Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 6

Репрессии в России и на территории коми села Керчомъя
[ Скачать с сервера (5.36 Mb) ] 24.11.2016, 19:19

Автор продукта Попова Любовь Васильевна, учитель истории и обществознания МОУ Керчомская СОШ
Конспект разработки по теме «Использование этнокультурного компонента коми села на уроке истории»
Вид продукта: конспект урока с презентацией
Дата 24 ноября № урока 21 Класс 9
Тема урока: Репрессии на территории коми села Керчомъя
Цель урока:
1. Проследить за ходом организации репрессий
2. Продолжать формировать самостоятельную учебную деятельность учащихся
3. Воспитывать у учащихся отношение к понятию «свобода», как высшему проявлению человеческого духа

Оборудование: учебник, дидактический материал, интерактивная доска, компьютер, слайды к уроку с текстами документов, мел
Тип урока: пресс – конференция
Планируемые общеобразовательные результаты:
1. Личностные. Становление самоопределения личности, развитие гражданской идентичности на основе формирования внутренней позиции учащегося; развитие мотивации учебной деятельности; развитие ценностной ориентации учащихся отраженной в морально-этической ориентации и личностной позиции, социальных чувств и социальных качеств.
2. Метапредметные результаты: универсальные – познавательные, коммуникативные, регулятивные (планирование, контроль, коррекция) способы деятельности осваиваются учащимися на базе двух учебных предметов (история, обществознание)и применяются в ходе образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
3. Предметные. Получение системной картины нового знания: репрессивной системы карательных органов ССССР и его преобразование в современную картину демократических перемен.
Ход урока.
1.Оргмомент. Приветствие.
2.Блицопрос по предварительному заданию:
1. Подготовить вопросы к корреспондентам газет
2. Повторить историю правления И.В. Сталина
План урока:
1. Понятие «репрессия», причины и начало процесса
2. Карательные органы в СССР
3. Работа пресс-конференции
Ход урока
1. Вступительное слово учителя объясняет понятие термина репрессия (слайд №2,3), о причинах политических репрессий, и их начале.

Проблемное задание: Репрессии - имели ли они влияние на смену политического режима в СССР? Каковы уроки из произошедшего для нашего современника?

2. После этого перед учащимися внезапно демонстрируется небольшая сценка подготовленная силами учащихся класса:

Стук в дверь и входит учащийся. Учитель подозрительно смотрит на него и спрашивает:
- Ну... И где ты был?
Кто-то в классе говорит:
- А у них вчера отца арестовали. Он теперь – сын врага народа!
Учитель говорит опоздавшему ученику:
- Садись!
Но никто из учащихся не дает ему места присесть рядом с собой.
Учитель спрашивает:
- А вы выполнили домашнее задание? Все закрасили в учебниках портреты врагов нашего народа?

Учитель спрашивает класс:
- Ребята! А что вы почувствовали, увидев подобную сценку, которая повторялась в школах той поры?
Учащиеся отвечают, учитель выделяет ключевое слово в ответах «страх».
- Знаете ли вы, что означает слово «страх» в переводе на латинский язык? Террор.
А, к примеру, политика репрессий 20-30-х гг. так и называлась « Большой террор».

(Просмотр слайдов № 4,5,6)
Учитель делит класс на группы для работы с историческими документами, предваряя их работу:
Тема политических репрессий не так и нова, как и территория Коми края в этой теме. Еще во времена русских императоров эта мера - ссылка политических оппонентов принималась как одна из самых действенных в борьбе с оппонентами царизма. Уже тогда в отдаленные районы Коми ссылались, к примеру, деятели партии РСДРП

В словаре С.И.Ожегова говорится, что "репрессия – это карательная мера, исходящая от государственных органов".
Период репрессий ярко выражает все нарушения прав человека, он является самым запоминающимся примером среди всех и если взять его основу и написать ей полную противоположность, то возможно написание более точных и распространенных законов и документов о свободе и правах человека.

Группа №1 демонстрирует процесс репрессий:
(Просмотр слайда № 7)
Приводится отрывок из воспоминаний:
«Отца арестовали не сразу. Но мы с сестрой уже все поняли заранее, потому что мама ночами плакала и говорила отцу:
- И зачем ты дом построил из толстых бревен? Скажут, кулак…Лошади у него хорошие!
Когда они пришли, была темная январская ночь. Отца арестовали, а нам сказали убираться из дома. Вещей взяли, сколько вмещалось в полушалок – связали в узелок. Ночью пошли и постучались в дом сестры матери и там переночевали. Стали бездомные и безлошадные.» (воспоминания Напалковой А.С.)
И сразу же информация из мартиролога «Покаяние» :
Лютоев Степан Алексеевич, 1873 г. р., коми, место рождения: с. Керчомья, Усть-Куломский район, Коми АССР; место проживания: с. Керчомья, Усть-Куломский район, Коми АССР, крестьянин. Арестован 18.12.1933 г. Осужден 08.03.1934 г. "тройкой" при ПП ОГПУ Северного края по ст. ст. 58-10 УК РСФСР, 58-11 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы.

3. Группа №2 на основе материалов Википедии и других систематизирует вопрос о карательных органах в СССР. Они демонстрирует полную схему их развития до времен распада СССР и сопоставляют результаты работы с материалам презентации (слайд № 8,9,10,11) и особенно обращает внимание на преемственность в развитии органов госбезопасности:
7 декабря 1917 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) для «борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. Её возглавил Ф. Э. Дзержинский.

1918 г. – расстреляно 3,5 тыс. чел.
1919 г. – расстреляно 4,5 тыс. чел.
1920 г. – расстреляно 5 тыс. чел.
1921 г. – расстреляно 8 тыс. чел.

(один из учащихся зачитывает текст презентации):
1. ВЧК при СНК РСФСР (декабрь 1917— февраль 1922)
Руководители:
А. Дзержинский, Феликс Эдмундович ( декабрь 1917 – июль 1918 )
Б. Петерс, Яков Христофорович (июль 1918 - август 1918 )
В. Дзержинский, Феликс Эдмундович (август 1918 – март 1922 )

2. ГПУ при НКВД РСФСР (март 1922— ноябрь 1923)
Руководитель:
Дзержинский, Феликс Эдмундович

3. ОГПУ при СНК CCCР (ноябрь 1923— июль 1934)
Руководители:
А. Дзержинский, Феликс Эдмундович ( ноябрь 1923 – июль 1926 )
Б. Менжинский, Вячеслав Рудольфович ( июль 1926 – май 1934 )
В. Ягода, Генрих Григорьевич (май 1934 – июль 1934 )

4. НКВД СССР (июль 1934— март 1946)
Руководители:
А. Ягода, Генрих Григорьевич (июль 1934 – сентябрь 1936 )
Б. Ежов, Николай Иванович (сентябрь 1936 – ноябрь 1938 )
В. Берия, Лаврентий Павлович (ноябрь 1938 – декабрь 1945 )
Г. Круглов, Сергей Никифорович (декабрь 1945 – март 1946 )

4.1 ГУГБ НКВД СССР (июль 1934- февраль 1941)
Руководители:
А. Ягода, Генрих Григорьевич (июль 1934— сентябрь 1936)
Б. Агранов, Яков Саулович (декабрь 1936 — апрель 1937)
В. Фриновский, Михаил Петрович (апрель 1937 — март 1938)
Г. Берия, Лаврентий Павлович (сентября 1938 — декабрь 1938)
Д. Меркулов, Всеволод Николаевич (декабрь 1938 — февраль 1941)

5. НКГБ СССР (февраль – июль 1941 и апрель 1943— март 1946)
Руководитель:
Меркулов, Всеволод Николаевич

6. МГБ СССР (март 1946— март 1953)
Руководители:
А. Меркулов, Всеволод Николаевич ( март 1946 – май 1946 )
Б. Абакумов, Виктор Семенович (май 1946 – июль 1951 )
В. Огольцов, Сергей Иванович (июль 1951 – август 1951 )
Г. Игнатьев, Семен Денисович (август 1951 – март 1953 )

7. МВД СССР (март 1946— март 1954)
Руководители:
А. Круглов, Сергей Никифорович (март 1946 – март 1953)
Б. Берия, Лаврентий Павлович (март 1953 – июнь 1953)
В. Круглов, Сергей Никифорович (июнь 1953 – январь 1956)
( После убийства Л.П. Берия и создания КГБ при СМ СССР в 1954 МВД СССР перестал заниматься вопросами государственной безопасности)

8. КГБ при СМ СССР (март 1954—1978), КГБ ССР (1978 – 1991)
Руководители:
А. Серов, Иван Александрович (1954—1958)
Б. Шелепин, Александр Николаевич (1958—1961)
В. Семичастный, Владимир Ефимович (1961—1967)
В. Андропов, Юрий Владимирович (1967—1982)
Г. Федорчук, Виталий Васильевич (1982)
Д. Чебриков, Виктор Михайлович (1982—1988)
Е. Крючков, Владимир Александрович (1988—1991)
Ж. Бакатин, Вадим Викторович (1991 - 1992)

Далее приводится периодизация репрессий:
Периоды репрессий в СССР(слайд №12)
1. 1918—1922 гг. – период «красного террора» : жертвами становились активные противники большевиков.
2. Репрессии 20-30 гг. - тн.«сталинские репрессии»
3. Репрессии накануне и после ВОВ – в отношении комсостава и предателей Родины.
4. Репрессии после 1953 гг.- до конца 80-хгг.: тн. диссиденты

Учащиеся находят документы, связанные с пиком репрессий ГУЛАГ (слайд№ 13,14)
«В секретном приказе наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов" от 30 июля 1937г. говорится следующее: "Перед органами государственной безопасности стоит задача - самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов… Контингенты, подлежащие репрессии:
1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность. 2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей и трудпосёлков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания. 3. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и проч., которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых посёлках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу. 4. Репрессиям подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне - в колхозах, совхозах, сельскохозяйственных предприятиях и в городе – на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.
О мерах наказания репрессируемых: 1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории: а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных элементов. Они подлежат немедленному аресту и при рассмотрении их дел на «тройках» – РАССТРЕЛУ; б) ко второй категории относятся все остальные, менее активные, но всё же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них - заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки. 2. Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категориям, взять на учёт и установить за ними систематическое наблюдение".
Учитель демонстрирует известных заключённых, пребывавших в Гулагах Коми
(слайды №15,16,17,18)

Учитель: С развитием СССР система госорганов была все совершеннее, а рядовой гражданин этой страны мог всегда находится под бдительным взглядом органов.

В завершение работы двух групп проводится пресс-конференция, посвященную организованным репрессиям. Учитель представляет ее участников: «Московский комсомолец», «КоммерсантЪ», «Аргументы и факты», «Молодежь Севера» и ветераны села. Проводятся блиц – опрос и ответы.

Представляется состав участников – СМИ, роли выполняются усилиями учащихся выпускных классов.

Вопрос к Ветерану: Почему, в результате становления советского государства стало возможным гигантское индустриальное развитие СССР и так называемый «сталинизм»?
Ответ: Эти два процесса взаимосвязаны. Ускоренная модернизация страны требовала гигантских усилий. Вольные или невольные протесты против этого подавлялись.

Вопросы к присутствующим в зале СМИ:
К изданию «Московский комсомолец»:

- Почему стали возможны открытые политические процессы над «врагами народа»?
Ответ:
Борьба с т.н. «врагами» была сопряжена с формированием в 30-егг тоталитарного государственного режима

Вопрос к изданию «КоммерсантЪ»:
- Скажите, а почему бывшие палачи часто превращались в жертвы?
Ответ:
Волна репрессий особенно усилилась после убийства С.М. Кирова в декабре 1934 года. Считается, что Сталин, таким образом, уничтожал «старых большевиков», у которых были несколько иные представления о «новом мире», где кто был никем, тот станет всем». Сталин стремился к командно-административной власти, где человек должен был стать «винтиком государственной машины».

Вопрос к изданию «Аргументы и факты»:
- Почему безмолвствовал народ?

Ответ: Народ верил в своих вождей. Отчасти это в нем сформировали с помощью СМИ и многочисленных организаций – распространяющих коммунистическую пропаганду. Велика у людей того поколения вера в победу Советской страны на ниве борьбы за коммунизм.

Вопрос к изданию «Молодежь Севера»:

- Если советские люди выступили в едином порыве – энтузиазме – борьбы за коммунизм, зачем был нужен ГУЛАГ?
Ответ:
- Труд заключенных был не чем иным, как внеэкономическим принуждением к труду и полностью вписывался в развивающуюся плановую экономику. Беломорканал, Воркутинский комбинат…Всего 18 миллионов человек. С 1930 года – до смерти Сталина было построено 53 лагеря, 425 ИТК м 50 колоний для несовершеннолетних

4. Просматривается завершающая часть презентации (слайды 18-40)по событиям в селе Керчомъя, которые повлияли на формирование традиций и менталитета местных жителей.

5. Подведение итогов урока. Выступление краеведа.

6.Рефлексия по этапам урока
Обращаясь к прошлому, кто из вас почтил бы репрессированных вставанием? (учащиеся встают в знак уважения к павшим и живым репрессированным и их потомкам)
Выяснение достигнутых целей:
- Итак, о чем вы узнали на этом уроке?
Учащиеся говорят о том, о чем узнали в процессе урока.
Фронтальная проверка изученного материала с помощью тестирования.
Само – взаимо – оценка

Оцените себя по 5-балльной шкале: Как я усвоил материал?
Получил прочные знания – 5
Частично усвоил новый материал – 4
Мало что понял, необходимо еще поработать - 3
Не справился - 2

Домашнее задание:

1. Выяснить у родственников, какие наиболее яркие воспоминания хранятся в семейных воспоминаниях о прошедшем периоде времени, когда имели место изученные события?
2. Прочитать параграф 22-23
3. Написать эссе «Как повлияли репрессии на наше село?»

Используемые источники:
1. Воспоминания ветеранов села
2.https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&q=+%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2+%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8
3.http://visz.nlr.ru/person/book/komi/0/17350
4.https://enep.ru/search/lists/komi12/235_8.html
5.http://www.microarticles.ru/article/stalinskie-repressii.html

Категория: Номинация 6 | Добавил: popova-lyubov2011
Просмотров: 402 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 4.1/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]