Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Мультимедийное учебное пособие по обществознанию на коми языке
29.11.2018, 17:27
1. Название работы.
Мультимедийное учебное пособие по обществознанию на коми языке.
Учебное пособие размещено на сайте Центра инновационных языковых технологий (КРАГСиУ). Код доступа: http://fu-lab.ru/uchposobiya
2. Предметная область.
Обществознание.
3. Участники (целевая группа).
Учащиеся 5-7 классов, свободно владеющих разговорным коми языком.
4. Цель и задачи.
Цель - расширить возможности коми языка, формировать у обучающихся новые речевые структуры на небытовых примерах, развить навыки описывать, анализировать, интерпретировать общественные факты, явления, процессы на коми языке.
Носители разных языков должны иметь возможность выйти за пределы использования родного языка только в быту и научиться описывать, анализировать, интерпретировать общественные факты, явления, процессы на родном языке. Многие языки народов России, в том числе и коми, недостаточно представлены в общественной сфере, интернет-пространстве. Аксиомой является факт: если язык народа не представлен в школе и глобальной сети, его ценность и значимость падают в глазах представителей самого языкового сообщества.
Задачи.
1. Развитие интеллектуального потенциала обучающихся посредством обработки, усвоения и применения обществоведческого материала на коми языке. Общеизвестно, что билингвизм позитивно влияет на интеллектуальное развитие детей, если учитываются особенности таких детей.
2. Организация самостоятельной учебной деятельности школьников 5-7 классов по обществознанию на коми языке на основе подготовленных учебно-дидактических материалов.
3. Оказание помощи учителю при организации учебной деятельности детей по обществознанию.
4. Презентация образовательного продукта по обществознанию на коми языке для учителей истории, обществознания, коми языка общеобразовательных школ, которые сами свободно владеют коми языком и способны организовать учебную деятельность по предмету (либо как факультативные занятия в школе, либо дистанционно, разместив учебные материалы на своих сайтах).
5. Аннотация (краткое описание работы)
Учебное пособие подготовлено в соответствии с ФГОС основного общего образования, примерными программами по обществознанию 5-9 классов и нацелено на то, чтобы подросток смог сформировать собственную позицию к явлениям социальной жизни, оценить себя как личность, понять своё место в социуме и выражать свои взгляды на коми языке. Материал пособия позволяет обучающимся освоить основные обществоведческие темы: человек, экономическая сфера общества, социальная сфера общества, политическая сфера общества, духовно-практическая сфера общества. Учебное пособие предназначено для школьников 5-7 классов общеобразовательных школ, свободно владеющих коми языком.
Автором ещё в 2011 году были подготовлены и опубликованы терминологические словари по истории и обществознанию для общеобразовательных школ в рамках программы Совета Европы и Европейского Союза для РФ «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» [1; 2]. Ещё в 2012-2013 учебном году с воспитанниками Гимназии искусств было проведено пробное занятие «Индустрия кадколастын йöзлöн гöгöртас кылöм (Мировоззрение человека индустриальной эпохи)». Видеоматериалы урока сохранились и находятся у автора.
Анализ учебного занятия выявил противоречие: идея изучения истории и обществознания на коми языке обучающимся понравилась, однако, стали очевидны проблемы реализации данного проекта на практике: 1) отсутствие учебно-дидактических материалов к занятиям по истории и обществознанию на коми языке; 2) ограниченное число учителей в Республике Коми, которые могли бы на практике свободно общаться на коми языке в рамках школьной программы, при этом корректно используя исторические и обществоведческие термины.
В 2014 году автором было создано пробное интерактивное мультимедийное учебное пособие на коми языке по истории Древней Руси, в котором были представлены разнообразные материалы. Они были апробированы удалённо с детьми из сельской местности. Используя накопленный опыт, нами было создано и опубликовано в 2018 году пособие по обществознанию (Йöзкотыр йылысь тöдöм) для обучающихся 5-7 классов [3]. Первый этап апробации осуществлён на базе научно-образовательного центра Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина «Инновации в национальном гуманитарном образовании» со студентами II курса, обучающихся по педагогическому направлению «Коми язык и литература, английский язык» в марте 2018 года. С обучающимися было проведено занятие по теме «Йöзкотыр олöмын каналан юкöн» (Политическая сфера общества). Студенты читали и слушали текст на коми языке (9 человек), выполняли задания в рабочих тетрадях, тестировались по изученному материалу. Главная цель данного этапа апробации – это определение уровня рецепции обучающимися обществоведческого текста на коми языке. С заданиями справились все студенты, средний процент усвоения материала на коми языке составил 84%. Затруднения в объяснении терминов без использования словаря вызвали следующие понятия: уджöтувкотыр (профсоюз), канйöзлун (гражданство). Однако обращение к словарю, сопровождающему текст, помогало обучающимся справиться с возникшими трудностями.
На втором этапе апробации учебное пособие было представлено на научно-практическом семинаре «Современные технологии в изучении родных языков» на методической площадке №3 «Учебно-методическое и цифровое обеспечение преподавания родных языков» на V международной научно-практической конференции «Родные языки в условиях двуязычия» 25-26 октября 2018 года, г. Сыктывкар.
На третьем этапе апробации учебного пособия планируется организовать учебную деятельность с учащимися школ, владеющих коми языком.
Все эти проекты были реализованы в рамках программы Terminologia scholaris исследовательской группы венгерской языковой стратегии в сотрудничестве с институтом NH-Collegium Fenno-Ugricum при финансовой поддержке Союза хранителей родного языка и Министерства человеческих ресурсов Венгрии. Руководителем международного проекта являлся профессор Янош Пустаи, директор института Collegium Fenno-Ugricum. М.С. Федина, начальник Центра инновационных языковых технологий, кандидат филологических наук, доцент координировала реализацию подобных проектов в Республике Коми.
Образовательный продукт создавался в программе Macromedia Flash MX 2008 и опубликован в одной папке как совокупность определённым образом связанных друг с другом swf-файлов с запускающим .exe файлом. Общепризнано, что достоинства таких файлов следующие:
1. Большие возможности при создании интерактивных элементов пользовательского интерфейса, что позволяет успешно взаимодействовать с различными элементами продукта.
2. Flash обеспечивает интерактивную среду для более квалифицированных средств мультимедиа. Данная технология позволяет вставлять звук в mp3- или wav-формате в кадре, что дает возможность использовать, к примеру, речь или фоновую музыку, любое цифровое изображение (растровые и векторные форматы рисунков).
3. При работе с swf-файлами можно не беспокоиться об установке специальных программ для работы из-за наличия повсеместно распространённого сегодня на персональных компьютерах флэш-плеера для работы с такого рода продуктами. Файлы с таким расширением уже давно широко используются для создания рекламных баннеров, анимации, игр, а также воспроизведения на веб-страницах видео- и аудиозаписей.
4. Flash-файлы, как правило, небольшой размерности, поэтому не требуют к компьютерам особых требований к производительности.
5. Материалы в формате .swf, могут быть размещены в Интернете и просмотрены с помощью большинства интернет-браузеров на любой компьютерной платформе. Такой файл можно легко отправить по почте, и он будет отображаться прямо в почтовом клиенте, а также парой щелчков мыши может быть развёрнут на весь экран.
6. Разделённые на отдельные файлы Flash-материалы можно использовать как в предложенной нами системе, так и отдельно друг от друга, запуская каждый файл самостоятельно.
Пособие является инструментом обучения, содержащим краткое систематическое изложение всего обязательного материала по обществознанию для 5-7 классов. В него включены следующие компоненты:
1. Предъявление нового материала (этап знакомства). Организованные в определённой логике материалы на слайдах распределены по двум большим разделам – «О человеке» (морт йылысь), «Об обществе (йöзкотыр йылысь)». В первом разделе содержится 7 тем, во втором – 4 темы, посвящённые разным общественным сферам. Структурно-логическая схема - это опора, которая позволяет без помощи учителя усвоить содержание тем. При знакомстве с содержанием разделов и тем (как к текстом, так и со звуком) для школьника доступны подсказки по терминологии.
2. Закрепление учебного материала. Рабочие тетради - тренажёры (всего 4 ед.) для самостоятельной работы содержат множество разнообразных заданий с терминами, картинками, портретами, возможностью фиксации полученных результатов каждой страницы с помощью принтера. Эти задания можно использовать также при закреплении учебного материала по теме или разделу. Все задания можно классифицировать следующим образом:
а) сопоставление сведений из двух столбиков перемещением контента с помощью компьютерной мыши.
б) самостоятельный ответ в специально выделенном поле для ввода текста.
в) заполнение пустот в тексте словами, чтобы сохранилось с точки зрения смысла и логики первоначальное состояние авторского текста.
г) Небольшие кроссворды по темам с возможностью заполнения на странице и фиксации результата.
3. Контрольные тесты, которые служат как для закрепления материала, так и для самоконтроля (4 ед.). Данные задания по всем темам предполагают автоматическую обработку результатов. Каждый тест содержит 15 вопросов, правильные ответы на которые необходимо указывать щелчком мыши. Тесты содержат ключевые позиции по каждой теме и позволяют при ответах закрепить, уточнить, корректировать полученные знания, однако они не могут быть использованы как средство объективного контроля знаний по предмету.
В презентуемом образовательном ресурсе заложена как линейная, так и нелинейная навигация. С файлов распределителей по запросу ученика можно открыть необходимый контент напрямую в зависимости от возникших потребностей и вернуться к исходному положению для изучения локальной проблемы.
6. Список используемого программного обеспечения
Macromedia Flash MX 2008
7. Ключевые слова
Йöзкотыр йылысь тöдöм (обществознание), йöзкотыр олöмын экономика юкöн (экономическая сфера общества), йöзкотыр олöмын инмана юкöн (социальная сфера общества), йöзкотыр олöмын каналан юкöн (политическая сфера общества), йöзкотыр олöмын лов могмöдан юкöн (духовная сфера общества).
8. Автор
Остапов Николай Вениаминович, кандидат исторических наук, преподаватель истории.
9. Место работы
Республика Коми, Сыктывкар, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» (ГПОУ «СКСиС).

Список использованных источников

1. Остапов Н.В. Словарь терминов по истории на коми языке для общеобразовательных школ. – Сыктывкар – Ижевск – Йошкар-Ола – Саранск – Бадачоньтомай: Издательство Мордовского университета. 2011. 78 с.
2. Остапов Н.В. Словарь терминов по обществознанию на коми языке для общеобразовательных школ. – Сыктывкар – Ижевск – Йошкар-Ола – Саранск – Бадачоньтомай: Издательство Мордовского университета. 2011. 38 с.
3. Учебное пособие размещено на сайте Центра инновационных языковых технологий (КРАГСиУ). Код доступа: http://fu-lab.ru/uchposobiya
Категория: Номинация 1 | Добавил: onw-555
Просмотров: 30 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]