Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2014 » Номинация 2

Урок - исследование по литературе "Особенность описания И.А.Буниным любви"
[ · Скачать удаленно (4,4 МB) ] 21.11.2014, 17:16

«Особенность понимания И.А. Буниным любви».
Урок литературы в 11 классе по рассказу «Чистый понедельник».
Аннотация: Данная разработка урока литературы предполагает проведение исследования учащимися 11 класса по рассказу И.А.Бунина «Чистый понедельник». Работа предполагает деление класса на группы не только в соответствии с уровнем литературного и интеллектуального развития учащихся, а главное с их потребностями и желаниями. Для успешного проведения исследования на уроке необходимо собрать информацию, которая поможет “дойти до самой сути”, понять идейный замысел писателя. Для этого за две-три недели до урока учащиеся получают опережающее домашнее задание:
1. Найти в рассказе И.А.Бунина “Чистый понедельник” упоминания, требующие пояснения, и дать краткие аннотации.
2. Классифицировать выписки.
3. Соотнести находки с текстом.
4. Сделать выводы.
Класс делится на группы:
1. Группа биографов, готовят материал о деятелях литературно-художественной жизни России и Европы.
2. Группа составителей православного календаря, изучают направления церковной обрядовости.
3. Группа культуроведов, готовят материал о культурно-исторических объектах.
Урок сопровождается мультимедийными презентациями, содержащими исследование учащихся, их выводы.
Основная задача, стоящая перед учителем, идущим на урок, - формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; совершенствовать навыки анализа литературного произведения, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.
На уроке используются элементы интегрированного урока (литература + мировая художественная культура + история) позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления. А проекты – презентации - это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые компетенции:
• коммуникативная,
• культуроведческая,
• информационная,
• языковая,
• исследовательская.
Проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного.
Урок отличается от традиционной формы проведения, учащиеся становятся непосредственными его участниками, а не просто слушателями.
Актуальность: Урок может быть полезен учителям литературы, истории и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.
Цель: развитие УУД.
Личностные УУД:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Коммуникативные УУД:
- умение планировать и осуществлять сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД:
- умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа);
- умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, делать выводы на основе обобщения знаний.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация к учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- разработка и закрепление исследовательских навыков, ориентирования в потоке информации, умения анализировать , обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, как следствие - социальная адаптация в обществе, формирование потребности успешного одобрения.
- выстраивание логической цепочки своих рассуждений, умение делать выводы.

Предметные результаты:
- исследовать особенность понимания Буниным любви;
-проанализировать противоречивость характера героини;
-выявить авторскую позицию;
-закрепить умения применять полученные знания в работе с текстом;
-совершенствовать навыки характеристики героев.

Используемые технологии:
Технология проблемного обучения, системно-деятельностный подход, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности:
• фронтальные,
• групповые,
• индивидуальные.

Тип урока: Комбинированный метапредметный урок: урок углубленной работы над текстом художественного произведения, урок развития речи, урок – исследование.

Методы обучения: Метод проблемного изложения, частично-поисковый, творческий (исследовательский) метод.

Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, художественный текст.

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать
«Чистый понедельник».
И.Бунин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой. Подготовка учащихся к восприятию материала.
Лирический настрой на восприятие материала:
Учащиеся должны представлять, что творчество И. Бунина – это не только замечательные рассказы о любви, но и лирические стихотворения. Не лишним будет включить аудиозапись романса А.Б. Матюхина на слова И. Бунина «Мы встретились случайно, на углу». (Приложение 1)
Что есть любовь? В чем особенность восприятия Буниным любви? Мы попробуем разобраться в этом?
Если «Тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина, то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.
2. Начало урока.
Направления исследования учащимся задает проблемный вопрос:
«Мы были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами…»
Почему же тогда герои не могли быть вместе? В чём их трагедия?

3.Целеполагание:
Учитель: О чём рассказ?
Обучающиеся:
-Рассказ о двух людях, которые не могли быть вместе.
-Рассказ о любви.
-Рассказ о несчастливой любви.
-Рассказ о любви и религии.
-Рассказ о России и жизни в ней людей.
У: Сформулируйте тему рассказа. Только ли о любви?
О: о любви, о России, о вере.
У: Как раскрываются эти темы? При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
О: выявление особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей.

4. Постановка проблемы урока.
Учитель: Почему после создания рассказа на клочке бумаги И.А.Бунин записал:
«Благодарю бога, что он дал мне возможность написать
«Чистый понедельник?»

5. Работа в группах. Результаты самостоятельного исследования.
Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни эпохи, литературных произведений.
Выступление 1 группы биографов. (Выступление сопровождается презентацией См. приложение №2).
- Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?
Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена («Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты»). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаев. В аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».
Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.
Выступление 2 группы – составителей православного календаря.
(Выступление сопровождается презентацией См. приложение №3).
Учитель: О каких религиозных праздниках идет речь в рассказе?
Обучающиеся:
Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.
Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.
Здесь целесообразно посмотреть фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник» http://www.youtube.com/watch?v=gBpl_jcUMwE
Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».
Учитель: Символично ли название рассказа?
Обучающиеся: Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.
Выступление 3 группы – культуроведов.
(Выступление сопровождается презентацией См. приложение №4).
Учитель: Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»?
В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).
Учитель: Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
Отправимся вслед за героями в Москву.
Экскурсия по Москве от имени героев.
Герой Героиня
Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...
Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичий монастырь, Рогожского кладбище.

Учитель: Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя?
Обучающиеся: В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина, отражает духовный мир самого писателя. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).
Учитель: Понимают ли влюбленные друг друга? И, главное, понимает ли рассказчик героиню?
Обучающиеся: В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».
Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.
У: Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?
О: Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.
У: Давайте вспомним, что такое оксюморон?
О: От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».
У: Найдите оксюмороны в тексте?
О: «Неприлично красив», «красота и ужас на кладбище». С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев, их противоположность, невозможность совместного сосуществования.
У: Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини.
О: «Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…»
У: Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики.
Запах комнаты соединяется с запахом цветов.
Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи.
Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.
Учитель: Почему герои не смогли быть вместе?
Обучающиеся: Квартиру “в доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву”. Упоминание о храмах начинается с первых строк рассказа. Храм Спасителя… Спасение… От кого и от чего? Возможно, от суеты современной действительности. Тогда в чем оно, спасение? И героиня ищет его. Сразу вспоминается портрет босого Толстого в квартире героини, отказывавшегося от графского титула. И более понятным становится уход героини, нашедшей успокоение своей мятущейся душе в обители. Ее всегда привлекала старина, святые места. Она постоянно посещает соборы, слушает пение диаконов, высоких, могучих, напоминающих ей богатырей Пересвета и Ослябю, поющих “по крюкам”. Святые места в рассказе наполнены каким-то особым сиянием, здесь даже вечер светлый и тишина, чего так не хватает в обыденной современной жизни в тех местах, куда каждый день “таскает” ее герой.
- Они слишком разные, чужые друг другу со своими сложившимися приоритетами, взглядами, устоями. Не может герой с его разудалостью, высокопарностью ворваться в спокойный размеренный, царственный духовный мир героини, с ее верой и правдой.
Учитель: В чем же заключается особенность понимания любви Буниным?
Обучающиеся: любовь - это «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю жизнь человека».
В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного.
Учитель: Почему после создания рассказа на клочке бумаги И.А.Бунин записал:
«Благодарю бога, что он дал мне возможность написать
«Чистый понедельник?»
Обучающиеся: «Чистый понедельник» - это рассказ о ностальгии автора, о его любви к России. В рассказе Бунин воссоздал все, что он так любил в той эпохе, поэтическую атмосферу, душевность, чистоту, мучительную страсть по прежней Родине…Писатель воссоздал всю проникновенность России, отношение к ней с любовью и искренностью в образе героини. Психологически мастерски показал чуждость «новой родины» с помощью раскрытия образа героя, его взаимоотношения с героиней.

6. Рефлексия.
- Что вам удалось в этой работе?
-Что было самым сложным для вас?
-Что было самым интересным?
- Над чем следует еще поработать?
- Что для этого требуется? (Ориентация на домашнее задание)

7.Завершение урока.
Приёмы: положительная установка на дальнейшее учение, похвала, оценка учителя.
Подведение итогов.
Для подведения итогов урока обучающиеся заполняют листы самооценивания. (Приложение 5).
Такой подход к комментированию работы в группе помогает правильно оценить своё вклад в процесс групповой работы, наметить следующие перспективы в коллективной деятельности.

8.Домашнее задание:
По желанию обучающихся: интерпретация одного из рассказов И.А.Бунина (на выбор: «Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»…) или сочинение-рассуждение : «Почему после создания рассказа на клочке бумаги И.А.Бунин записал:
«Благодарю бога, что он дал мне возможность написать
«Чистый понедельник?»

Категория: Номинация 2 | Добавил: Yulyasha
Просмотров: 997 | Загрузок: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]