Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Урок по теме "Имя существительное. Обобщение"
09.12.2018, 22:13
Приложение № 1 к заявлению
VI республиканского конкурса
педагогического мастерства
по разработке и применению ЦОР

Описание работы
1. Урок русского языка по теме «Имя существительное. Обобщение»
2. Предметная область «Филология»
3. Участники: учащиеся начальной школы, 3 класс, 9 – 10 лет.
4. Цели и задачи урока. Обобщить и систематизировать знания детей о
части речи – имени существительном. Способствовать формированию культуры речи и пополнению словарного запаса. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
5. Аннотация. УМК «Перспектива», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Технологии, методы: системно-деятельностный подход, критериальное оценивание.
Планируемые образовательные результаты. Личностные: понимать, принимать и сохранять в памяти учебную задачу; осознавать границы собственных знаний; выполнять различные учебные действия, пользоваться способами помощи, самому оказывать помощь.
Метапредметные: развивать умения планировать своё поведение; ставить перед собой цели и определять задачи; делать выводы и вносить коррективы; определять критерии и оценивать свои действия согласно критериям. Предметные: закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи; совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число; обобщить умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имён существительных при морфологическом разборе.
Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир.
Термины и понятия: каллиграфия, однокоренные слова, грамматические признаки, рейбук, критерии и показатели.
6. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
 электронный толковый словарь «Reword»;
 электронное интерактивное приложение к учебнику «Русский язык»
УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.;
 персональный мобильный компьютер RAYbook;
 интерактивная доска;
 авторская интерактивная презентация.
7. Ключевые слова: каллиграфия, однокоренные слова, части речи, паспорт,
грамматические признаки имени существительного, критерии и показатели, оценивание на шкале, осознание собственных достижений.
8. Автор Новосад Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.
9. Место работы. Республика Коми, город Воркута, муниципальное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углублённым изучением отдельных предметов» города Воркуты (МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркута)

Номинация. Лучший ЦОР, содержащий аудио, видеоконтент, видеолекции, видеоопыты, электронные интерактивные учебники, пособия, каталогизаторы и т.д. (авторские); интерактивные мультимедийные презентации.
Результативность использования современных образовательных технологий и применения ИКТ и ЭОР в образовательном процессе.
Применение технологии системно-деятельностного подхода даёт возможность учащимся увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину. А это будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни школьника. Системно - деятельностный подход позволяет получить основные результаты обучения и воспитания как достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучающегося. Применение ИКТ и ЭОР, как средств наглядности и индивидуализации учебного процесса, современно и понятно нынешним ученикам, это им интересно. За счёт применения ИКТ и ЭОР на уроке происходит чередование различных видов деятельности: используется поисковая деятельность; работа коллективно и самостоятельно; работа с учебником и на интерактивной доске; практическая работа за персональным компьютером и с презентацией. Видео с физкультминуткой под детскую весёлую песенку «Цыплёнок по имени Пи» это и отдых, и культура исполнения движений. Срез знаний по теме урока показал, что 85% учащихся справились на «4 и 5», 15% (это 3 ученика) выполнили работу на отметку «3». Сами ученики оценили свою деятельность на уроке высоким уровнем – 90%, и только 2 ученика, а это 10% - на среднем уровне. Главное, всем понравился урок и работа на персональном мобильном компьютере RAYbook.
Применение метода критериального оценивания дало возможность учащимся адекватно оценить свою деятельность на всех этапах урока.

Сведения о применении в образовательном процессе. Открытый урок в рамках конкурса «Учитель года-2016», 11 февраля 2016 года, присутствовали 20 учащихся 3 класса МОУ «СОШ № 12» г. Воркута.

Конспект урока.
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Приветствие. Подарите тёплую улыбку гостям, друг другу и примите мою… Растирают ладошки, проводят у лица, не касаясь, и сбрасывают вниз.
Тихо садимся. К какому уроку мы готовы?
Русский язык не только богат и красив, но и каждое слово требует к себе должного внимания. Вы готовы заниматься?
Открываем тетради, красиво и грамотно пишем дату урока.
2. Актуализация знаний
Традиционно урок русского языка начинается с минутки чистописания.
Посмотрите на запись и скажите, что надо учесть, что бы в тетради было каллиграфично? Зачем современному ученику владеть искусством красивого письма? Чтение предложения с доски вслух. Труд и накормит, и научит. (красные магниты, как огоньки под неизвестной орфограммой)
Запись в тетрадь. Комментарий учителя: подстрочные элементы, параллельность наклонных линий, высота строчной буквы 1/3, заглавной – 2/3 ширины строки, интервалы между словами.
Какая народная мудрость в этой пословице?
Как понимаете значение слова труд? Что для ученика труд? ТРУД – деятельность, усилие, старание. Любой труд требует достойной оценки.
Предлагаю свои старания на уроке сегодня самим оценить.
Возьмите листы с лесенкой успеха, слева уже начерчены три вертикальные линии и подписаны, эти три шкалы - 3 критерия:
У – устная работа;
Р – работа на рейбуках;
А – аккуратность письменной работы. Получилась аббревиатура УРА и как будто желает вам успешной деятельности.
Предлагаю решить, что будем считать высоким уровнем для устной работы? Что примем за средний? Низкий?
Работа на рейбуках будет оценена программой – вам только надо будет подсчитать количество верных ответов и перенести результат на эту шкалу.
Аккуратность работы в тетрадях (письменный труд) в каком случае может иметь высокий уровень? Средний? Низкий?
3. Постановка целей и задач урока.
Вернёмся к предложению из чистописания. Прочтите, а самый внимательный из вас скажет, какая часть речи в этом предложении употреблена всего 1 раз?
Кто уже готов предположить тему урока?
Вы уже изучали имя существительное?
Тогда зачем сегодня такая тема?
Какие задачи поставите перед собой, чтобы систематизировать знания об имени существительном?
Послушайте стихотворение, может оно поможет вам вспомнить признаки имени существительное?
Всё что существует, оно обозначает,
на вопросы кто? и что? верно отвечает.
Может быть как собственным
так и нарицательным
и одушевлённым, и вовсе даже нет.
А чтоб не обижался весь честной народ
оно всегда имеет и число, и род.
Какие грамматические признаки имени сущ. услышали в этом стихотворении?
Карточки с названиями признаков открываются на интерактивной доске по мере поступления ответов учеников.
Эти признаки и отличают cущ. от других частей речи, бывают постоянные признаки и непостоянные.
Итак, ТЕМА известна, ЦЕЛЬ поставлена, ЗАДАЧИ понятны, КРИТЕРИИ определены – вперёд по лесенке успеха под девизом «ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!»
4. Работа по теме урока.
4.1. Выделение имён существительных, как части речи.
С первым снегом охотник отправился в лес.
Прочитайте для себя. Значения, каких слов хотелось бы уточнить?
Предлагаю списать предложение.
Напоминаю, об оценке письменной работы. Найти и указать все имена сущ.
Проверка. Какие умения помогли правильно определить имена сущ.?
По мере повторения я предлагаю моделировать ПАСПОРТ имени сущ. Что такое паспорт? Зачем персональные данные для имени существительное?
4.2. Одушевлённые и неодушевлённые
Назовите, одушевлённые имена сущ. из предложения.
Как вы их отличаете от неодушевлённых? На какие вопросы отвечают?
Как вы думаете, эти признаки сохраняются или изменяются?
Есть идея, какие это признаки: постоянные или непостоянные?
Какую решили задачу?
ПРЕДЛАГАЮ ВНЕСТИ эти ДАННЫЕ В ПАСПОРТ
Напоминаю, что активная работа и правильные ответы подлежат оценке
4.3. Собственные и нарицательные
На охоту он взял своих собак.
Прочитайте предложение для себя. Значения, каких слов хотелось бы уточнить? Предлагаю списать.
Найти однокоренные слова в первом и втором предл. Выделить корень.
Какому из однокоренных сущ. можно присвоить имя собственное? Почему? Например? Остальные как называются?
Вернёмся к предложению. Какому имени сущ. ещё можно дать имя собственное? Что общего в записи имён собственных?
Какую решили задачу?
Можно назвать эти признаки постоянными? (сохраняют признаки)
ПРЕДЛАГАЮ ВНЕСТИ эти ДАННЫЕ В ПАСПОРТ
4.4. Число имени существительное
У кого есть идеи, сколько собак мог взять охотник с собой в лес?
В каком числе употребил автор сущ. собак? Как вы узнали? Кто догадался, число постоянный или непостоянный признак? Что повторили этим заданием?
ПРЕДЛАГАЮ ВНЕСТИ эти ДАННЫЕ В ПАСПОРТ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Включили рейбуки сами встали на разминку. Танцуют под детскую песенку с видео «Цыплёнок по имени ПИ».
4.5. Род имени существительного.
Какой признак имени сущ. не повторили? Как определить род имени существительного?
Работа на рейбуках в парах.
На рабочем столе иконка «Русский язык» - войти – урок 20 – первое окошко просмотреть и повторить, какие формы рода у сущ., внизу справа овальное окошко «Проверочная работа» – пройти заново и начать…
Проходим один раз, оценивается одна попытка
Поднимите сцепленные руки те пары, кто выполнил работу.
Посмотрите, критерий под буквой Р – работа на рейбуках и оцените свою работу, отметив точку (огонёк) на шкале на нужном уровне. Поднимите руки, кто достиг высокого уровня по этому критерию? Как вы думаете, почему работа вашей пары была успешной? Поблагодарите своего партнёра.
Что посоветуете тем, кто делал ошибки? Какую решили задачу?
Кто догадался, род постоянный или непостоянный признак?
ПРЕДЛАГАЮ ВНЕСТИ эти ДАННЫЕ В ПАСПОРТ.
Паспорт имени существительное готов!
Где вы можете использовать информацию из паспорта?
4.6. Закрепление знаний. Работа с интерактивной презентацией.
Работа с электронным интерактивным приложением к учебнику «Русский язык». Попробуем здесь, и сейчас применить знания. Одна пара у доски в интерактивном режиме, остальные на рейбуках. ПРОВЕРКА по эталону.
5. Применение знаний в новой ситуации. Обобщение материала.
5.1. Морфологический разбор имени сущ.
Читаем следующее предложение.
Умения и труд помогли (кому?) выследить лисицу.
Что значит выследить? Кому могли помочь умения и труд?
Запишите это предложение и вставьте вместо вопроса имя собственное, какое вы хотите. Можно воспользоваться презентацией, кому трудно, на слайде есть примеры. Предлагаю найти любое нарицательное имя существительное и произвести его разбор, используя сведения из паспорта.
В учебнике на с.42 есть порядок разбора, можно пользоваться им. ПРОВЕРКА
Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки? Почему?
5.2. Работа с текстом. Читаем вслух с первого предложения.
Можно назвать текстом? Почему? Определяют тему (о зиме), тип (повествование), стиль текста (художественный).
Охотник приложил усилие и получил хороший результат – добычу, лисицу!
Ученики приложили старание и получили – знания.
5.3. Домашнее задание с использованием личного сайта учителя.
В рабочей тетради с.31 морфологический разбор. Предлагаю потренироваться на моём сайте, есть тест по этой теме - заходите!
http://nsportal.ru/novosad-tatyana-nikolaevna
Ссылочка на сайт у учащихся на листах с критериями.
6. Самооценка
Кого из одноклассников вы хотели бы отметить за успешную работу?
Какие задания показались трудными? Какие интересными?
Заполняют лист самооценки.
7. Рефлексия
• Какие задачи ставили в начале урока?
• Удалось решить поставленные задачи? Какие умения помогли?
• Какие получили результаты? Оцениваем на шкале
У - устную работу, А – письменную работу в тетради.
Кто доволен своей работой на уроке? Кто доволен оценкой своего труда?
• Что нужно сделать ещё? Аплодисменты друг другу и нашим гостям!
Глоссарий.
РЕЙБУК - персональный мобильный компьютер RAYbook разработан специально для школьников младших классов.
ПАСПОРТ – документ, удостоверяющий личность, персональные данные…
ЧУТЬЁ, ИНСТИНКТ – 1. (у животных) способность чуять, замечать, отыскивать посредством органов чувств.
2. (у человека) способность подмечать, угадывать, сразу улавливать, понимать что-нибудь.

Список использованных источников.
1. Пинская М.А., Улановская И.М./Новые формы оценивания. Начальная школа./Просвещение – 2013.
2. Ожегов С.И./Словарь русского языка./ Москва/Русский язык – 1987.
3. «Русский язык» ч. 2/УМК Перспектива/Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
4. Интернет источник / http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4507-2014-01-25-11-36-49.html
Категория: Номинация 1 | Добавил: танюшка2577
Просмотров: 387 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.6/36
Всего комментариев: 3
3 pgaeva1  
Очень полезный материал! И интересная подача информации. Спасибо!

2 kaldinav  
Хороший урок Мастера! Бери и делай! Нет предела совершенству! Благодарю за творчество!

1 madame  
Отличный материал! Профессиональный, абсолютно готовый к применению в уроке! Здесь и русский, и информатика, и воспитательный момент!!! ИНТЕРЕСНО!  Большое спасибо. Обязательно попробую на практике.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]