Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2022 » Номинация 5. Электронные образовательные ресурсы педагога

Интерактивная викторина «И помнит мир спасённый!»
02.12.2022, 23:27
Цель: воспитание у обучающихся патриотических чувств, гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к подвигу русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- актуализировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне;
- способствовать расширению понятия о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны;
- формировать представление о страшной опасности, которую несут фашизм и война, преступления против человеческой жизни;
- развивать у обучающихся интерес к изучению истории своей страны;
- воспитывать гордость и уважение к героическому прошлому своей Родины, подвигу своего народа в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: ноутбук, экран, колонки, мультимедийный проектор, презентация MS PowerPoint «И помнит мир спасённый!».
Использование в образовательном процессе
Методическая разработка была использована в образовательном процессе в УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» (г. Сыктывкар) в мае 2022 года.
Результативность (эффективность) использования современных образовательных технологий и применения ИКТ и ЦОР в образовательном процессе
В современных условиях развития общества происходят перемены, связанные с изменением роли информации во всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.
Развитие информационных технологий и их внедрение наложили отпечаток на развитие личности современных школьников. Одним из результатов обучения и воспитания является готовность обучающихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Применение ИКТ обеспечивает наглядность в обучении, способствует эффективному усвоению учебного материала, повышению учебной мотивации обучающихся, предоставляет быструю обратную связь, даёт возможность проверить, оценить и скорректировать знания, помогает осуществлять межпредметные связи.
Интеллектуальная викторина «Своя игра» как один из видов интерактивных игровых технологий направлена на развитие у обучающихся познавательного интереса. Игра вызывает у ребят живой интерес к процессу познания, активизирует их учебную деятельность.
Также работа в команде развивает коммуникативные умения и навыки обучающихся, способствует их социализации, гармоничному включению в мир человеческих отношений.

Ход мероприятия:
1. Организационный этап (5 минут).
Приветствие, сообщение темы игры.
Учащиеся делятся на команды.
Знакомство с правилами игры:

На игровом поле команды выбирают категорию и номер вопроса. Время на обсуждение ответа - 30 секунд.
Проверка осуществляется с помощью кнопки-зведочки.
За правильный ответ команде начисляются баллы.
За неверный ответ баллы снимаются.
Возврат на игровое поле осуществляется по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле исчезает.


В категории «Продолжи пословицу» учащимся предлагается начало пословицы.
Нужно продолжить пословицу, объяснить её смысл.
В категории «Песни о войне» - необходимо прослушать песню, вспомнить её название и авторов.
В категории «Города-герои» - по фотографии назвать город-герой, рассказать, какую роль он сыграл в годы войны.
В категории «Поэты о войне» - выразительно прочитать стихотворные строки о войне, назвать их авторов.

Рис. 1. Игровое поле

2. Основная часть.
В ходе викторины учитель комментирует ответы обучающихся, проводит коррекцию знаний, если обучающие дают неверный ответ.

Задания для категории «Продолжи пословицу»:
10 баллов - Мужественно биться — … (победы добиться).
20 баллов - Бой — святое дело, … (иди на врага смело).
30 баллов - Мужество рождается … (в бою).
40 баллов - Победит тот, … (кто не дрогнет).
50 баллов - Смело иди в бой - … (Родина за тобой).

Задания для категории «Песни о войне»:
10 баллов - «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача). Песня была написана в первые дни войны. Она призывала на борьбу с врагом. С 15 октября 1941 года «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлевских курантов.
20 баллов - «Жди меня» (музыка М. Блантера, слова К. Симонова).
Константин Симонова написал стихотворение в июле — августе 1941 года, посвятил его своей жене – актрисе Валентине Серовой. В годы войны оно пользовалось огромной популярностью. В 1942 году стихотворение было положено на музыку Матвеем Блантером.
30 баллов - «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).
Песня «День Победы» стала негласным гимном нашей страны на 9 Мая. У песни сложная судьба. Она не сразу нашла свой путь к слушателю, но сегодня без нее нельзя представить ни одно мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне. Она пробуждает уважение к подвигу нашего народа на фронте и в тылу в годы войны.
40 баллов - «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова, перевод Н. Гребнева).
Интересна история создания этой песни.
В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 году под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942 году. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге: он увидел их, и сердце его разорвалось от горя.
В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение на своем родном языке, на аварском. Перевод стихотворения на русский язык сделал Наум Гребнев, а Ян Френкель положил его на музыку.
Через несколько лет после появления песни «Журавли» в местах боев 1941–1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. Образ белых журавлей стал символом памяти о всех солдатах, погибших в годы Великой Отечественной войны.
50 баллов - «Смуглянка» (музыка А. Новикова, слова Я. Шведова).
Александр Александров, руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски, был знаком с композитором Новиковым. Он попросил у него новую песню для исполнения. Автор принёс ему «Смуглянку» и ещё несколько песен, на выбор. Александров выбрал именно эту лирическую композицию для исполнения своего коллектива.
Впервые песня «Смуглянка» была исполнена на торжественном концерте 7 ноября 1944 года. Во время войны песня стала народной. Её исполняли не только артисты, но и солдаты на фронте в часы затишья.

Задания для категории «Города-герои»:
10 баллов - г. Москва. В планах фашисткой Германии захват Москвы имел первостепенное значение. Для захвата города была разработана спецоперация «Тайфун», предприняты два крупных наступления на столицу нашей Родины в октябре и ноябре 1941 года. Силы были неравными. В результате ожесточенной битвы, которая продолжалась более 200 дней, враг был отброшен к западу от Москвы. Это событие укрепило дух русского народа и Красной Армии.
Известной достопримечательностью Москвы является мемориал Победы, расположенный на Поклонной горе. Его открытие состоялось 9 мая 1995 года и было приурочено к 50-летию победы в Великой Отечественной войне.
20 баллов - г. Волгоград (1925-1961 гг. — Сталинград).
Летом 1942 года немцы развернули массированное наступление на южном фронте. В первую очередь под удар попал город Сталинград. 75 дней продолжались наступательная операция и, наконец, враг под Сталинградом был окружен и полностью разбит. Сталинград был одним из первых назван городом-героем. Это произошло 1 мая 1945 года.
30 баллов - г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Блокада города продолжалась 872 дня. Несмотря на начавшийся ужасный голод и непрерывные атаки врага, в результате которых погибли почти 650 000 жителей города, ленинградцы показали себя настоящими героями, направлявшими все свои силы на борьбу с фашистскими захватчиками.
40 баллов - г. Новороссийск. Сражение за Новороссийск длилось 225 дней и закончилась его полным освобождением. 16 сентября 1943 г., когда советские войска вошли в город, он был разрушен на 96%.
50 баллов - г. Брест (ныне это город на юго-западе Белоруссии). Брестская крепость первой встала на пути врага. Ее героическая оборона началась в первый день Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года. Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов стремительным ударом, имея десятикратное преимущество над малочисленным гарнизоном. Но крепость не сдалась. 8 мая 1965 года Брест получил звание города-героя.

Задания для категории «Поэты о войне»:
10 баллов - А. Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же…

20 баллов - К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»:
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

30 баллов - А. А. Ахматова «Мужество»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

40 баллов - Булат Окуджава «Ах война, что ж ты сделала подлая…»:
Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

50 баллов - Д. Самойлов «Сороковые, роковые»:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

3. Рефлексия. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
Ребята, продолжите предложение:
- Сегодня я задумался…
Учащиеся делятся своими впечатлениями о викторине.

4. Заключительное слово учителя.
Великая Отечественная война вошла в каждый дом, в каждую семью. Память о войне должна жить. Нельзя забывать войну. Особенно актуально эти слова звучат сейчас, когда делаются попытки переписать историю. Переименовываются улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны, сносятся памятники, искажается роль того или иного государства в борьбе с фашизмом. Древние люди говорили, когда забываешь войну, начинается новая. Мы должны помнить о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное будущее, и сделать всё для того, чтобы сохранить мир на земле.
Категория: Номинация 5. Электронные образовательные ресурсы педагога | Добавил: Лариса | Теги: история, интерактивная викторина Великая Оте, литература
Просмотров: 125 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]