Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 11

Формирование образовательной среды в условиях применения дистанционных образовательных технологий (на примере ГПОУ «УПТ»)
[ · Скачать удаленно (10,7 МБ) ] 15.11.2016, 13:22

ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ: http://rgho.st/6RVWpJPFx
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(на примере ГПОУ «Усинский политехнический техникум)

Рубан Олег Васильевич,
Директор ГПОУ
«Усинский политехнический техникум»

Республика Коми, г. Усинск, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Усинский политехнический техникум» (ГПОУ «УПТ»).
Аннотация. В работе представлен спектр материалов для учебно-методического комплекса в условиях применения дистанционных образовательных технологий. Проанализированы результаты образовательных учреждений по апробации электронных учебно-методических комплексов.
Разработан сайт для организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий на официальном сайте ГПОУ «Усинский политехнический техникум». Адрес образовательного сайта http://upt-toe.wix.com/upt-toe. На сайте расположен ЭУМК общепрофессиональной дисциплины «Электроснабжение отрасли» по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям).
Сформирован перспективный план мероприятий введения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс в ГПОУ «Усинский политехнический техникум».

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сайт, дистанционная образовательная среда, электронный образовательный ресурс.

Одним из направлений деятельности по реализации равных прав граждан на получение качественного образования является создание вариативных условий для получения образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16) при использовании электронного обучения «...в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств...».
Преимущественными чертами дистанционного обучения являются модульность, мобильность, интерактивность, индивидуальный подход, массовость, социальное равноправие, продолжение обучения студента, вынужденно не посещающего лекции, организация внеурочной деятельности преподавателя и студента с гибким графиком реализации, предоставление студентам возможности получать дополнительные занятия по предмету, использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и коммуникационных технологий, предоставление возможности организовывать собственную деятельность, определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Это и определило проблему нашего исследования, суть которой заключается в формировании образовательной среды в условиях организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий в ГПОУ «Усинский политехнический техникум».
Цель исследования: разработка и формирование образовательной среды в условиях организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий.
Объект: образовательная среда, необходимая для организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий.
Предмет: управление развитием электронного ресурса, необходимого для организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования образовательной среды в условиях организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
2. Произвести анализ электронных средств организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
3. Разработать и апробировать электронный ресурс (сайт) для организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий.
4. Разработать перспективный план формирования образовательной среды в условиях применения дистанционных образовательных технологий.
Практическая значимость результатов исследования заключается в:
 разработке сайта для организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий;
 разработке перспективного плана формирования образовательной среды ГПОУ «Усинский политехнический техникум» в условиях применения дистанционных образовательных технологий;
 апробации разработанного учебно-методического комплекса на сайте ГПОУ «Усинского политехнического техникума».
Анализ платформ дистанционного обучения показал, что практически все они распространяются на платной основе, а системы дистанционного обучения, распространяемые бесплатно, требует значительного времени для их изучения и дополнительных ресурсов для установки. Поэтому мы в своем учреждении остановились еще на одной из электронных сред организации дистанционного обучения, которая не менее популярна в России, – это создание собственного специализированного сайта с развернутым на нем учебно-методическим комплексом для организации обучения студентов с применением дистанционных технологий. Наш выбор обусловлен еще и тем, что сетевое взаимодействие и объединение усилий по формированию образовательной виртуальной среды нашей образовательной организации, с использованием современных дистанционных образовательных технологий, способствует созданию открытого учебного заведения, что является выгодным как с экономических, так и с социальных позиций.
Сайт создан на бесплатной платформе WIX.сom. Внешний вид и алгоритм работы сайта не вызывает затруднения у пользователей, не имеющих опыта работы в интернете. Блок основной навигации четко различим при первом взгляде на сайт.
Адрес сайта: http://www.xn--e1afilellcz.xn--p1ai/

Разделы сайта: http://upt-toe.wix.com/upt-toe
1. Стартовая страница сайта
Страница, содержит основную и наиболее значимую информацию для посетителя. На стартовой странице информация основных разделов сайта кнопки ГЛАВНАЯ, ПРЕДМЕТЫ, ИНФОРМАЦИЯ и ВХОД для зарегистрированных пользователей, а также приветственное слово посетителю сайта. В правом углу расположена кнопка НОВОСТИ где будет располагаться необходимая информация для студентов.

2. Страница сайта ИНФОРМАЦИЯ
Содержит необходимые указания для работы на сайте.
 Для работы на информационном ресурсе необходимо зарегистрироваться, указав свой почтовый адрес для обратной связи с преподавателем.
 Для входа в раздел предметы повторной регистрации не требуется.
 В разделе предметы размещена следующая информация: - рабочая программа предмета (РП), календарно-тематическое планирование (КТП), лекционный материал, контрольно-измерительный материал, практические задания, рекомендации по выполнению курсовой работы, литература.
 После изучения материала, решения практических заданий, тестов нажать кнопку "Почта" и прикрепить файл с решением.
 Прикрепленный файл должен содержать подпись, состоящую из номера группы, номер зачетной книжки, Фамилия, Имя, Отчество,
 Дождаться ответа с результатами проверки.

3. Страница сайта ПРЕДМЕТЫ
Страница содержит кнопки с наименованием общепрофессиональных предметов. Для доступа к информации по предмету необходимо зарегистрироваться на сайте.
Внутренняя начинка общепрофессионального предмета содержит необходимый учебно-методический комплекс для использования в самостоятельной работе студентом.
Для обратной связи студента с преподавателем предназначена кнопка ПОЧТА.


Учебно-методические комплексы применительно к технологии электронного дистанционного обучения должны разрабатываться на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, примерных программ, других нормативных документов.
Целесообразно использовать единый стандарт учебно-методического комплекса применительно к технологии электронного дистанционного обучения для учебных предметов, дисциплин и модулей предназначенных для реализации основных профессиональных образовательных программ.
Рассмотрим ЭУМК на примере общепрофессиональной дисциплины «Электроснабжение отрасли» по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям). В состав ЭУМК входят:
 рабочая программа дисциплины;
 календарно-тематический план дисциплины;
 электронное учебное пособие по дисциплине (электронный конспект лекций), методически и дидактически обеспечивающее обучение в дистанционной форме;
 задания для промежуточного контроля;
 практические работы;
 методические указания по выполнению курсовой работы;
 список основной и дополнительной литературы.
Общая структура электронного учебного курса определяется преподавателем на заседании ПЦК, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала.
В перспективе необходимо разработать и разместить на сайте методические указания по самостоятельному изучению дисциплины с применением ЭДОТ, электронный практикум в режимах онлайн (вебинар, видеоконференция, чат) или оффлайн (E-mail, форум, электронная рабочая тетрадь, интерактивное электронное задание), электронные тесты для итогового контроля знаний, электронные лабораторные занятия посредством виртуальных лабораторий.
В Приложении 1 представлен электронный конспект-лекция обеспечивающий обучение с использованием дистанционных технологий, по теме «Управление энергетическим системами». В Приложении 2 представлена практическая работа по теме «Конструктивное выполнение воздушных линий электропередач напряжением выше 1000 В.»

В ГПОУ «Усинский политехнический техникум» на 2015 – 2017 г.г. разработан перспективный план для введения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс по подготовки специалистов среднего звена. Таким образом, разработанный перспективный план позволит внедрить в образовательный процесс дистанционные образовательные технологии при изучении общепрофессиональных дисциплин по очной и заочной формах обучения в ГПОУ «Усинский политехнический техникум».
Работа по разработки и формированию образовательной среды в условиях организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий в ГПОУ «Усинский политехнический техникум» будет продолжена и дальше. Практическая значимость результатов исследования перспективна в формировании образовательной среды в условиях применения дистанционных образовательных технологий для образовательного процесса ГПОУ «Усинский политехнический техникум».
В случае положительного результата апробации и устранении выявленных недостатков в организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий считаем целесообразным внедрение данной технологии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Республики Коми.
Список использованной литературы:
1. Дударева О.Б., Таран Т.В. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров . 2012. №4. С.31-39.
2. Уддин М.А. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения и личностные особенности студентов, обучающихся на основе дистанционных технологий // Психологическая наука и образование. 2012. -№5. – С. 38 -49.
3. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.К., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info.mesi.nj/program/ glossaryOO.html.
6. Полат Е.С. Хуторской А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.html.
7. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009. №94. С.236-240.
8. Технологии дистанционного обучения: эл. учеб. пособ. /
М.А. Алфёрова, К.С. Лебедев. Иркутск, Центр оперативной печати, ул. Степана Разина,6, оф.106. - 2009.
9. Гарманова Ю.О. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pdt.vscc.ac.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=2283.
10. Медведева Е.И. Электронное образование и развитие инновационной экономики России / Е.И. Медведева, С.В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – №4. – C. 58-73
11. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: Дом педагогики, 2006. – 231 с.
12. Елизаров А.А. Дистанционное образование. Характеристика понятия / А.А. Елизаров, Л.И. Ястребов, Д.Ю. Гужеля // Информационное общество. – 2005. – №4. – С. 30-35.
13. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М.Б., Агапонов С.В., Горюнова М.А., Костиков А.Н., Костикова Н.А., Никитина Л.Н., Соколова И.И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
14. Кревский И.Г. Инновационные модели организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://apu-fsin.ru/service/omumr/pdf/Innovac_model%20Dot.pdf
15. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. — Казань: КГТУ, 2004.
16. Агапонов С.В. История одного проекта. Создание серии мультимедийных учебных курсов на CD // Educational Technology & Society 7(1) 2004 ISSN 1436-4522 pp. с. 155—168.
17. Агапонов С.В., Кречман Д.Л., Никифоров И.С. Платформа eLearning Server 3000 для построения систем дистанционного обучения // Сб. докладов Всероссийской научно-методической конференции Телематика-2002. — СПб., 2002.
18. Сайт Независимого Центра тестирования качества обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ast-centre.ru.
19. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ - Пресс, 2004. – 67 с.).

Нормативные документы
1. Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.
2. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 г.
"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
3. Информационно-методическое письмо ФИРО №01-00-05/764 от 27августа 2015г. «Об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования».

Категория: Номинация 11 | Добавил: Ruban
Просмотров: 462 | Загрузок: 200 | Рейтинг: 2.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]