Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Интегрированное занятие ""Народная мудрость" Коми края.
29.11.2018, 19:19
Аннотация: данное занятие проводится в рамках реализации блока «Коми фольклор» программы «Школа будущего первоклассника».
I.Паспорт занятия.
1.Образовательная область: интегрированное занятие (ознакомление с художественной литературой, математика, развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром).
2.Тема занятия: ««Народная мудрость» Коми края».
3.Возраст обучающихся: 6-7 лет
4.Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
5.Цель: обобщить знания детей о коми фольклоре посредством интеграции изучаемых предметов: ознакомление с художественной литературой, математика, обучение грамоте, развитие речи, ознакомление с окружающим миром.
6.Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с художественной литературой: развитие интереса детей к коми фольклору (песни, пословицы, сказки, загадки, национальные блюда, обычаи, национальный костюм, мифам и обычаям), к стихотворениям коми поэтов о родном крае; ознакомление детей с коми оберегом Акань, мифом о Шипице, обычаем коми охотников;
Математика: формирование умений детей решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10; решать простые арифметические задачи на сложение, используя числа и знаки, ориентироваться в пространстве и во времени, закрепление знаний порядкового счёта;
Обучение грамоте: развитие фонематического слуха, закрепление умений детей делить слова на слоги, составлять из предложенных слов загадку, соотносить слово со звуковой схемой, формирование навыков чтения;
Развитие речи: развитие монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, обогащение словарного запаса детей новым словом (фольклор, миф), словами коми языка (коми му, видза оланныд, аттьо, бур туй, акань, нинком, нянь, черинянь, пельнянь);
Ознакомление с окружающим миром: обобщение знаний детей о Коми крае.
Развивающие:
формирование мотивации обучения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
развитие образного логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, осмысленности в практическом применении знаний при выполнении грамматических, логических и математических заданий;
способствовать формированию мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация) средствами дидактических игр и упражнений;
развитие воображения через просмотр презентации, рассказ педагога, прослушивание и рассказывание стихотворения;
развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений посредством дидактического раздаточного материала, физминуток.
Воспитательные:
воспитание уважения к культуре коми народа посредством беседы о фольклоре, подготовки сообщения, просмотра видеоролика «Национальный музей Республики Коми»;
воспитание у детей доброжелательного отношения к персонажам, сочувствия к ним и желание помочь;
 способствовать формированию умений детей заботиться о природе родного края (участие в акциях);
 способствовать формированию у детей чувства единства, умения действовать согласованно при работе в парах, подгруппах;
 способствовать формированию умения детей выражать свое отношение к работе сверстников с помощью рефлексии «Благодарю…».
7. Планируемые результаты:
личностные:
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности;
умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; понимать эмоции сказочных персонажей, ребят объединения, сочувствовать, сопереживать им;
получение эмоционального удовольствия от участия в учебном процессе;
формирование интереса к истории и культуре коми народа.
метапредметные:
регулятивные УУД:
умение удерживать цель занятия на протяжении всей учебной деятельности (с опорой на наглядность (чудо-короб));
умение работать по предложенному педагогом плану;
умение осознавать и реально оценивать свои возможности, соотносить их с практическим применением в процессе выполнения заданий по выбору;
умение сравнивать результат выполненного задания с образцом и при необходимости корректировать ответ;
умение давать оценку своей работе на занятии и работе своих товарищей;
познавательные УУД:
умение применять ранее приобретённые знания, умения и навыки при выполнении заданий;
умение сравнивать и группировать различные объекты (числа, буквы);
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (заменять звуковую схему предложенными словами);
 уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям (распределение слов по группам с учётом количества слогов);
 умение работать по заданному алгоритму при решении задач, примеров;
 умение производить синтез (составление пословицы из предложенных слов);
 умение ориентироваться в пространстве и времени с помощью схематического изображения;
умение находить необходимую информацию в интернет источниках (сообщение об обычаях коми охотников);
коммуниктивные:
умение участвовать в обсуждениях, рассуждениях, аргументируя свою точку зрения;
умение участвовать в диалоге с педагогом и сверстниками при выполнении заданий, осуществлять взаимопомощь;
умения детей работать в парах, группах: действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку при достижении общих результатов;
предметные:
формирование элементарных математических представлений;
приобретение элементарных представлений о коми крае: природе, культуре, языке;
развитие речи и речевого общения, её звуковой стороны;
приобщение детей к чтению Коми литературы, к словесному искусству.
8.Оборудование: компьютер; видеопроектор.
9.Методический и дидактический материал: слайды, видеоролик «Коми национальный музей»; фонограммы: Перы-богатыря, младшей сестры, Беляночки, Ёлочки, птиц, Йомы-бабы; стихотворение И. Куратова «Я иду землёю Коми…»; сообщение «Обычай коми охотников»; загадки; карточки к дидактическим играм: «Прочитай по стрелкам», «Сложи слово», «Составь загадку»; карточки со словами, пословицами, названиями песен, названиями блюд, схема звукового анализа слова, «кочки-примеры», «слоговые тарелки», «карточки – самооценки»; раздаточный материал (набор цифр и знаков); шаньги.

II. Содержание занятия:
Ход занятия:
1. Организационный этап. (1 мин.)
Цель: активизация детей на занятие.
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Повторим мы всё, что знаем
Много нового узнаем.
- Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердца
Благородными чувствами.
2. Мотивационно – проблемный этап. (3 мин)
Цель: организация межличностных взаимодействий, создание проблемной ситуации.
- О чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, когда расставите все буквы на экране по порядку.
Слайд №1: изображения букв с цифрами (с анимацией проверки).
Фронтальная работа на экране: дети расставляют буквы с цифрами в порядке возрастания.
- Прочитайте, что у вас получилось? (коми му)
- Что же означают эти слова? (Коми край)
- Сегодня мы продолжим говорить о нашей родине, о нашем Коми крае.
Слайд №2: фото леса республики Коми.
Читает ребёнок:
Я иду землёю Коми,
А вокруг стоят леса.
Край огромный, край богатый –
Наша гордость и краса.
- Чем же богата Республика Коми? (растительным и животным миром, полезными ископаемыми)
- Чем ещё богат наш край, вы узнаете, когда прочитаете слово, следуя по стрелкам.
Слайд №3: изображения букв и указывающих стрелок (с анимацией проверкой).
Индивидуальная работа: Д/и «Прочитай по стрелкам»
- Что у вас получилось? (фольклор)
- Что такое «фольклор»? (народное искусство)
- Правильно, фольклор – это народное искусство, знание, а с английского языка это слово переводится, как «народная мудрость».
- Какой же «народной мудростью» богат коми народ?
- В сказку мы, друзья, пойдём
Там ответ свой и найдём.
- А все «народные мудрости» мы будем собирать в чудо-короб, который сделали коми умельцы.
Слайд №4: картинка короба с коми орнаментом.
- С некоторыми видами коми фольклора вы уже знакомы. Поэтому, я думаю, что мы быстро найдём ответ на этот вопрос.
- Ну что, вы готовы отправиться в сказку?
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
- Раз, два, три в сказочный лес ты попади!
3. Деятельностно - контрольный этап. (21 мин.)
Цель: организация деятельности учащихся, направленной на выявления качества и уровня овладения знаниями по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром, математике, обучению грамоте.
Фонограмма пения птиц.
Слайд №5: картинка сказочного леса с воротами, на которых весит замок.
- Ребята, смотрите, ворота в сказочный лес закрыты на замок. Чтобы его открыть, надо расшифровать код (д/и «Зашифрованный замок»).
Задания:
1.Какое последующее число 8?
2.Сколько получится, если увеличить 4на 1?
3.Какое предыдущее число 3?
4.Какое число больше на 1, чем 5?
5.Сколько получится, если уменьшить 6 на 2?
Фронтальная работа на экране.
Фонограмма открытия сказочных ворот.
Слайд №6: картинка сказочного леса, часов и указателя.
- А вот и сказочный лес.
- Сказка открывает нам свои волшебные ворота ровно на 30 минут.
- Давайте посмотрим на часы, сколько сейчас времени? (11 часов).
Фронтальная работа на экране.
- Во сколько мы должны вернуться? (в 11 часов 30 минут).
- Тогда нам надо поторопиться.
- Смотрите, а вот и указатель. Он нам и поможет отыскать «коми народные мудрости».
- Куда же нам надо идти? (прямо)
Слайд №7: картинка лесной избушки охотника с фонограммой отрывка из коми песни «Акань».
- Ой, ребята, посмотрите, впереди избушка охотника. А живут в нём охотник со своими дочерями. Три девицы - мастерицы: старшая сестра уму - разуму всех учит, средняя - поёт так хорошо, что только песню заведет - вьюга перестаёт выть, а младшая - чудесная стряпуха. Все заняты своим любимым делом. Слышите, как красиво поёт средняя сестрица.
- Из какой сказки эти сёстры? («Медвежьи няньки»)
- Давайте для старшей сестры выберем из предложенных пословиц её любимую; узнаем, какую песню поёт средняя сестра, для этого надо к звуковой схеме подобрать соответствующее название песни; младшей сестре поможем разложить блюда по «слоговым» тарелкам (нянь (хлеб), черинянь (рыбник), пельнянь, шаньги).
- Выберите, какое задание вы будете выполнять.
Работа в трёх командам по выбору детей.
- Итак, назовите пословицу старшей сестры (человек перехитрит и зверя, и птицу).
- Как называется песня средней сестрицы? «Акань»
Слайд №8: картинка куклы «Акань».
- Эта песня о кукле-обереге, которую делали из бересты и ткани. Считалось, что Акань защищает человека от злых сил.
- Какие блюда вы положили в 1 (2,3) тарелки?
Слайд №9: картинка «слоговых» тарелок с блюдами (проверка выполнения задания).
Слайд №10: картинка трёх сестер около избушки.
Фонограмма старшей сестры:
«Видза оланныд! Видим мы, что вы сообразительные и добрые ребята, многому уже научились. Мы знаем, что вы собираете чудо-короб «коми народной мудрости» Положите в него и наши мудрости. Бур туй!»
- Спасибо! До свидания!
- Что же мы положим в короб? (пословицы, песни, национальные блюда).
Слайд №11: картинка короба с коми орнаментом.
- Пора дальше в путь. Посмотрите на указатель.
Слайд №12: картинка указателя.
- Куда он показывает? (налево).
Слайд №13: картинка Перы - богатыря в лесу.
- Посмотрите, кто там стоит на лесной полянке? (Пера - богатырь).
- Кто такой Пера? (сказочный богатырь коми народа)
- Интересно, чем он занят?
- Здравствуй, Пера - богатырь! Что ты делаешь?
Слайд №14: картинка Перы - с фонограммой :
- Видза оланныд, друзья! Пролетал над лесом Гундыр, все мне мишени перепутал, вот и разбираюсь.
- Ребята, давайте поможем Пере богатырю правильно расставить все мишени (д/и «Составь загадку»).
Слайд №15: картинки с нумерованными мишенями и словами загадки.
Работа в паре: составление деформированного предложения – загадки.
- Прочитайте, что у вас получилось?
Читает ребёнок:
- Кто по снегу, по траве носит лес на голове?
- Что же мы составили? (загадку)
- О ком же загадка Перы богатыря? (о лосе)
- Пера богатырь – охотник, поэтому и составляет загадки про животных.
Слайд №16: картинка Перы - богатыря на лесной полянке.
Фонограмма Перы - богатыря:
«Аттьо, спасибо, ребята! Знаю, что вы собираете чудо-короб «коми народной мудрости» Положите в него и мою мудрость. Счастливого пути! Бур туй!»
- Благодарим тебя, Пера - богатырь. До свидания!
- Ребята, что же мы положим в наш короб? (загадки)
Слайд №17: картинка короба с коми орнаментом (с анимацией слова).
- А нам пора дальше. Посмотрите на указатель.
Слайд №18: картинка указателя (с анимацией исчезновения указателя).
- Куда нам надо дальше двигаться? (направо).
Слайд №19: картинка болота (с анимацией появления птиц).
- Ой, ребята, впереди болото. Как зовут водяного из коми сказок? (Васа)
- Чтобы не попасть к Васэ в его царство, надо быть очень осторожными.
Слайд №20: картинка болота с птицами и фонограммой птиц:
«Не переживайте, ребята, мы вам поможет. Мы помним, как в зимние морозы вы кормили нас и не дали погибнуть с голода. Долг платежом красен. Чтобы не попасть к Васэ, наступайте только на те кочки-примеры, ответ которых 10. Через болото перейдёте и «народную мудрость» вы найдёте.»
- Спасибо снегири и синички!
Работа по командам (колонкам): решение примеров.
- Молодцы, все перебрались через болото.
Слайд №21: картинка лесной полянки.
- Ребята, посмотрите на обратную сторону выбранных примеров. Давайте сложим из букв слово (д/и «Сложи слово»).
- Какое слово получилось? (игры)
- Ваня знает одну шуточную коми народную игру, давайте в неё поиграем. А называется она «Семён дядь» («Дядя Семён»).
Игра – физминутка (проводит ребёнок):
Дети ходят по кругу и показывают то, о чём говорится в игре:
У дяди Семёна было,
Было семь детей.
Все семеро такие:
С такой головой,
С такой бородой,
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими ртами.
Они не работали, не работали,
Потом сделали вот так…
После этих слов, стоящий в кругу ребёнок показывает какую-то фигуру.
- Молодцы! Мы немного отдохнули и надо продолжать путь.
- Ребята, мы можем игру назвать «народной мудростью»?
- Давайте мы и её положим в наш чудо-короб.
Слайд №22: картинка короба с коми орнаментом.
Слайд №23: картинка лесной избушки и Беляночки.
- Посмотрите, вот на полянке избушка чёрного песца. Кто же нас встречает? (Беляночка).
- Как называется эта сказка? («Чёрный песец»)
- Здравствуй, Беляночка. О чём задумалась?
Слайд №24: картинка Беляночки с фонограммой:
«Видза оланныд, друзья! На праздник в деревню собираюсь, думаю, какой наряд выбрать»
- Ребята, давайте поможем Беляночке. Выберите из предложенных костюмов коми.
Слайд №25: картинка с изображением национальных женских костюмов (азербайджанский, коми, китайский, русский).
Фронтальная работа на экране: д/и «Найди коми костюм».
Слайд №26: картинка Беляночки с фонограммой:
«Аттьо, ребята! Я, обязательно, этот наряд одену. Знаю, что вы собираете чудо-короб «коми народной мудрости». Положите в него и мою мудрость. Бур туй!»
- Благодарим тебя, Беляночка. До свидания!
- Что же мы положим в наш короб? (коми национальный наряд)
Слайд №27: картинка короба с коми орнаментом.
- Отправляемся дальше.
Слайд №28: картинка дремучего леса с двумя тропинками .
- Ой, ребята, впереди глухой лес. По какой же тропинке нам пойти, чтобы не попасть в логово к Яг-морту?
Слайд №29: картинка Ёлочки с фонограммой:
«Не переживайте, ребята, мы вам поможем. Долг платежом красен. Благодаря вашим листовкам на Новый год мы с подружками-ёлочками остались в лесу и радуемся каждому новому дню.»
Слайд №30: фото листовок
Слайд №31: картинка дремучего леса с фонограммой Ёлочки (с анимацией появления слова «миф»).
«Чтобы путь вам отыскать,
Задачу надо вам решать,
Ответ задачи на этом пути
Поможет «народную мудрость» найти.»
Задачу читает ребёнок:
- Подарил сосновый бор
Восемь маслят и один мухомор.
Сколько всех в бору грибов,
Кто ответить мне готов?
- О чём говорится в задаче?
- Что о них говорится?
- Что надо узнать?
- Выложите решение и ответ задачи на столах с помощью цифр и знаков.
Индивидуальная работа: решение задачи.
- Сколько же грибов подарил нам сосновый бор? (9)
- Ребята, в какую сторону нам нужно идти?
- Прочитайте, что написано на нашей тропинке? (миф)
- Что такое «миф»?
- Слово «миф» обозначает древнее народное сказание о легендарных героях, богах и духах, о явлениях природы.
- В старину люди очень верили в силу духов и всё, что с ними происходило, связывали с их деяниями. Особой популярностью пользуются миф о «Шипице — неуязвимом колдуне».
Слайд №32: картинка колдуна Шипицы.
- Люди верили, что на берегу реки около современного Сыктывкара жил могущественный колдун Шипица, который умел повелевать стихиями. Он будто бы мог останавливать плывущие по реке суда, мог ходить под водой, становиться невидимым.
- Какую «народную мудрость» мы ещё положим в наш чудо-короб? (миф)
Слайд №33: картинка короба с коми орнаментом.
Слайд №34: картинка избушки и Йомы-бабы.
- Ой, ребята, посмотрите, это же избушка Йомы-бабы.
- Здравствуйте, Йома-баба.
Слайд №35: картинка избушки и Йомы-бабы с фонограммой:
- Видза оланныд. Ходят тут всякие, отдохнуть не дают. Зачем пожаловали?
- Ребята, для чего мы пришли в сказку? (собрать чудо-короб с «коми народными мудростями»).
Слайд №36: картинка избушки и Йомы-бабы с фонограммой:
«Ишь, чего захотели! Вижу, что любите вы свой край и многое уже о нём знаете.
Я – коренная коми жительница и очень дорожу традициями и обычаями, которых у нашего народа очень много. Расскажите мне об одном из обычаев, тогда и пополните свой чудо-короб моей «народной мудростью».
Рассказывает подготовленный ребёнок:
- У коми охотников был обычай: в лесу, в лесной избушке и, обязательно, вечером перед охотой рассказывать сказки, которые предназначались лесному духу. Люди верили, что лесной дух приходил слушать сказки охотников и оставлял на это время без присмотра лесных животных, которые и попадали в капканы и ловушки, поставленные охотниками.
Слайд №37: картинка избушки и Йомы-бабы с фонограммой:
«Молодцы, порадовали вы меня. Положите в чудо-короб и мою мудрость. Бур туй!»
- Спасибо, Йома-баба, до свидания!
- Ребята, что мы положим в наш короб? (обычаи)
Слайд №38: картинка короба с коми орнаментом.
- А вот и сказочные ворота.
- Сколько же времени на часах? (11 часов 30 минут)
Слайд №39: картинка сказочных часов.
Фронтальная работа на экране.
- Пора возвращаться в класс.
Глазки дружно закрывайте
И домой все возвращайтесь.
-Раз, два, три в классе мы опять, смотри!
Слайд №40: картинка с темой урока.
4. Итоговый этап. (3 мин.)
Цель: анализ и оценка успешности достижения цели.
- Ребята, вам понравилась наша прогулка?
- Кого мы встретили в сказочном лесу?
- Какие задания были для вас самыми интересными?
- Самыми трудным?
- Можно ли сказку назвать «народной мудростью»? (да)
- И эту «мудрость» мы положим в короб.
Слайд №41: картинка короба с коми орнаментом ( с анимацией исчезновения слова).
- Какой же «народной мудростью» богат коми народ? (сказками, песнями, пословицами, национальными блюдами, загадками, играми, национальным нарядом, мифами и обычаями).
- Коми фольклор – «коми народная мудрость» - это наследие наших предков. Это часть культуры нашей республики. Только бережное отношение к богатствам родного края может сохранить историческую память поколений, не потерять связи с корнями своего народа. Поэтому Глава Республики Коми, Сергей Анатольевич Гапликов, объявил этот год – годом Коми культуры.
Слайд №42: логотип Года культуры Коми.
- В Сыктывкаре есть национальный музей, где собрана вся история коми земли. Мы, к сожалению, не можем сейчас туда поехать. Зато мы можем побывать в нём виртуально (через видео).
Слайд №43: видео ролик о Коми национальном музее.
Слайд №44: картинка с темой урока.
- Я думаю, когда вы будете в Сыктывкаре, то обязательно посетите Коми национальный музей.
- Сегодня мы говорили лишь о некоторых видах коми фольклора. Ещё много интересного хранит в себе наша Республика, о котором мы узнаем на следующих уроках и пополним наш чудо-короб.
5. Рефлексивный этап. (2 мин.)
Цель: самооценка детьми своей работоспособности, результативности работы.
- Вот и кончился урок.
Он прошёл, надеюсь впрок.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в прогулке отличился?
- Оцените свою работу.
Дети оценивают свою работу с помощью «карточек – самооценок»
- А кому бы из ребят вам хотелось бы сказать спасибо за сотрудничество?
Рефлексия «Благодарю…».
- Какое настроение у вас осталось после прогулки? Почему?
- Молодцы ребята!
Вас, друзья, благодарю,
«Спасибо всем!», - я говорю.
И за помощь, за успех
Угостить хочу я всех вкусными шанежками.
Угощение детей поощрительными призами - шанежками.

III. Использованная литература:
Интернет – ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80 – Википедия. Фольклор.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84 – Википедия. Миф.
http://docplayer.ru/35466886-Komi-narodnye-igry-prilozhenie-1.html - Коми народные игры.
https://infourok.ru/prezentaciya__na_temu_komi_nacionalnaya_kuhnya-491020.htm - Кухня коми народа.
https://patefon.net/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8 – Коми народные песни.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/03/18/komi-poslovitsy-i-pogovorki - Коми пословицы и поговорки.
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2011/11/12/komi-narodnye-zagadki – Коми народные загадки.
https://infourok.ru/kukli-oberegi-v-russkoy-i-komi-kulture-916178.html - Куклы-обереги в русской и коми культуре.
http://lib7.com/cccp/612-folklor-komi.html - Фольклор и литература народа коми.
https://yandex.ru/images/search?text.... – картинки для презентации.
https://www.youtube.com/watch?v=mpMhI2AX_r8 - видеоролик «Национальный музей Республики Коми»
Категория: Номинация 1 | Добавил: milap72
Просмотров: 62 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 3.6/19
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]