Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Классный час "Усть-Цилемская горка".
04.12.2018, 15:01
1. Название работы
Классный час «Усть-Цилемская горка». Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/ECVk/824ftprji

2. Предметная область
Классное руководство
3. Участники
Ученики 7 -9 классов
4. Цели
Цель: знакомство учеников с традициями села Усть-Цильма.
5. Аннотация

Занятие было проведено 16 февраля 2018 года для ученицы 8 класса Центра Дистанционного обучения. Видезапись занятия доступна по ссылке https://yadi.sk/d/rldmLMm-dc1xzg
В процессе классного часа ученик знакомится с историей праздники Усть-Цилемская горка, знакомится с помощью презентации с костюмом, горочными фигурами, смотрит фрагменты из видеофильма «Усть-Цильма. Праздник на Печоре. 1976 год». Во второй части мероприятия ученик смотрит фрагменты видеофильма и называет горочные фигуры. В конце мероприятия ученик выполняет тестовое задание, направленное на проверку полученных знаний.
6. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
программа Power Point , программа Quick Time Player,
видеофильм ««Усть-Цильма. Праздник на Печоре. 1976 год» https://www.youtube.com/watch?v=8BUVC_qrFlc,
игра «Знаешь ли ты Усть-Цильму» на сайте learningapps.org.
https://learningapps.org/display?v=pc3t4mqmc18
6. Ключевые слова
7. Автор
Осипова Наталия Игоревна, учитель иностранного языка
8. Место работы
ГОУ РК РЦО ЦДО
Конспект классного часа
Цель:
Знакомство учеников с традициями села Усть-Цильма
Задачи:
расширить кругозор о национальной культуре разных народов, создать ситуацию успеха для детей любой национальности, воспитывать чувства национальной гордости.
Тема: Чем известна Усть-Цильма?
Цели: Знакомтство с народными обычаями республики Коми.
Задачи: рассказать о празднике горка.
1
Любишь ли ты петь? Танцевать? Праздники тебе нравятся? А какие песни тебе нравятся? Народные или эстрадные? Я приглашаю тебя посетить старинный праздник Усть-Цилемская горка.
3
Усть-Цильма – это старейшей населенный пункт на территории Республики Коми, который был основан в 1542 г. выходцами из Великого Новгорода на берегу Печоры напротив устья реки Цильмы и Пижмы.
4
Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем Новгородского князя Ивашки Дмитриева Ластки, которому была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Массовое поселение по Печоре, Цильме, Пижме возникло при расколе веры – старообрядчество XVII-XVIII веков. Образовались деревни на расстоянии 2-3 км вниз и вверх по Печоре. Старообрядцы были выходцами из Великого Новгорода, Ростово-Суздальских земель, Москвы, Нижнего Новгорода, Поморья и других мест.
Около пяти столетий устьцилемы бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. В речи устьцилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья. Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника.
5
Петровщина
Ежегодный обрядовый праздник «Петровщина» отмечается только в Усть-Цилемском районе в канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, - это отголосок ритуально-поминального обряда. В ночь с 11-го на 12-ое июля у усть-цилем принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью.
Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых.
По старинным преданиям душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную.
В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром «живых» и «мертвых». Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени.
6
В середине ХIХ века "Горка" проходила в Усть-Цильме на центральной улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.
8
В конце XIX-начале XX вв. «горку» устраивали на Николин день (09.05 по старому стилю), Троицу и Иванов День (24.06 по старому стилю). Приуроченная к датам православного календаря «горка» является отзвуком древних хороводов, проводившихся в честь Ярилы – божества плодородия. Поклонение божеству происходило на возвышенностях, называемых «Ярилиными горками». Однако горка это не только возвышенность на земле. Она символизировавшие вершину трудового года, пик веселья, пору вхождения подростков в молодежный круг.
9
Костюм
Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан).
Рукава
11
Рукава - вид рубахи, состояли из двух частей - рукава (верх) и стан (низ). Верхняя часть представляла собой широкую рубаху, шили её из двух полотнищ с прямыми поликами на плечах (местное название ластовицы), которые подбирали из ткани более контрастного цвета.
12
Косоклинный сарафан шили таким образом: два прямых полотна сшивали вместе - это был перед, с боков пришивали по два клина и соединяли их сзади третьим прямым полотном. Далее заднюю часть собирали в складки, направляя их с боковых швов к центру. Сарафан держался на узких лямках, окантованных яркой атласной лентой. Спереди сарафан собирался кулиской, в которую вставлялась тесьма , её прятали внутрь сарафана. Украшением сарафана служили кисти, пришитые параллельно подолу сарафана на высоте 50 сантиметров. По краю подола пришивали прочву или бархат, для того чтобы сарафан держал форму. Праздничный сарафан был длинным, иногда слегка касался земли или пола. Повседневный сарафан был короче на 15-20 см.
13
Праздничный костюм дополняет коротенька - это распашная косоклинная душегрея на узких лямках. Верхняя часть вокруг и по бортам середины коротеньки украшается позументом или парчой. Полы соединяются потайными пуговицами или крючками. Коротенька обязательная часть свадебного костюма невесты. В праздники её одевают девушки и молодые замужние женщины.
14
Платки делятся на три вида: конофатный, репсовый, парчовый. Конофатный считается самым дорогим. Для его изготовления использовался более плотный шёлк, украшенный золотой вышивкой; репсовый - (мест. рипсовый) самый красивый и богатый плат, выполнен из особого восточного шёлка. Преобладали тона: сине-оранжевый, зелено-красный, бело-розовый; парчовые - платки небольших размеров (местн. четвертинка).

До трех раз собирались участники водить хороводы, всякий раз меняя наряды. Каждой горке соответствовали определенные песни. Первую водили молодые девушки, которые и вовлекали подростков в молодежный круг. Исполнив несколько песен, горочники расходились, собирались вновь на дневной «горке», где участвовали не только девушки-невесты, но и «молодухи» - замужние женщины первого года семейной жизни. Вечерняя часть праздника собирала все возраста, включая детей и стариков.

Это была главная «горка», где проигрывались все семь обязательных фигур: "столбы", вожжа, плетень, круг "на две стороны", "на четыре стороны", "плясовая". Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, участие людей старшего возраста в хороводах было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией, и строгим хранением горочного репертуара. На этом действие «Горки» заканчивалось, участники расходились по домам небольшими группами с протяжными, лирическими песнями.
Согласно воспоминаниям устьцилемок, водивших хороводы в 1930-е годы, к месту праздника собирались парами, шли небольшими группами, исполняя лирические песни. Распорядителем горки являлась только замужняя женщина 40-50-ти лет, имевшая авторитет среди жителей. В течении всего праздника она запевала песни, регулировала ход хороводов и зазывала участников для инсценировки песен.

16
Первую горочную фигуру «столбы» водили (прежде) исключительно женщины, выстраиваясь в колонну по трое. Ее передвижение происходило под исполнение песен: задние ряды по очереди, с боков, переходили и становились впереди колонны. Каждой фигуре соответствовали определенные песни.
17
Для участия в следующей фигуре «вожжа» приглашали мужчин, остававшихся в хороводе до завершения праздника. Водящая запевала песню и брала одного из парней за руку, вела его между участниками, а тот по ходу выбирал девушку, девушка парня и т.д. Когда все участники выстраивались в длинную цепочку, пение прекращалось и начиналось перестроение в следующую фигуру
18
«плетень». Водящая заводила участников на круг, при этом не замыкала его. Последние три человека останавливались на месте в момент предполагаемого замыкания, а хоровод заводили на новый круг. После каждого захода участников на круг, напоминавшего движение по спирали, из оставшихся троек вырастала колонна, которую затем таким же образом, только уже в обратном порядке раскручивали в линию.
19
Далее хоровод замыкался в «круг». В этой фигуре участники выстраивались в два круга: внутренний круг составляли мужчины, внешний — женщины. Движение хороводов строилось навстречу друг к другу.
20
Следующей была фигура «на две стороны». Мужчины и женщины выстраивались в две параллельные линии, расстояние между которыми изменялось в зависимости от инсценировки песен.
21
Фигура «на четыре стороны» названа так по первоначальному построению: горочники выстраивались в четыре линии, образуя квадрат. В дальнейшем шли перестроения, в процессе которых песня разыгрывалась.
22
Последняя фигура «плясовая» состояла из трех частей: кадриль, частушки и танцы. После горочных хороводов, с Петрова дня начиналась сенокосная пора или, как говорят устьциле-мы, «выходили страдать». Усть-цилемки прятали свои наряды в сундуки до зимы, а с ее наступлением начинались новые обрядовые игры: посиделки, святки, масленица.[6]
24
Сегодняшняя «горка» претерпела существенные изменения. Водят ее в Иванов (7 июля)и Петров дни (12 июля) , собираются лишь в вечернее время. Не все фигуры проигрываются участниками. Забыто и первоначальное хороводов. "Горочный" фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару. Не секрет, что сегодня "Горка" в основном проводится силами творческих коллективов, которые являются своего рода наставниками и трансляторами культуры. Для усть-цилемов «горка» сейчас это и дань традиции, и дань старой моде: в этот день женщины облачаются в заветные наряды. Кроме того, этот праздник – повод собраться всем устьцилемам вместe.На «Усть-Цилемскую горку» едут усть-цилемы из Сыктывкара, Ухты, Нарьян-Мара, из всех мест, куда разбросала их судьба. Едут семьями и землячествами, молодежь и люди пожилого возраста. Дальняя дорога никого не останавливает.
Усть-Цильма в настоящее время - это центр уникальной по сохранности древнерусской культуры и традиций территории. Считается, что именно в Усть-Цильме сохранились практически в неприкосновенности язык, бытовой уклад, старую веру, этнографический облик древних новгородских переселенцев.
Посмотри видеофрагмент и ответь на вопрос:
Какая это фигура?
Рефлексия
Сделаем задание https://learningapps.org/display?v=pc3t4mqmc18
«Чем известна Усть-Цильма?»
• В каком году было основано село Усть-Цильма? (1542)
• На какой реке находится село?
• Кто был основателем Усть-Цильмы?
• В какие праздники водят горку?
• Чем кроме горки известна Усть-Цильма?
Список источников:
1. https://www.youtube.com/watch?v=8BUVC_qrFlc,
2. https://pamsik.livejournal.com/61994.html
3. https://learningapps.org/display?v=pc3t4mqmc18
Категория: Номинация 1 | Добавил: ust-tsilemka
Просмотров: 37 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]