Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2014 » Номинация 7

Заседание детективного клуба или По следам преступлений на оперных подмостках после того, как стихли аплодисменты
22.11.2014, 21:56
Заседание детективного клуба или
По следам преступлений на оперных подмостках после того, как стихли аплодисменты
(Судьба Риголетто в нравственном и правовом аспектах морали и УК РФ)
Внеклассное мероприятие для старшеклассников и студентов ССУЗов в форме игры, направленное на знакомство со статьями УК РФ с помощью сюжетной фабулы оперы Д.Верди «Риголетто".
Цель – повышение правовой культуры студентов педколледжа на основе анализа совершённых преступлений в опере «Риголетто».
Задачи:
- познакомить с историей создания, главными героями и музыкальными фрагментами оперы «Риголетто»;
- представить музыкально-художественные образы героев оперы средствами театрализации;
- классифицировать действия героев в соответствии со статьями УК РФ с использованием системы «Консультант плюс»

Вед.: Дорогие друзья! Сегодня на заседании нашего детективного клуба мы обратимся к бессмертному творению итальянского композитора Д.Верди – опере «Риголетто» с целью не только послушать музыку из оперы, но и дать нравственно-правовую оценку действиям её героев на основе общепризнанных принципах морали и нормах УК РФ. Для этого мы разделились на три команды, подготовили домашнее задание, заранее познакомились с либретто оперы, выбрали жюри и сейчас проведем заседание клуба в форме игры, где побеждает команда, выступившая лучше всех и определившая наибольшее количество преступлений на оперных подмостках «Риголетто». В этом нам поможет справочная правовая система «Консультант плюс».
Выбор жюри (приглашается представитель от каждой команды)
Вед.: Историческая справка. Верди — классик итальянской музыкальной культуры, один из самых значительных композиторов XIX в. Его музыке присуща неугасающая с течением времени искра высокого гражданского пафоса, безошибочная точность в воплощении сложнейших процессов, происходящих в глубинах человеческой души, благородство, красота и неисчерпаемый мелодизм. Перу композитора принадлежат 26 опер, духовные и инструментальные произведения, романсы. В основу сюжета оперы «Риголетто» положена драма В. Гюго «Король забавляется», написанная в 1832 году. После первого представления в Париже, вызвавшего политическую манифестацию, она была запрещена как подрывающая авторитет королевской власти. Второе представление пьесы «Король забавляется» состоялось во Франции лишь полвека спустя.
Драматургия Гюго привлекла Верди яркими романтическими контрастами, бурным столкновением страстей, свободолюбивым пафосом, напряженным, динамичным развитием действия. Сюжет «Риголетто» Верди считал лучшим из всех, положенных им на музыку: «Здесь есть сильные ситуации, разнообразие, блеск, пафос. Все события обусловлены легкомысленным и пустым характером герцога; страхи Риголетто, страсть Джильды создают замечательные драматические эпизоды». Композитор по-своему трактовал образы Гюго, что вызвало протест со стороны писателя. В исторической драме с большими массовыми сценами и многочисленными подробностями жизни и быта двора Франциска I (1515—1547) Верди прежде всего очень заинтересовала психологическая драма. В начале 1850 года он разработал подробный план оперы, носившей название «Проклятье». Часть музыки была уже написана, когда цензура потребовала коренной переработки либретто. Композитору предложили убрать исторический персонаж — короля, заменить безобразного главного героя (шута Трибуле) традиционным оперным красавцем и т. д. Верди решительно отверг требования цензуры, однако действие оперы долго переносили из страны в страну, изменяли заглавие, пока, наконец, Франциск I не превратился в герцога Мантуанского, Трибуле — в Риголетто, а опера получила название по имени шута.

Премьера состоялась 11 марта 1851 года в Венеции. Опера была принята восторженно и быстро распространилась по всем европейским сценам, принеся Верди широчайшую популярность.
Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре ее острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто - придворного шута, страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды.
1 этап игры – Представление главных героев оперы, используя текст либретто (характеристика, положительное и отрицательное в художественном образе)
1 команда - Герцог
2 команда - Риголетто
3 команда - Джильда
Подведение итогов этапа.
2 этап - Прослушивание и просмотр музыкальных фрагментов оперы.
В оркестровом вступлении звучит трагическая мелодия проклятья, которая имеет в опере важное значение; она сменяется беззаботной музыкой бала, открывающей первый акт. На фоне танцев и хоров танцевального склада звучит блестящая жизнерадостная баллада герцога «Та иль эта — я не разбираю».
Во втором акте сцена со Спарафучиле и эпизод похищения своей зловещей окраской оттеняют светлые эпизоды, связанные с образом Джильды. Небольшой дуэт Риголетто и Спарафучиле предваряется мотивом проклятья. В монологе Риголетто «С ним мы равны» раскрывается широкий диапазон переживаний героя: проклятье судьбе, насмешки над герцогом, ненависть к придворным, нежная любовь к дочери. Дуэт Риголетто и Джильды пленяет лирически теплыми напевными мелодиями. Колоратурная ария Джильды «Сердце радости полно» воплощает образ счастливой любящей девушки. Ее светлому, безмятежному настроению противопоставлен тревожный колорит сцены похищения, в центре которой — таинственный, приглушенный хор придворных «Тише, тише».
Третий акт начинается арией герцога «Вижу голубку милую»; певучая мелодия передает нежное, восторженное чувство, бесхитростный рассказ Джильды «В храм я вошла смиренно»; затем голоса героев объединяются в просветленной и скорбной мелодии. Мрачным контрастом звучит проклятье Монтероне. Ему отвечают полные решимости фразы Риголетто «Да, настал час ужасного мщенья».
В четвертом акте— популярнейшая песенка «Сердце красавицы». В музыке квартета с замечательным совершенством воплощены противоречивые чувства: любовное признание герцога, задорные, насмешливые ответы Маддалены, скорбные вздохи Джильды, мрачные реплики Риголетто. Драматизм достигает апогея в тот момент, когда доносится беззаботная песенка герцога, в конце оперы вновь грозно звучит мотив проклятья.
3 этап – определение преступников и преступлений.

Вед. Переходим к заключительному этапу нашей игры. Каждая команда называет виновных в смерти Джильды и количество преступлений в опере. Для проверки ваших ответов и для того, чтобы правильно квалифицировать преступления, совершенные героями оперы, обратимся к Уголовному кодексу Российской Федерации на сайте справочной правовой системы «Консультант плюс».
Задачами Уголовного Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

С помощью справочно-правовой системы «Консультант плюс» в этом этапе игроки обращались к следующим статьям:
Статья 25. Преступление, совершенное умышленно.
Статья 32. Понятие соучастия в преступлении.
Статья 33. Виды соучастников преступления.
Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом.
Статья 105. Убийство
Статья 126. Похищение человека
Статья 127. Незаконное лишение свободы
Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища.

4 этап - подведение итогов игры, определение команды победителей.

Литература:
1. Друскин М.C. 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. — Л.: "Музыка", 1970.
2. Уголовный кодекс РФ.
Категория: Номинация 7 | Добавил: РМВ
Просмотров: 382 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]