, на лету,
Он щедро сыплет трели.
Взвиваясь круто в высоту
С земли - своей постели.
Среди колосьев он живёт.
Его домишко тесен.
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен.
С. Маршак.
Воспитанник 9:
-Важно увидеть не внешнюю, а внутреннюю красоту, ценить то прекрасное, что даруют нам эти маленькие творения природы.
Гипотеза: если мы будем уметь видеть красоту птиц, то у нас появится потребность о них заботиться.
Действительно, мир птиц необычен - прост и очарователен. И эта красота должна существовать, чтобы и дальше можно было восхищаться, получать воодушевление в творчестве.
Птицы дают вдохновение мастерам и художественного, и литературного, и музыкального искусства. Наша помощь и забота – это наша благодарность за то, на что они нас вдохновляют!
Воспитатель:
- Наша работа подходит к концу. Скажите, пожалуйста, почему наша конференция называется научно - практической?
(ответы воспитанников)
-Научные доклады были представлены, а практическим будет решение вопросов нашей конференции.
-А как же мы, каждый из нас, можем помочь пернатым гостям? Как мы их можем встретить первых гостей?
(скворечники на каникулах, вывесить на даче, во дворе дома)
Каждое маленькое дело поможет делать шаги в проблеме сохранения птиц. А если об этом задумается каждый…
Рефлексия. (лист бумаги)
-Посмотрите, на этот лист. Он пока ещё пуст. Но, я думаю, что ваши жаворонки смогут оживить картину. (приклеить жаворонка-оригами)
• Если вы считаете, что всё на конференции удалось (у вас певучее настроение, хочется петь, летать), поместите жаворонка в верхней части, в небе.
• Если хочется подумать, поразмышлять, хочется отдохнуть, поместите птичку на ветку.
• Если не хочется улетать из гнезда, не хочется никаких действий, ваша птичка пусть займет место в гнезде.

Занятие проведено 23 марта. В дни весенних каникул воспитанники с родителями сделали скворечники(практическая деятельность совместно с родителями), которые были затем развешены в роще возле гимназии, на дачах.
Категория: Номинация 2 | Добавил: cat5002
Просмотров: 598 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
1 cat5002  
ссылка на презентацию http://my-files.ru/gf3jri  и фотоотчёт мероприятия http://my-files.ru/qdbwaz

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]