Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Презентация и методическая разработка урока по теме «Сигналы ограждения железнодорожного транспорта»
29.11.2018, 16:00
https://cloud.mail.ru/public/Etp6/jh6oQEJr5
Конкурсная работа: Презентация и методическая разработка урока по теме «Сигналы ограждения железнодорожного транспорта»
предмет - Правила технической эксплуатации железных дорог.
тип урока - урок по формированию умений и навыков
Форма проведения урока: практическое занятие
Участники урока, обучающиеся техникума по профессии начального профессионального образования 08.01.22 Мастер путевых машин (18-19 лет).
Фотографии с урока от 31.03.2017 г. представлены в данном описании работы, презентация к уроку размещена в облачном хранилище https://cloud.mail.ru/public/2Fsr/oWqSRNET2 для общего доступа и в электронном виде в Приложении 2, видеозапись урока с использованием ЦОР размещена на https://youtu.be/abb1mTauV8w и
https://www.youtube.com/watch?v=pRK2oQH3kDs
Использование слайдов мультимедийной презентации на протяжении всех этапов урока осуществлялось с целью создания условий, для проверки умений обучающихся ограждать места препятствий или производства работ на железнодорожных перегонах и станциях, формирования умений организовать собственную деятельность, развития компетенций по планированию времени работы.
Презентация представляет собой набор слайдов с последовательностью объектов рассматриваемых в процессе проведения практического занятия, оказывает преподавателю методическую поддержку в проведении урока, способствует достижению высокого уровня наглядности, позволяющей обучающимся, коллективно обсуждать результаты своей работы.
Эффективность применения презентации на уроке достигалась в привлечении внимания обучающихся к слайдам с рисунками ограждения мест производства путевых работ, самоконтроле обучающихся используя метод сопоставления, обдумывания и умении обсуждать и делать определённые выводы.
Урок с применением цифровых образовательных ресурсов позволил провести практическое занятие увлекательным, интерактивным с соревновательным характером. Обучающиеся имели возможность проявлять личностные качества, решать множество вопросов, развивать умение вести диалог.
Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний.
Аннотация к методической работе
Железная дорога является зоной повышенной опасности. Обеспечение безопасности движения поездов является единым требованием для всех железнодорожников. Практическое занятие по расстановке сигналов ограждения мест препятствий для движения поездов даже на полигоне железнодорожного участка провести сложно из-за больших расстояний установки сигналов от места препятствия (1000-1700 м), большого размера щитов ограждения в натуральную величину и погодных условий.
Для проведения практической работы по теме «Сигналы ограждения железнодорожного транспорта», мной была разработана технологическая карта урока (Приложение 1), оформлен дидактический материал (см. фото 1), мультимедийная презентация (Приложение 2), задания к практической работе (Приложение 3), вопросы для повторения значений щитов ограждения (Приложение 4,5) тестовое задание по двум вариантам в печатном (Приложение 6) и в электронном виде (Приложение 7).
Фото 1. Дидактический материал
Дидактическая цель урока: обучение новым способам деятельности по переносу теоретических знаний в решение практических задач (преобразовывать словесный материал в схемы ограждения мест производства путевых работ на железнодорожных перегонах и станциях).
Цели: формирование личностных, предметных и межпредметные универсальных учебных действий (УУД);
(см. планируемые результаты по каждому этапу учебного урока);
систематизация знаний о сигналах ограждения применяемых на железнодорожном транспорте, местах их установки;
развитие способности мыслить и действовать; развитие умений работать в ситуации решения проблемы;
пробуждение интереса к самостоятельному решению задач;
формирование умений переносить знания в новые ситуации.
Для подведения студентов к положительной мотивации, постановке цели урока первый слайд презентации оформлен в виде демонстрационной графики - видеофрагмента продолжительностью1минута 12 секунд о работниках путевого хозяйства и значимости профессии путейца. Обсуждая вопрос безопасности движения, развивая последовательность логики повествования (см. Приложение 2,слайд 2,3) обучающимися все вместе приходят к названию темы урока (слайд 4).
Третий этап урока - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, подготавливает обучающихся к выполнению учебных действий и фиксация индивидуального затруднения ( см.фото 2).
фото 2.Закрепление на доске железнодорожных сигналов ограждения
Подготовив свое рабочее место разложив на парте дидактический материал (см. фото 3), обучающиеся переходят к четвёртому этапу -самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, используя задания к практической работе ( Приложение 3).
фото 3. Подготовка рабочего места
Получив инструктаж о порядке выполнения работы, обучающиеся приступают к ограждениям, раскладывая на железнодорожном пути, изображённом на бумаге, сигналы ограждения, выполненные из плотного картона (см. фото 4,5).
фото 4. Огради-ка
Для контроля и грамотной оценки результата деятельности на уроке предлагается обучающимся воспроизводить по памяти информацию о значении, местах установки переносных щитов, железнодорожных петард (см. фото 5, Приложение 2, слайды 7,10,14). Обучающиеся выходят к доске, взяв щит красного, жёлтого цвета в натуральную величину, петарду и отвечает на вопросы своих сокурсников и преподавателя (см. приложение 4,5).
фото 5. Расскажи-ка
Эталоном для проверки правильных действий по ограждению мест производства работ, проведения анализа допущенных ошибок служат слайды презентации 8,10,13,15,17,19,21, на которых изображены рисунки с порядком ограждения согласно требованиям инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте.
Обучающиеся выходят к доске и, используя слайды презентации со схемами ограждений, рассказывают порядок расстановки сигналов, обучаясь находить правильную информацию, поддерживать диалог с преподавателем (см. Приложение 2 , слайды 13,17,19,23,25 и 26).
В ответе затрагиваются вопросы безопасности работников при выполнении ограждения, осуществляется межпредметная связь с учебной дисциплиной «Охрана труда» и профессиональным модулем « Выявление дефектов рельс».
Во время выполнения обучающимися заданий по ограждению перегонных и станционных железнодорожных путей, демонстрируются слайды с фотографиями работников пути, осуществляющие ремонтные работы (см. Приложение 2, слайды 6,9,12,16,18,20,22,24).
фото 4. Огради-ка
На выполнение каждого задания преподавателем отводиться определённое время, позволяющее преподавателю контролировать процесс работы обучающихся и оценивать его.
Для этой цели приготовлены кружочки трёх цветов (оранжевого цвета-оценка 5, жёлтого цвета- оценка 4 и синего цвета –оценка 3, см. фото 5),которые преподаватель раздаёт в течение урока за выполненные практические работы по ограждению. В конце урока на пятом этапе - Рефлексия учебной деятельности, объяснив значение кружочков - обучающиеся подсчитывают свои результаты, самостоятельно себя оценивая. В это время звучит музыка, слайд 28. Для выявления особенности своего состояния, оценки настроения по завершению урока преподаватель раздаёт обучающимся смайлики трёх видов (см. фото 5) и предлагает оставить на парте один из них.
фото 5.Оценочный материал и смайлики
На уроке могут присутствовать обучающиеся не подготовленные к практической работе (уроки пропущены по различным причинам). Для таких обучающихся разработаны тесты (см. Приложение 6), к которым обучающиеся приступают после получения определённых знаний на первых этапах урока.
Для закрепления материала практической работы, углубления знаний, оценки своего уровня владения материалом для обучающихся разработан тест в электронном виде в программе MyTtstX (см. Приложение 7).
Достоинства такой формы ЦОР для различных видов контроля: входного, текущего, рубежного и итогового относится:
грамотное отслеживание хода выполнения задания теста, информирование преподавателя наглядным способом о проценте верных ответов как у одного тестируемого, так и у всей группы в целом. В данной программе введена ранжированная система оценивания, что значительно упрощает процесс сбора и анализа информации о качестве обучения.
Урок - практическая работа по ограждению мест производства путевых работ по данной методике проводится ежегодно во всех группах изучающих Правила технической эксплуатации железных дорог.
10.04.2017 года он проводился в группе обучающихся по специальности Сервис на транспорте по видам транспорта (см. фото 6).
Фото 6.Урок-практическое занятие
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
1. Мультимедийная презентация (Приложение 2)
2. Тест в электронном исполнении (Приложение 7)
3. Видеоролик урока в 2-х частях Режим доступа-
https://youtu.be/abb1mTauV8w и
https://www.youtube.com/watch?v=pRK2oQH3kDs
Автор работы - Самсонова Светлана Александровна, преподаватель.
Место работы – Республика Коми, г. Сосногорск, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский технологический техникум» (ГПОУ «СТТ»)
Список используемых источников:
1.Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской
Федерации [Электронный ресурс].- 2015. – Режим доступа: https://xn--2015-
95ds1f.xn--p1ai/isi_2015_online/
2. Петруленков, В.М. Современный урок в условиях реализации требований
ФГОСТ [Текст] / В.М.Петруленко. – М.: «ВАКО», 2015.-110с.
3. Железнодорожные профессии путеец [Электронный ресурс]: фильм - Режим
доступа: https://www.youtube.com/watch?v=g02kqNdKP2E
4. Сахалинские железнодорожники [Электронный ресурс] : фотография - Режим
доступа: https://sakhalin.biz/news/business/63414/?print=0547f8bff87a
5. Сахалинские железнодорожники [Электронный ресурс]: фотография -
Режим доступа: https://narzur.ru/laquotut-vam-ne-rossiyaraquo-jeleznodorojnikov-kry/
6. Бригадир железнодорожного пути [Электронный ресурс] : фотография - Режим доступа: http://vahta2017.blogspot.com/2017/02/blog-post_481.html- фото
Категория: Номинация 1 | Добавил: Teacher6466
Просмотров: 348 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]