Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в ДОУ».
29.11.2018, 11:08
Задачи
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
- Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.

Ход семинара:

1 - Уважаемые коллеги. В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проектов.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний. Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, чего так часто не хватает детям.
На сегодняшнем семинаре мы постараемся разобраться во всех тонкостях проектного метода, вначале немного теории:
Что же такое проект?
«Проект - это специально организованный педагогом и выполняемый совместно с детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
Дети, участвующие в проектной деятельности:
• проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
• самостоятельны в принятии решений;
• сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
• осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
• способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
• воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
• проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
• обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
• осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
• реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
• налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
• получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• могут реализовать свои творческие способности.

Классификация типов проектов
Типология проектов в ДОУ
По количеству индивидуальные
групповые
По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (до 1 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности Информационные
Исследовательские
Творческие
Проектно-ориентированные

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта Содержание Возраст детей
Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна Старший возраст
Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Младший возраст
Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы
Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Младший возраст

Структуру проекта очень легко запомнить.
Проект – это пять «П»:
1. Проблема (выбор темы) .
2. Проектирование или планирование.
3. Поиск информации.
4. Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .
5. Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

2 Существуют несколько способов разработки проектов, и я хочу вас с ними познакомить.
Способы разработки проектов:
• Системная паутинка по проекту
• «Модель трёх вопросов»
• Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
• Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Метод «Системная паутинка разработки проекта»
Системная паутинка по проекту
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Также в системной паутинке можно указать формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

Например, системную паутинку по проекту «Посуда» можно представить следующим образом.

Образовательные области Виды деятельности
Социально-коммуникативная

Сюжетно-ролевые игры «Накроем стол для гостей», «Угостим куклу чаем», «Приготовим обед»
Дидактические игры: «Из чего сделана посуда»
«Четвертый лишний», «Веселый счет», «Разложи по полочкам», «Чудесный мешочек»
Речевое -Беседы: «Как сервировать стол», «Этикет во время еды», «История создания посуды»
Составление книжки-малышки творческих рассказов «Моя любимая кружка»
НОД – итоговое занятие практической направленности «Посуда», чтение: калмыцкая народная сказка «Кеедя», К.Чуковский «Федорино горе», Т.Шуйская «Непутевая Федора»
Физическое развитие -Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Презентация семейных рецептов детских напитков.
Познавательное -Создание мини-музея «Моя любимая кружка»
Беседы о профессии гончара, повара, младшего воспитателя.
Художественно-эстетическое -Лепка, раскрашивание посуды из соленого теста. Организация выставки «Посуда своими руками»

- Рассмотрим «Модель трёх вопросов»

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта) Источники новых знаний, т. Е. средства

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.
Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о …?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.
Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Посуда».
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать об этом?
1. Посуда хрупкая.
2. Посуда бывает разная
3. Она нужна людям 1 Из чего сделана?
2. Кем сделана?
3. Для чего предназначена?
4. Как появилась? 1. Подумать самостоятельно.
2. Провести эксперимент.
3. Прочитать в энциклопедии
4. Узнать в интернете

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Можно придумать символы - сбора информации в картинках.

Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

 Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
 Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности)
 Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей – результатов)
 Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы)
 Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно)
 Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)
 Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Метод активации правого полушария
Ментальные карты
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!
Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
Правила создания карт (показ с примером на конкретной карте):
1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

3 Практическая часть.
Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов».Метод мыслительная карта», «Системная паутинка» и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама. Затем команды составляют примерную таблицу видов деятельности, которые мы можем провести с детьми и родителями по темам проекта.
Презентация проектов

4 Многие детские сады уже вовсю используют метод проектов в своей работе и некоторые мы сейчас с вами рассмотрим (Проект по созданию мини музея «Кукла в военной форме»; проект «Водичка, водичка»)

Радует то что в нашем детском саду педагоги включают метод проектов в свою работу, и сейчас своим опытом поделятся наши педагоги.
(Презентация из опыта работы педагогов МДОУ "Детский сад №3" пгт. Троицко-Печорск.
5 Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрели проектную деятельность в ДОУ и исходя из годового плана объявляется конкурс «Лучшая проектная деятельность».

6 Рефлексия
Категория: Номинация 1 | Добавил: Виктория7585
Просмотров: 366 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]