Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 1 |
Урок Моя родословная
[ · Скачать удаленно () ] | 07.12.2013, 16:29 |
Проектно-исследовательская деятельность Дуркина В. В., учитель начальных классов МБОУ «Усть-Цилемская» СОШ Методическая информация Тип, тема урока: урок-отчёт по теме «Моя родословная» Класс: 3 Цели урока(образовательные, развивающие, воспитательные): 1. Познакомить с результатами исследования родословных; сообщить интересные факты исследования; ввести новые термины и понятия: информационные, практико-ориентированные, творческие, ролевые, исследовательские проекты. 2. Создавать условия для формирования умения рассказывать; умения формулировать свое мнение, предположение; умения выдвигать гипотезы и предположения; тренировать память. 3.Содействовать формированию осознанного духовно-нравственного отношения к предкам, родственникам. Содействовать воспитанию интереса и формированию желания узнать больше из истории жизни своих предков. Содействовать формированию уважительного отношения к семейным ценностям. Задачи урока: способствовать созданию ситуации возможности представления своих результатов исследования и информации по данной теме; содействовать развитию познавательной деятельности детей; - способствовать умению делать выводы и суждения. Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке технологии: -проектно-исследовательская технология -технология личностно-ориентированного образования - технологии развивающего обучения -информационно-коммуникативные технологии Методы: -метод проблемного изложения в обучении -частично поисковый метод обучения -исследовательский метод обучения Способы: - индивидуальные Время реализации урока: данный урок-отчёт представляет результат активного использования проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе за 2,5 года и последним элементом в долговременном исследовании «Моя родословная». Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,приобретут, закрепят ученики в ходе урока: предметные умения - представление о «Родословных»; знакомство и правильное употребление новых терминов и понятий: информационные, практико-ориентированные, творческие, ролевые, исследовательские проекты; личностные универсальные учебные действия - эмоциональное осознание самого себя как составляющей части своей семьи, имеющей уникальную историю и традиции, которые нужно знать, уважать и хранить; регулятивные универсальные учебные действия - формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы; представлять продукт своего исследования; коммуникативные универсальные учебные действия - общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников. Необходимое оборудование Компьютер, проектор, экран. Дидактическое обеспечение урока презентация «Моя родословная»; сообщения учеников. Ход и содержание урока 1.Организационный момент. Мотивация учащихся. Цель: настроить учащихся на работу. Мобилизация внимания учащихся. Создание рабочей и доброжелательной обстановки в классе. Слайд 2-3 слайд-шоу фото с проектными работами учащихся Учитель: Ребята, что вы увидели на фотографиях? (проектные работы за 1 и 2 год обучения) Учитель: Ребята, мы немало потрудились за эти два года и можем подвести некоторые итоги. 2.Этап всесторонней проверки знаний. Цель: выяснить степень усвоения простейших знаний о проектной деятельности. Учитель: Что такое проект? (выслушиваются ответы детей) Учитель: Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Слайд 4 (объяснение понятия «проект») Учитель: Проект в школе – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Слайд 5 (виды проектов) Учитель: На сколько видов учёные делят проекты? (5) Учитель: Давайте познакомимся с каждым видом подробнее. По щелчку: информационные проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, ролевые проекты и исследовательские проекты. 3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала. Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Слайд 6 (информационные проекты) Учитель: Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, альбома, научного доклада. Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы информационные проекты? (находить информацию об интересующих фактах и явлениях.) Учитель: На экране вы видите информационные проекты, выполненные вами. Слайд 7 (творческие проекты) Учитель: Это могут быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, выставки рисунков, сборники стихов и сочинения. Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы творческие проекты? (раскрыть и показать свой талант сочинительства тем людям, у кого он заложен) Учитель: Приведите примеры творческих проектов, которые созданы нами, опираясь на слайд. (Стенгазеты на тему: «Моя семья и спорт», к Дню пожилого человека, к Новому году, сборник сочинений на тему «Скоро зима», выставка творческих работ из природного материала на тему «Осенний день».) Слайд 8 (практико-ориентированные проекты) Учитель: Практико-ориентированные проекты - изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отдельного человека: учебное пособие, кроссворд, костюмы и поделки. Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы практико-ориентированные проекты? (для украшения, для конкретного применения) Учитель: На экране вы видите практико - ориентированные проекты моих учеников. (Костюмы к школьному мероприятию «Осенний бал», пироги, приготовленные к чаепитию, поделки для поздравления ветеранов Великой Отечественной войны.) Слайд 9 (ролевые проекты) Учитель: Ролевые проекты - разыгрывание спектакля, инсценировки и подготовка фрагмента урока. Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы ролевые проекты? (раскрыть артистические способности) Учитель: Приведите примеры ролевых проектов из нашей жизни, опираясь на слайд. (Инсценировка «Новогодняя нечисть приветствует гостей», мини – спектакли по стихотворениям С. Я. Маршака) 4. Этап усвоения новых знаний. Цель: определить тему и цель урока, составить план урока. Слайд 10 (исследовательские проекты) Учитель: Исследование – это выдвижение проблемы и проверка её с помощью методов опроса, наблюдения, эксперимента. Это самый серьёзный и затяжной по времени проект. И мы с вами попробовали его сделать. Он занял у нас более трёх месяцев прошлого учебного года и три месяца этого учебного года. Сегодня мы можем познакомить гостей с нашими результатами. Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы исследовательские проекты? (узнать, исследовать интересующий вопрос) Слайд 11 (Моя родословная) Учитель: Какова тема сегодняшнего урока? Моя родословная Учитель: Какие цели мы должны поставить перед собой на этом уроке? Показать результат нашей работы, познакомить с самыми интересными результатами исследования, закрепить знания о наших родственниках, защитить проект. Учитель: Какая проблема встала перед нами в прошлом учебном году на одном из уроков окружающего мира, когда мы стали говорить о наших родственниках? (Как зовут наших родственников, где и кем они работали, где и как жили) Учитель: Какой мы задумали проект? (Родословное дерево.) Слайд 12 По щелчку (Родословное дерево) Учитель: С кого мы начали исследование? (Исследование себя, братьев, сестёр) По щелчку (Исследование родных братьев, сестёр) Учитель: Назовите следующий этап работы. (Исследование родителей.) По щелчку (Исследование родителей) Учитель: Остановились ли мы на этом? (Нет, дальше мы исследовали бабушку и дедушку по маминой линии.) По щелчку (Исследование бабушки и дедушки по маминой линии.) Учитель: Кого мы исследовали в самом конце? (Бабушку и дедушку по папиной линии) По щелчку (Исследование бабушки и дедушки по папиной линии.) Учитель: Это и будет являться планом нашего урока. 5. Этап первичного понимания изучаемого материала. Цель:добиться от учащихся восприятия, осознания и систематизации новых знаний. Учитель: Какую цель мы ставили, составляя родословное дерево? (Узнать фамилию, имя и отчество близких родственников, а также постараться запомнить эти данные) Учитель: У нас в классе появилось 16 родословных деревьев. Сегодня мы послушаем тех, кто создал самые полные деревья и запомнил всех родственников. (Физминутка) Слайд 13 (наши исследования) Учитель: А сейчас мы приступим к долгожданному моменту. Наконец-то вы сможете рассказать самые интересные результаты вашего исследования, а мы с удовольствием послушаем их. Слайд 14 (Исследование Серебренниковой Юлии «Моя мама») Серебренникова Юля: Мою маму зовут Серебренникова Наталья Владимировна. Она родилась 17 июля 1984 года в селе Трусово. По знаку зодиака она рак. Мама работает в полиции. Моя мама с детства мечтала быть бухгалтером. И вот после окончания школы она поступила в колледж на экономический факультет. Маме очень нравилась учёба, она очень старалась и надеялась, что её мечта сбудется: она будет работать бухгалтером. Через 3 года мама закончила колледж с отличием, поступила в университет на заочное отделение и начала искать работу. Однако найти работу по своей специальности было нелегко. Продолжительные поиски положительного результата не дали. И вдруг ей предложили работу в милиции. Она решила попробовать. Маме очень нравится её работа, и теперь она нисколько не жалеет, что её детская мечта не сбылась. Сейчас мама заочно учится на юриста. Слайд 15 (Исследование Дуркина Дмитрия «Мой папа») Дуркин Дима: Моего папу зовут Дуркин Александр Николаевич. Он родился 4 декабря 1981 года в селе Усть- Цильма. По знаку зодиака он стрелец. Его хобби – охота, рыбалка. После окончания школы папу призвали в Армию. Служил он в десантных войсках в городе Псков. Папа совершил три прыжка с парашютом. Служить десантником – это здорово и престижно. Отслужив год, папин отряд отправили в Чечню, он участвовал в боевых действиях, защищал свою Родину. Папа – это моя гордость, и я хочу быть похожим на него. Слайд 16 (Исследование Мартына Данила «Мой папа») Мартын Данил: Моего папу зовут Мартын Алексей Эдуардович. Он родился 16 ноября в 1982 году в посёлке Вездино Усть-Вымского района. По знаку зодиака он скорпион. Папа работает плотником. Его хобби – рыбалка. В 1999 году папу призвали в Армию. Учебная часть была в городе Анапа. После учёбы папу отправили в город Мурманск. Он нёс свою службу матроса на боевом корабле «Мурманск», на котором была вертолётная площадка. В 2001 году в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Папа на корабле «Мурманск» охранял территорию, где затонул «Курск». Спускали на море венки погибшим подводникам. Сейчас он живёт и работает в Усть-Цильме. Слайд 17 (Исследование Зотова Матвея «Моя бабушка») Зотов Матвей: Мою бабушку по папиной линии зовут Зотова Елена Яковлевна. Она родилась 26 сентября 1936 года в посёлке Ветью. Моя бабушка Лена дочь репрессированной. Хотя бабушка в то время была маленькой, но ей пришлось повидать многое.: голод, холод, жуткие условия жизни, потери. Но она закончила 8 классов, окончила Воронежское училище и в 1953 году приехала в наш район работать киномехаником. В то время не было в деревнях кинотеатров, и ей приходилось ездить с установкой показывать фильмы. Летом она ездила на лодке «топчи нога», а зимой на лошади. Познакомилась с дедушкой, вышла за него замуж. Родили и воспитали 10 замечательных детей. За это бабушку наградили медалью «Мать - героиня». Бабушки Лены нет с нами, но я горжусь ею. Слайд 18 (Исследование Дуркина Дмитрия «Моя бабушка») Дуркин Дима: Мою бабушку по маминой линии зовут Серебренникова Галина Владимировна. Она родилась 3 июля 1958 года в селе Усть-Цильма. По знаку зодиака она рак. Её хобби – печь пироги. Моя бабушка Галя по профессии юрист. Сначала она работала в милиции. Её работа заключалась в профилактике правонарушений преступлений среди подростков и родителей. Бабушке очень нравилась эта работа. В Усть-Цилемском районе не было нотариуса, и бабушке предложили поработать временно. Бабушка работала одна, очень часто ездила в командировки по сельским советам. Работа очень сложная, но ей было интересно. Бабушка Галя из всех нотариусов, работавших до неё, проработала дольше всех, 25 лет. По республике занимала 3 место среди одиночных нотариальных контор. Бабушка моя очень строгая, справедливая, умная и честная. И меня учит этому, учит защищать себя. Слайд 19 (Исследование Мартына Данила «Мой дедушка») Мартын Данил: Моего дедушку по папиной линии зовут Мартын Эдуард Эдуардович. Он родился 23 декабря 1953 года в Усть-Вымском районе. По знаку зодиака он козерог. Когда случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС, дедушку, как военнообязанного, 10 ноября 1986 года призвали на ликвидацию последствий аварии. Дедушка попал служить в состав Ленинградского военного полка (300 солдат и офицеры). Больше двух месяцев шли учения, затем их привезли в 30-километровую зону от центра аварии на Чернобыльской АЭС. За мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС награждён орденом Мужества, имеет наградные значки и много Почётных Грамот. Домой он вернулся лишь в марте 1987 года. 6.Этап закрепления новых знаний. Цель: закрепить знания, полученные во время исследования. Учитель: Что же такое «Родословная»? (Это наши корни: родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки.) Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимо знать свою родословную? (Чтобы знать, как зовут твоих родных. Знать, кем были твои предки, чем они занимались.) Воспитательный момент: Учитель: Когда человек помнит свои корни, он показывает уважение к этим людям. Его потомки тоже будут помнить его. Учитель: Сегодня вы получаете ваши долгожданные папочки с исследованиями. (Вручение) 7. Этап коррекции новых знаний. Цель: ввести дополнительные знания с целью понимания выполнения данной работы. Учитель: В нашем классе во время работы появилось семь человек, которых можно назвать «полные исследователи». Кого мы можем так назвать? (Тех, кому удалось провести полное исследование) Слайд 20 (сертификат исследователя) Учитель: Для получения сертификата «полного исследователя» приглашаются: Ермолина Анна, Зотов Матвей, Дуркин Дмитрий, Мартын Данил, Серебренникова Юлия, Филиппов Даниил, Чупрова Елена. Учитель: Мне приятно, что вас увлекла эта работа, и вы нашли время и возможности исследовать своих родственников. Учитель: (проблемная ситуация) Могут ли ваши родители выполнить такую исследовательскую работу? Как вы думаете, с чего они её начали бы? Включили бы они в исследование своих детей, то есть вас? Выступление родителей (исследование «Мой сын», «Моя дочь») 8.Этап применения новых знаний. Цель: установить степень усвоения темы. Учитель: Я предлагаю проверить полученные знания. Сколько видов проектов мы сегодня называли на уроке? Перечислите их. (информационные, практико-ориентированные, творческие, ролевые, исследовательские) 9. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания. Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Домашнее задание: 1. Тем ребятам, кто исследовал родственников не до конца, закончить исследование. 2. «Полным исследователям» познакомиться с другими родственниками (братьями, сёстрами, прабабушками, прадедушками) 10. Подведение итогов работы (рефлексия) Цель: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Учитель: Я благодарю вас и ваших родителей за работу и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. -Появилось ли у вас желание познакомиться с другими историями ваших родственников? -С какими чувствами и мыслями вы уйдёте с этого урока? -Ребята, понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение мне и друг другу. http://static.freepik.com знак вопроса http://img.kleurplaatkleurplaten.nl дерево http://images.yandex.ru сертификат | |
Просмотров: 1465 | Загрузок: 384 | |
Всего комментариев: 0 | |