Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Урок окружающего мира в 3 классе УМК " Перспектива" "Чудо под ногами"
28.11.2018, 16:39
Урок окружающего мира
3 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока: «Чудо под ногами»

Урок разработала: Захарова Елена Николаевна
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 10»

г. Ухта
2018 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного метода
Тема Чудо под ногами
Цель темы Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву.
Основное содержание темы, термины и понятия Представление о почве, её составе.
Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли, почвоведение.
Планируемый результат Предметные умения УУД
Научатся характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. Знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к почве ( бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву).
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Литературное чтение
Технология
Изобразительное искусство
Музыка
ОБЖ фронтальная
в парах
в группах
индивидуальная работа
практическая работа -Уч. Окружающий мир 3 класс, ч.1, стр.,
-Рабочая тетрадь по окружающему миру, ч.1, стр.50-51. - Методическое пособие « Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, «Просвещение»- М., 2010.
- Интернет-ресурсы( музыкальная композиция «Гляжу в озёра синие», музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана)
Презентация (смарт)
- Оборудование для практической и групповой работы (интерактивная доска, микроскоп, ноутбук, система тестирования, графический планшет)

Этап урока Содержание урока Характеристика
деятельности учащихся и учителя УУД
I этап. 6 минут Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Чудо под ногами»
Организационная минутка
Орешек знаний тверд,
Но все же мы не привыкли отступать
Нам любознательность поможет
открытия здесь совершать
Презентация. Какой раздел окр. мира изучаем? Почему назвали «мир как дом»?
Что уже выяснили? Из чего всё состоит, свойства воды, воздуха, горных пород и минералов.
Смарт- тестирование
Предлагаю вам проверить свои знания и выполнить тест. Включите пульты. Смарт – тест.
Тест , выявление места затруднения, определение границы знания и незнания.
Какой вопрос оказался самым трудным? Почему? Не изучали ещё такое.
Посмотрите на растения ( в вазе и в горшке). Какое растение по - вашему проживёт дольше? Почему? А что нужно растению для жизни? Солнце, воздух, вода, почва…
Проблемная ситуация
А если вы не можете сразу ответить на вопрос, то чего вам не хватает? Знаний
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? …..

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

-Сформулируйте тему нашего урока.( Почва )

- Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим? (предположения детей)

Посмотрите по оглавлению, как её назвал автор учебника? Почему?
- О почве ещё говорят «чудо под ногами». Что же чудесного в ней? Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке? Цель: Определить, почему почва – чудо?
Так ли важно для человека знать всё о почве, уметь использовать её ?
Где в жизни вы можете применить эти умения?

Какие учебные умения вам сегодня понадобятся на уроке?
- Читать, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Что необходимо сделать в первую очередь? Составить план.
План
1. что такое почва
2. состав почвы
3. свойства почвы
4. что чудесного в почве
5. почвы в РК
6. охрана почвы Учитель настраивает детей на нужную волну урока.
Учащиеся путём предположения, работы в группе, отгадывания ребуса формулируют тему урока. Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.

Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
II этап. 9 минут
Учебно-познавательная деятельность
Цель – формирование у учащихся представления о почве, её составе
- А кто знает, что такое почва? (предположения детей)
Работа со словарной статьёй. Подчеркнике главное, основопологающее.
Почва – верхний плодородный слой земли. План +
Гипотеза №1 .А из чего состоит по- вашему почва? (дети говорят, а я фиксирую - песок, глина, камни, перегной…..)
Что такое плодородие? Словарь – главное
ПЛОДОРО́ДИЕ -я; ср. Способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, производить и питать богатую растительность, давать хорошие урожаи
- Что нового узнали из словарной статьи ? (главное свойство почвы – плодородие)
В народе почву называли «земля-кормилица; существует такая наука о почвах – почвоведение. Эту науку создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев; почва - кладовая веществ для жизни культурных и дикорастущих растений; почва служит домом для многих животных
Физминутка «Режиссёр – актёры» или музыкальная.
-Покажите движениями работу человека, который косит траву, сеет зерно, копает землю, полет грядки, собирает большой урожай и радуется этому урожаю.

Дети читают текст, находят в нём определение почвы, главного свойства почвы, термин «почвоведение».
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

III этап. 25минут Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

- Вы назвали главное свойство почвы – плодородие.
Гипотеза № 2 :Предположите, что из предложенного вами состава больше всего отвечает за плодородие почвы? Дети- песок…перегной…
Что нужно сделать , чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы? Изучить состав почвы и её свойства, провести опыт, понаблюдать , зафиксировать результаты, сделать выводы
Ваши предложения по организации? (в группах)
Какие источники информации вам понадобятся?
Какие инструменты и приспособления вы будете использовать?
Где будете фиксировать результаты? в таблице(см. Приложение)
Почему удобнее в таблице, а не на схеме или в кластере?
На какие столбики разделим таблицу? Состав, свойства
- Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов? Инструктаж по ТБ
- Как нужно проводить практическую работу , используя оборудование? Аккуратно, осторожно, приборы хрупкие- можно разбить.
Согласно вашей гипотезе № 1 в состав почвы входит и…..и…..-.
Чтобы определить все составляющие, каждая группа будет проводить свой опыт, согласно инструкции. Потом один человек из группы представить результаты исследования, а все будут фиксировать это. На опыт всем даётся 5 минут, на выступление каждой группе по 1 минуте.
Опыт № 1.
Состав почвы
Снимайте видео проводимого опыта на фотоаппарат
1.возьмите стакан с водой
2. бросьте в него комок сухой почвы
3. наблюдайте за происходящим в стакане, зафиксируйте результаты в таблице
4 . сделайте выводы
При опускании земли в стакан, из неё пошли …….пузырьки .
Вывод: в состав почвы входит_____________________
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________воздух, то она обладает _____________проницаемостью.

Опыт № 2.
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите салфетку
2. положите почву в центр салфетки
3.Прижмите свободные концы салфетки к земле
4. наблюдайте за состоянием ткани , зафиксируйте результаты в таблице
4 . сделайте выводы
При соприкосновении ткани и земли , ткань стала___________.
Вывод: в состав почвы входит_____________________
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________вода, то она обладает _____________проницаемостью. А также при попадании _____________воды__ в почву, она может прилипать к инструментам и другим телам, это свойство - ______________липкость.

Опыт № 3
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты
4. наблюдайте за смесью , зафиксируйте результаты в таблице
5. сделайте выводы
После отстаивания на дне стакана оказался_________песок , а над ним___________глина.
Вывод: в состав почвы входит______ и ______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит ___________глина, похожая на пластилин, то она обладает _____________пластичностью.
Опыт № 4
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты
4. всплывшие частицы земли положите на предметное стекло микроскопа
5. рассмотрите их, сохраните в памяти компьютера
6.с помощью таблицы – определителя установите состав
7. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле________________________, всё вместе это составляет_________________перегной.
Вывод: в состав почвы входит_______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит ___________перегной, , то она ______________________________________. Благодаря _____________, почва имеет ______________ цвет.

Опыт № 5
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. насыпьте в него лимонную кислоту
3. положите почву в стакан с жидкостью
4.наблюдайте за реакцией взаимосвязи
5.с помощью таблицы – определителя установите состав
6. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле________________________.
Вывод: в состав почвы входят_______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входят ___________минер. соли , то они____________растения__________________________.
Рассмотрите стакан со смесью. Изменился ли объём почвы? Сделайте вывод.
При взаимодействии почвы с водой, она - _______________, при долгом отсутствии воды , почва - _________________.

Дети выполняют опыты, делают выводы, готовят свои отчёты.
Каждый вывод фиксируется в таблице.
- На основе проделанных опытов сделайте вывод о гипотезе № 1-что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли).
В плане +

Возвращаемся к гипотезе № 2- дополняем, исправляем
Опыты по определению свойств почвы показали, что она обладает
-воздухопроницаемость
- водопроницаемость
- плодородие
- чёрный цвет
- липкость
- Усадка
- набухание
А что из состава почвы отвечает за её плодородие? Перегной
Значит, чем больше в почве _________перегноя, тем она _______________ плодороднее.
Возьмите карточку групповой оценки проведения практической работы, заполните её.

- Мы верно использовали оборудование для опытов.
- Мы верно определили состав почвы .
- Мы правильно сформулировали выводы.
- Мы верно определили свойства почвы.
Прокомментируйте свои ответы. Оцените работу группы.
А всегда ли растения, находящиеся в почве выглядят здоровыми и красивыми? Чего им не хватает? Вспомните, что нужно для развития растения?
Перегной для плодородия, соли для развития. Какая проблема возникла? Как перегной превращается в соли.
Слайд презентации. Определите, какие животные обитают в почве. (лесная мышь, крот, медведка, черви , многоножка,..)
- Что общего у животных разных групп, насекомых и зверей, живущих в почве? ( сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй)
- Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей) Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Также животные перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Они влияют на лучшую воздухо- и водопроницаемость.
Что получается в результате разложения растений? Перегной
А перегной дальше превращается в соли. Может ли растение использовать эти соли в тёрдом и сухом виде? Что необходимо сделать солям, чтобы попасть в растения?
Итак ,в почве есть воздух, вода, перегной. Есть растение. Что можно составить, используя эти данные? Схему
С помощью карточек составьте схему по группам.

Что у вас получилось? Расскажите.( показ через документ - камеру)
- Что растения получают из почвы? Корни растения дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Эти соли – питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Солей в почве немного. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной медленно, постепенно разрушается, превращаясь в соли.
Вывод: Чем больше в почве ………перегноя, тем она……. плодороднее.
А чем почва плодороднее, тем она больше ------------даёт пищи всему живому на планете. Значит ,_____________почву надо охранять. Кто разрушает почву? Как? Почему надо охранять почву?План +
С помощью графического планшета нарисуйте плакат« Охрана почвы?» (у каждой группы – планшет и ноутбук) Проверка через асер на доске.

Проверим ваши знания. Возьмите пульты .Тест. (ИЛИ НА ЛИСТОЧКАХ)
Самопроверка. Проверьте правильность ответов по образцу, выставите себе отметку. Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы.
Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.

Учитель в среднем темпе читает статью о жизни в почве.
Ребята слушают рассказ учителя, составляют схему из предложенных элементов. Проверяют свою схему по данному образцу.
Регулятивные:
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.

Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе;
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к почве ( бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву).
Познавательные:
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
. IV этап.3минуты Рефлексия деятельности
Цель - самооценка результатов деятельности,осознание границ применения новых знаний

Какова была цель урока ?
Всё ли по плану сделали? Что не удалось? Что можете предложить?

Оцените свою работу на уроке с помощью цвета цветка :
кр - не всё получилось, буду
стараться
ж - справился не со всем,
надо доработать
син -всё получилось
замечательно, смогу сам

- Что было самым интересным?
- Какое значение для живой природы имеет почва?
- Какой вид работы на уроке вам понравился?
- О чем бы вы рассказали сегодня дома?
 Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?
Дети проводят самооценку по шкале,
приводят примеры применения полученных знаний в жизни. Общеучебные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Vэтап. 2 минуты
Контроль деятельности ученика . Домашнее задание
Цель - применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
- Итак, домашнее задание. Учебник рабочая тетрадь, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». По выбору можно выполнить задание. Возьмите карточки по своим силам. Синяя карточка- изучить состав почвы в горшке комнатного растения и сделать выводы. Красная карточка – в источнике найти информацию о почвах РК . Составить о них сообщение или презентацию Зелёная карточка – учёные утверждают, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются. Согласны ли вы с этим утверждением? Письменно объясните, приведите свои примеры.
Учитель даёт инструктаж по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор, наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое будут выполнять дома. Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Приложения к уроку.
Окружающий мир. 3 класс. Тест по теме «Кладовые Земли». (смарт – тест)

1. Гранит – это….
а) горная порода
б) минерал
2. Какие полезные ископаемые используются в строительстве?
а) каменный уголь, поваренная соль
б) песок, глина
3. Какие полезные ископаемые служат топливом?
а) оловянная и медная руда
б) каменный уголь, природный газ
4. Однородное по составу природное тело – это
А) минерал
Б) горная порода
5. Что получается в результате разрушения верхних слоёв
твердых гордых пород и разложения растений?
А)земля
Б) асфальт

Окружающий мир. 3 класс. Тест по теме «Почва».
1.Выберите правильное определение. Почва- ….
а) верхний слой земли, в котором есть песок и глина.
б) верхний слой земли, в котором есть песок и глина, воздух, вода.
в) верхний плодородный слой земли.
2.Назовите главную часть почвы:
а) перегной.
б) песок.
в) глина.
3.Что образуется из перегноя ?
а) вода.
б) воздух.
в) соли.
4. Что используют растения для питания?
а) микробов
б) соли
5. Выберите верное утверждение:
а) всё можно выбросить в почву, она всё переработает.
б) если вносить в почву перегной , то повысится плодородие.
в) можно добавлять в почву удобрения без меры

Правильные ответы: 1 в 2 а 3 в 4 б 5 б

ПОЧВА | Толковый словарь Ожегова
, -ы, ж. Верхний плодородный слой земной коры. Типы почв. Черноземная, глинистая п.
ПЛОДОРО́ДИЕ -я; ср. Способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, производить и питать богатую растительность, давать хорошие урожаи.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
К физико-механическим свойствам относятся пластичность, липкость, усадка, связность, твердость и сопротив¬ление при обработке.
Пластичность — способность почвы изменять свою форму под влиянием внешних сил и сохранять эту форму впоследствии.
Пластичность проявляется только при увлажнении почвы и тесно связана с механическим составом (глинистые почвы пластичны, песчаные — непластичны). На пластичность влияют состав колло¬идной фракции почвы, поглощенных катионов и содержание гуму¬са. Например, при содержании в почве натрия ее пластичность усиливается, а при насыщении кальцием — снижается. При высо¬ком содержании гумуса пластичность почвы уменьшается.
Липкость — способность почвы прилипать к различным поверх¬ностям. В результате прилипания почвы к рабочим частям ма¬шин и орудий увеличивается тяговое сопротивление и ухудшается качество обработки почвы. Липкость возрастает при увлажнении. Высокогумусированные почвы (например, черноземы) даже при высоком увлажнении не проявляют липкости. У глинистых почв липкость наибольшая, у песчаных — наименьшая. Увеличение степени насыщенности почвы кальцием способствует уменьшению, а насыщение натрием — увеличению липкости. С липкостью свя¬зано такое агрономическое и ценное свойство почвы, как физичес¬кая спелость. Состояние, когда почва при обработке не прилипа¬ет к орудиям и крошится на комки, отвечает ее физической спе¬лости.
Набухание — увеличение объема почвы при увлажнении. Оно присуще почвам, содержащим много коллоидов, и объясняется связыванием коллоидами молекул воды. Почвы с большим содер¬жанием поглощенного натрия (солонцы) набухают больше, чем содержащие много поглощенного кальция. Набухание может вы¬звать неблагоприятные в агрономическом отношении изменения в пахотном горизонте. Вследствие набухания частички почвы мо¬гут быть настолько разделены пленками воды, что это приведет к разрушению структурных отдельностей.
Усадка — уменьшение объема почвы при высыхании. Это об¬ратный процесс набуханию. При высушивании почвы вследствие усадки появляется трещиноватость.
Пористость — это суммарный объем всех пор между час¬тицами твердой фазы почвы. Выражается она в процентах к об¬щему объему почвы. Для минеральных почв интервал показате¬лей пористости составляет 25—80 %.
Пористость почв зависит от структурности, плотнос¬ти, механического состава и определяется прежде всего ее струк¬турностью. В макроструктурных почвах поры занимают большую, а в микроструктурных — меньшую часть объема. При подсыхании бесструктурной почвы на поверхности пашни образуется почвен¬ная корка, ухудшающая условия роста полевых культур.
С общей пористостью связаны такие свойства почвы, как водо- и воздухопроницаемость.
Основными для жизнедеятельности растений и других живых организмов являются марганец, медь, бор, цинк, молибден, ни¬кель, кобальт, фтор, ванадий, йод.
Опытами установлено, что недостаток марганца в почвах с нейтральной или щелочной реакцией приводит к хлорозу расте¬ний, снижает их стойкость против заболеваний, вызывает полега¬ние. Недостаток бора приводит к опаданию завязей, развитию бактериоза у льна, загниванию сердцевины у свеклы. Недоста¬точное содержание меди в торфоболотных почвах замедляет рост растений, приводит к вылеганию зерновых.
С целью обеспечения растений микроэлементами вносят мине¬ральные удобрения, в состав которых входят микроэлементы (марганизированный суперфосфат), или специальные микроудоб¬рения.
Поэтому почвой следует называть поверхностный слой суши земного шара, обладающий плодородием. Плодородие — это спо¬собность почвы удовлетворять потребность растений во всех жиз¬ненных факторах (в элементах питания, воде и др.), необходимых для создания урожая.
С развитием процесса образования почвы соответственно соз¬дается и изменяется ее природное плодородие. Плодородие — это основное качество почвы, которое отличает ее от материнской по¬роды.
Почвы на земном шаре и их природное плодородие образова¬лись в процессе сложного видоизменения пород и минералов под влиянием климатических и биологических факторов.
Образование почвы — сложный процесс взаимодействия гор¬ной материнской породы с водой, воздухом и живыми организма¬ми — микроорганизмами, высшими растениями и животными.
В результате превращения массивных, твердых кристалличес¬ких пород в раздробленную мелкодисперсионную массу образуется большая поглощающая поверхность, на которой проходят физико-химические процессы.
Такое изменение пород благоприятствует образованию харак¬терных признаков будущей почвы: пористости, воздухопроницае¬мости и водоподъемной способности.
Под влиянием живых организмов, поселяющихся на породе, верхний слой ее обогащается органическими веществами, которые при дальнейших изменениях превращаются в доступные для рас¬тений питательные вещества. Вследствие биологического, хими¬ческого и физического выветривания пород накапливаются золь¬ные элементы, изменяется их состав и свойства. Постепенно под влиянием растений, микроорганизмов и других факторов породы превращаются в новое природное тело — почву.
Все эти процессы в каждом типе почв проходят по-разному. Каждый тип почвообразования характерен тем, что в нем обра¬зуются новые соединения, свойственные только данному типу почвы. Эти новые, сложные образования являются результатом процессов выветривания и почвообразования.
Тема:
Цель:
Почва -

Плодородие -
_____________________________________________________________________________________________

Дополнительный материал для учителя « Почвы РК».
Основные закономерности формирования почвенного покрова территории Республики Коми во многом обусловлен широтной биоклиматической зональностью. Почвенные пояса делятся на полярный и бореальный. Полярному поясу соответствует тундровая зона, а бореальному - зона подзолистых почв (тайга). Зона тундровых почв представлена подзоной южных тундр, зона подзолистых почв делится на четыре подзоны:
• глеево-подзолистых и тундрово-болотистых почв (лесотундра вместе с крайне северной тайгой);
• глеево-подзолистых почв (северная тайга);
• типичных подзолистых почв (южная тайга).
Для всех подзон тайги характерны подзолисто-болотные почвы, господствующие на слабо дренированных водоразделах. Почвенные провинции выделяются в соответствии с изменениями климатических факторов почвообразования по долготе, а также с учетом важнейших геоморфологических различий.
По степени кислотности почвы в большинстве относятся к сильно кислым и очень сильно кислым. К почвам с очень сильной кислотностью, которые занимают около 28% всей территории, относятся главным образом почвы верховых болот, бугристых торфяников крайнего севера, болотно-подзолистые иллювиально-гумусовые и тундровые почвы. Почвы с сильной кислотностью занимают около 50% площади, к ним относятся типичные подзолистые, глеево-подзолистые и подзолисто-болотные глеевые почвы. К сильно- и среднекислым почвам, на долю которых приходится около 13% площади, отнесены дерново-подзолистые почвы, типичные подзолистые и глеево-подзолистые почвы, развивающиеся при близком залегании карбонатных мореных суглинков или коренных пород, а также пойменные почвы северной половины территории. Почвы со средней кислотностью (дерново-карбонатные и пойменные почвы средней и южной тайги) занимают всего около 2% площади.
Почвам Республики Коми присуща слабая степень гумусности, низкое содержание элементов питания; они биологически малоактивны и малопродуктивны. Наиболее плодородные дерновые почвы встречаются главным образом в южных районах Республики. Севернее они приурочены к речным террасам. Почвы болотного типа распространены почти по всей республике, но на севере их больше, чем на юге.
Значительная часть территории заболочена, болота имеются от небольших по площади до массивов в несколько тысяч гектаров, всего под болотами занято около десятой части территории. Из заболоченных почв наибольшее практическое значение имеют низинные перегнойно-болотные почвы, являющиеся богатым мелиоративным фондом, который можно превратить в высоко плодородные сельскохозяйственные угодья или использовать торф в качестве органического удобрения для приготовления различных компостов.
В сельском хозяйстве используются главным образом территории приречных склонов - с типичными подзолистыми и глеево-подзолистыми почвами; природное плодородие этих почв низкое, они бедны гумусом, отличаются малым запасом питательных элементов и высокой кислотностью. К лучшим почвам республики относятся пойменные дерновые почвы.
В настоящее время из общей земельной площади республики, составляющей более 416 кв.км., на сельскохозяйственные угодья приходится менее 1% , 61,8% территории республики занята лесами (рис.3), 0,06% находятся в приусадебном использовании, под коллективными садами и

Опыт № 1.
Состав почвы
Снимайте видео проводимого опыта на фотоаппарат
1.возьмите стакан с водой
2. бросьте в него комок сухой почвы
3. наблюдайте за происходящим в стакане, зафиксируйте результаты
4 . сделайте выводы
При опускании земли в стакан, из неё пошли __________________.
Вывод: в состав почвы входит_____________________.
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________, то она обладает _____________проницаемостью.

Опыт № 2.
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите салфетку
2. положите почву в центр салфетки
3.Прижмите свободные концы салфетки к земле
4. наблюдайте за состоянием ткани, зафиксируйте результаты
4 . сделайте выводы
При соприкосновении ткани и земли , ткань стала___________.
Вывод: в состав почвы входит_____________________.
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________, то она обладает _____________проницаемостью.
А также при попадании _______________ в почву, она может прилипать к инструментам и другим телам, это свойство - ______________.

Опыт № 3
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты
4. наблюдайте за смесью , зафиксируйте результаты
5. сделайте выводы
После отстаивания на дне стакана оказался_________ , а над ним___________.
Вывод: в состав почвы входит______ и ______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит ___________, похожая на пластилин, то она обладает ________________.

Опыт № 4
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты
4. всплывшие частицы земли положите на предметное стекло микроскопа
5. рассмотрите их, сохраните в памяти компьютера
6.с помощью таблицы – определителя установите состав
7. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле____________________________________________,
всё вместе это составляет_________________.
Вывод: в состав почвы входит_______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит __________________ , то она ______________________________________. Благодаря __________________________________, почва имеет ______________ цвет.

Опыт № 5
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. насыпьте в него лимонную кислоту
3. положите почву в стакан с жидкостью
4.наблюдайте за реакцией взаимосвязи почвы и кислой среды
5.с помощью таблицы – определителя установите состав почвы
6. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле________________________.
Вывод: в состав почвы входят_______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входят _____________________________ ,
то они_______________________ растения__________________________.
Рассмотрите стакан со смесью. Изменился ли объём (размер) почвы?____________ Сделайте вывод.
При взаимодействии почвы с водой, она - _______________, при долгом отсутствии воды , почва - _________________.
Таблица – определитель к опыту № 4
Состав почвы наличие
Семена растений + -
Корешки растений + -
Засохшие листья + -
веточки + -
Вывод: Есть перегной, чёрного цвета Нет перегноя
плодородна Не плодородна

Таблица – определитель к опыту № 5
Ход реакции
Шипит + -
Появляется пена + -
Вывод: Есть минеральные соли Нет минеральных солей
Есть вещества, необходимые для роста и развития растений Нет веществ, необходимых для роста и развития растений

Почва
Тема:
чудо под ногами
Цель:
ответить на вопрос
Почему почва – чудо?
Гипотеза № 1
Почва состоит из
Гипотеза № 2
Плодородие почвы зависит от
План работы:
Почва – это..
Состав почвы
Свойства почвы
Почвы в Коми
Охрана почв
Почему почва – чудо?
Песок
Глина
Вода
Воздух
Перегной
Минерал.соли
Воздухопроницаемость
Водопроницаемость
Липкость
Плодородие
Пластичность
Усадка
Набухание

солнце
воздух
вода
почва

План
1. что такое почва ?
2. состав почвы
3. свойства почвы
4. какие чудеса в почве ?
5. почвы в республике Коми
6. охрана почвы
Категория: Номинация 1 | Добавил: Ухта
Просмотров: 34 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]