Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 10

Использование ИКТ в образовательном процессе.
[ · Скачать удаленно () ] 17.11.2016, 21:32
Методическая разработка
Участники: педагоги
Тема: «Использование ИКТ в образовательном процессе».
Цель: внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Повысить качество образования в ДОУ через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационно - коммуникационных технологий.
Задачи: 1. Разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
• Создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
•Увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, родители, воспитанники.
Аннотация Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе “Об образовании Российской Федерации” и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий: возможность организации процесса познания, поддерживающего
• деятельностный подход к учебному процессу; индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
• создание эффективной системы управления информационно-методическим
• обеспечением образования.
Список программного обеспечения:
• Мультимедийное оборудование (проектор и экран);
• компьютер;
• программа PowerPoint 2007;
• ссылка ()
Ключевые слова: Информационная технология, Коммуникационные технологии, Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ), Информационно-коммуникационные технологии
Практическое применение: данная методическая разработка нацеливает педагогов на широкое применение в своей педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий, для педагогов не владеющих компьютером предложена пошаговая инструкция в создании мультимедийных презентаций.
Автор: Сайфетдинова Татьяна Юрьевна
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №63 «Северяночка» г. Воркуты (МБДОУ «Детский сад№63» г.Воркуты).

Использование ИКТ в образовательном процессе.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Что же включает в себя понятие ИКТ?
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Для успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями государства, общества, семьи в каждом ДОУ должны активно использоваться информационно-коммуникационные технологии. А для этого необходимо каждому педагогу быть компетентным в вопросе владения компьютерной грамотой, умением использовать ИКТ в процессе обучения детей дошкольного возраста. Педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
Оформление групповой документации, отчётов.
Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
В работе с дошкольниками можно выделить следующие доступные направления использования ИКТ:
• создание презентаций;
• работа с ресурсами Интернет;
• использование готовых обучающих программ;
А так же разработка и использование собственных авторских программ.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В результате работы по внедрению информационных технологий можно отметить преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2.Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3.Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:например, в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
8.Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
9.Как информационно-обучающее пособие
10.Для контроля усвоения материала детьми.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и не допустить следующие ошибки:
• несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
• неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
• бесплановость, случайность применения ИКТ,
• нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,
• несоответствие возрасту детей.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Алгоритм создания презентации
1. Определить содержание презентации:
- составить план выступления;
- оценить, что из написанного можно проиллюстрировать в презентации.
2. Выстроить последовательность освещения материала.
3. Определить количество слайдов презентации в зависимости от объема предъявляемой информации.
4. Создание презентации:
1) Открыть программу MicrosoftPowerPoint (Пуск → Программы → MicrosoftPowerPoint);
2) Вам предложат пустую презентацию (просто нажмите ОК или Enter)
3) Появится описание макета (выберите нужный Вам макет и также нажмите ОК или Enter);
4) Необходимо оформить Ваш лист, выбрав для него Фон.
Рекомендации к выбору фона:
- помните, что если Вы хотите, чтобы вся Ваша презентация была выполнена в одном стиле, стоит сразу отметить, что выбранный фон необходимо применить ко всем слайдам презентации.
Помните, что фон должен быть контрастным по отношению с цветом букв (т.е. не должно быть темных букв на темном фоне); при этом не стоит выбирать темный фон и белые буквы (такой оригинальный подход не привычен для восприятия и требует времени, чтобы привыкнуть).
5) Оформление надписей.
Это можно сделать, выбрав опцию «Надпись» на панели рисования, расположенной внизу, или через опцию «Вставка» в основном меню (верхняя строка).
Рекомендации к оформлению текстовых сообщений:
Лучше всего каждую смысловую единицу (цель, задачу, вывод) оформлять в виде отдельной текстовой ячейки, тогда для каждой из них можно будет настроить анимацию.
Размер и тип шрифта следует выбирать чёткий, т.к. текст должно быть хорошо видно на расстоянии 3-х метров.
После того, как первый слайд будет готов, стоит перейти к следующему.
6) Вставка нового слайда (Вставка (в верхней строке меню) → Создать новый слайд → Выбрать нужный
макет).
7) Оформление графиков, диаграмм и рисунков.
Графики, диаграммы и рисунки можно взять из уже имеющихся, например, выполненных в формате Word или Excel. Если это невозможно, графики и диаграммы можно воссоздать в программе PowerPoint.
Для того чтобы вставить уже имеющийся график (диаграмму), следует скопировать его и просто вставить в слайд. Помните, что при копировании диаграмм из других программ вы теряете возможность их редактировать.
Для того чтобы воссоздать диаграмму в PowerPoint, нужно выбрать опцию «Вставка» в основном меню →Диаграмма (на слайде появится диаграмма с таблицей данных к ней (таблица на слайде не отражается)) → Внесите в таблицу свои данные и озаглавьте рисунок (все изменения будут отражены на диаграмме).
Примечание: построение диаграмм в PowerPoint подобно построению диаграмм в Excel.
8) Настройка анимации.
Программа MicrosoftPowerPoint позволяет использовать эффекты анимации при демонстрации презентации, но для этого анимацию нужно предварительно настроить:
выберите слайд, на котором будет использована анимация;
в главном меню (верхняя строка) выберите опцию «Показ слайдов» → Настройка анимации;
далее необходимо выбрать эффект (как будет появляться объект). Данную
операцию нужно проделать для каждого из выбранных объектов;
возможности программы позволяют сделать так, что текст будет появляться по буквам, словам или всей фразой целиком. Кроме того, можно задать автоматическое появление следующего объекта через определенный временной промежуток.
Когда вы зададите параметры анимации, можете просмотреть, что у вас получилось, прямо в окне настройки анимации, выбрав опцию «Просмотр».
9) Редактирование последовательности слайдов.
Опция «Вид» →Сортировщик файлов.
На экране отразятся все имеющиеся в Вашей презентации слайды, просто нажмите правой кнопкой мыши на необходимый слайд и, не отпуская кнопки, перетащите слайд на нужное место.
10) Просмотр презентации.
После того, как Вы заполните все слайды Вашей презентации, настроите эффекты анимации, можно просмотреть Вашу презентацию. Для этого нужно найти опцию «Показ слайдов» в основном меню (верхняя строка).

РАБОТАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Категория: Номинация 10 | Добавил: safek82
Просмотров: 637 | Загрузок: 206 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]