Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 10

Альбом "Первые фразы"
[ · Скачать удаленно (3,99MB) ] 16.11.2016, 16:13
Государственное учреждение республики Коми
«Ухтинский дом ребёнка специализированный»
ГУ РК «УДРС»

Пособие для формирования фразовой речи

Фомина Валентина Ивановна,
логопед высшей категории

Ухта
2016г.
Пояснительная записка
Данный альбом является продолжением альбома «Первые слова».
Дети, с которыми проводится работа по данному альбому, уже владеют некоторым пассивным предметным и глагольным словарём. Активный словарь таких детей состоит из аморфных слов, звукоподражаний. Одновременно с лепетными словами и жестами на этом уровне развития речи дети могут пользоваться и отдельными общеупотребительными словами. Однако, как правило, эти слова ещё недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Фразой дети не владеют. Стремясь рассказать о каком-либо событии, дети оказываются способными называть только отдельные слова. У детей отсутствует понимание значений грамматических изменений слова: дети не различают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов прошедшего времени, формы мужского и женского рода. На этом уровне недоразвития речи способность к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова ещё не сформировалось.
Альбом предназначен так же и для работы с детьми, которые уже могут соединить безо всяких грамматических связей в одном высказывании 2 – 3 аморфных слова.
Одно из главных условий логопедической работы с детьми – выполнение заданий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В эксперссивную речь вводится только то, что ребёнку понятно и имеется в его импрессивной речи. Проводится работа по интонационной законченности, а также по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняется структура слова. Большое место в работе с детьми отводится грамматическому оформлению речи: различению форм мужского и женского рода, форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, различению форм глаголов прошедшего времени. Работа с альбомом способствует расширению и обогащению как пассивного, так и активного словаря ребёнка по лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Игрушки», Домашние птицы», «Посуда», «Мебель».
Материал систематизирован и предлагается с постепенным усложнением. Дети учатся слушать и запоминать. В пособии представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, т.к. развивать в детях способность к пониманию так же важно, как и научить их разговаривать.
Все картинки были подобраны из программно - дидактического комплекса ЛОГОМЕР – 2 «Конструктор картинок» МЕРСИБО.
В каждом задании предлагаются примерные вопросы к ребёнку.
Цель: формирование умения пользоваться фразой.
Задачи:
- учить различать формы единственного и множественного числа существительных;
- учить различать формы глаголов прошедшего времени;
- учить различать формы мужского и женского рода;
- учить произносить ударный слог слова;
- заучить отдельные обиходные словосочетания;
- расширять объём понимания речи.
Альбом состоит из ряда заданий:
1.«Дай» + аморфное слово.
2.«На» + аморфное слово.
3. «Вот» + И.п. существительного единственного числа.
4.«Это» + И.п. существительного единственного и множественного числа.
5. «Тут» + И.п. существительного единственного и множественного числа.
6.Обращение + глагол повелительного наклонения.
7.«Дай» + В.п. существительного единственного и множественного числа.
8. «Хочу» («Можно», «Надо». «Не надо») + инфинитив глагола.
9.И.п. существительного + согласованный глагол 3 лица настоящего времени единственного и множественного числа.
10.И.п. существительного + глагол прошедшего времени
11.Обращение + глагол повелительного наклонения + В.п. существительного единственного множественного числа.
12.И.п. существительного единственного и множественного числа + согласованный глагол + прямое дополнение единственного и множественного числа.
На занятиях с использованием данного пособия дети учатся:
- строить синтаксически и грамматически правильно двухсоставные предложения типа повелительное наклонение глагола единственного числа + В.п. существительного;
- разграничено употреблять И. и В. падежи некоторых слов;
- выражать свои желания, употребляя наречия модальности можно, нельзя (надо, не надо) + инфинитив отдельных глаголов (пить, есть, спать и др.);
- усваивают место ударения в заученных словах, воспроизводят ритмико-интонационную структуру двух- и даже трёхсложных слов;
- чётко произносить звуки: п, б, м, т, д, н, к, г, х , в, ф без их дифференциации на мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;
- различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных и глаголов;
- в понимании речи дети соотносят предметы с их функцией, названной взрослым, узнают знакомые предметы по описанию главных признаков;
- умеют показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленных логопедом к деталям сюжетных картин.
Требования, необходимые при организации занятий
с альбомом «Первые фразы»:
- демонстрация педагогом образцов предметных и коммуникативных действий, их комментирование и отражение в речи основных языковых обобщений;
- все высказывания, обращённые к ребёнку, произносятся в замедленном темпе, с паузами между словами и повторами образца, с выделением ударного слога и логического ударения во фразе.

Данный альбом предназначен для работы с детьми с ОНР 1 уровня с 3-5 лет. Он может использоваться в работе логопеда, воспитателя коррекционной группы, для занятий родителей с детьми в домашних условиях.

Список использованных источников

1. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста: методические рекомендации /Л.В.Венедиктова [и др.]. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 99с.

2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. – 239с.

3. Нищева, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей группе детского сада / Н.В.Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 120с. + цв. вкл.96с.

4. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, логопеда дома ребёнка: сборник №2 / Е.Д.Худенко [и др.]. - Москва, 2009. – 165с.

5. Программно - дидактический комплекс ЛОГОМЕР – 2. «Конструктор картинок». МЕРСИБО.
Категория: Номинация 10 | Добавил: volodval
Просмотров: 779 | Загрузок: 210 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.2/75
Всего комментариев: 6
6 martukova16  
Альбом систематизирован, полезен в работе, очень информативен.Успехов!

5 Иринка  
В.альбоме.полезная.для.работы.информация!Спасибо!

4 gurban2013  
Все знают, как важен для человека дар слова. Валентина Ивановна большое спасибо за альбом, в котором содержательно отражена поэтапная работа формирование фразы неговорящих детей. Пособие очень нужное, дан прекрасный иллюстрационный материал. Это пособие пригодится в работе логопеда.

3 POTEMAYO  
Альбом содержит богатый материал по развитию у неговорящих детей фразовой речи. Подробно отражены этапы формирования фразы. Спасибо!

2 ternov  
Прекрасный альбом! Спасибо!

1 Кс@нк@  
Очень нужный альбом. Отличное подспорье в работе логопеда. Спасибо Валентине Ивановне за её работу!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]