Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 5

Урок по химии в 9 классе "Оксиды углерода"
[ · Скачать удаленно (19,4 МБ) ] 21.11.2016, 13:00
КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР

1. Тема урока ОКСИДЫ УГЛЕРОДА
2. Предметная область ХИМИЯ
3. Участники учащиеся 9 класса общеобразовательного класса
4. Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и природу в целом.
Задачи:
- образовательная: усвоение учащимися строения, физических и химических свойств оксидов углерода, получение и применение угарного и углекислого газов, их физиологическое действие на организм человека, ознакомление с понятием «парниковый эффект»;
-развивающая: способствовать развитию логического мышления, умению обрабатывать различные виды информации, развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, используя данные о значении изучаемых веществ и явления в окружающей жизни;
- воспитательная: развивать умение работать в атмосфере поиска, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха, воспитать бережное отношение к своему здоровью, окружающей природе.
5. Аннотация: на данном уроке продолжается формирование понятий об основных соединениях углерода. Организуется деятельность учащихся по изучению строения веществ, способах получения, свойствах угарного и углекислого газа, их применению и особенностях влияния на живой организм с помощью оформления сравнительной таблицы при работе с ЭОР и текстом параграфа учебника. Использование коммуникативно-информационных технологий и ЭОР позволяет сделать урок более разнообразным, информационно-насыщенным и мобильным. Интересные развивающие задания позволяют учащимся более качественно освоить и запомнить материал, необходимый в их жизни.
6. Список используемого программного обеспечения и готовых ЭОР:
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Свойства углерода (II) Свойства и применение Информационный модуль Модуль OMS состоит из четырёх кадров, на которых представлены текст, фотографии, интерактивные схемы и модели http://fcior.edu.ru/card/641/oksid-ugleroda-ii-svoystva-primenenie.html

2 Свойства углерода (IV) Свойства и применение Информационный модуль Модуль OMS состоит из трех кадров, на которых представлены текст, фотографии, интерактивные схемы и модели http://fcior.edu.ru/card/9499/oksid-ugleroda-iv-svoystva-primenenie.html

3 Химические свойства углерода Модуль содержит интерактивную схему, видеофрагменты опытов гиперссылка, позволяющая рассмотреть окислительно- восстановительные реакции. http://fcior.edu.ru/card/3063/trenazher-uglerod-i-ego-soedineniya.html

4 Парниковый эффект (№ 124990) Анимация Анимация возникновение парникового эффекта и его последствия http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61ab260b-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/?interface=catalog

4 Кислородные соединения углерода (N 125313) Интеактивное задание Интерактив на проверку знаний строение и свойств оксидов углерода http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fba-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&

5 Презентация Проверка сравнительной таблицы по оксидов углерода
7. Ключевые слова: оксид углерода (II), угарный газ, оксид углерода (IV), углекислый газ, свойства оксидов углерода, их влияние на организм.
8. Автор: Борткевич Елена Григорьевна, учитель химии
9. Место работы: г. Инта, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, колонки (по возможности нетбуки с установленными ЭОР для каждой пары)
Структура урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время (до….мин)
Организационный момент. Приветствует учеников.
Выясняет, есть ли вопросы по домашнему заданию. 8
Актуализация опорных знаний Моделирует беседу с помощью развивающих заданий. Отвечают на вопросы
Постановка учебной задачи (мотивация) Учитель настраивает на новый материал, создает проблемную ситуацию Учащиеся выдвигают гипотезы.
записывают тему урока, (определяют задачи) 4
Изучение нового материала (работа в парах) Учитель предлагает каждой группе выполнить задание, используя учебник и ЭОР
Контролирует ход работы Ребята работают в паре, просматривают ЭОР, заполняют сравнительную таблицу, готовятся к обсуждению.
Учащиеся, быстро справившиеся с заполнением таблицы, выполняют часть 2 задания. 15
Первичная проверка Организует проверку сравнительной таблицы.
Уточняет некоторые сведения.

Организует первичное закрепление по развивающим заданиям. Пара учащихся предлагает свой ответ на задание сравнительной таблицы. Обсуждение ответов.
Отвечают на предложенные развивающие задания 10
Рефлексия деятельности Организует обсуждение: решены ли поставленные задачи? Участвуют в рефлексии. 6
Домашнее задание Учитель дает краткое пояснение к выполнению домашнего задания Записывают задание 2


Ход урока
Актуализация опорных знаний
Учитель: На прошлом уроке мы с вами начали изучать очень интересный химический элемент – углерод. Он образует несколько простых веществ и входит в состав множества очень важных сложных веществ как неорганической, так и органической химии.
Кратко вспомним основные понятия прошлого урока через задания:
1. Выберите одно лишнее из списка, объясните свой выбор:
алмаз, графит, карбид, карбин, фуллерен
(ответ - карбид, это бинарные соединения углерода, все остальные – аллотропные модификации углерода) Вспоминаем понятие аллотропии.
2. О чем идет речь в описании?
Из угля были получены отравляющие газы, унесшие тысячи жизней на полях сражений первой мировой войны, но на основе угля же (сначала древесного) было изготовлено средство защиты от них. Лечебные качества угля были описаны еще Гиппократом за 400 лет до н.э.
Ответ – явление адсорбции (противогаз). Вспоминаем понятие адсорбции.
Приступаем к изучению соединений углерода, начинаем как обычно с оксидов, и так традиционно «отделяем знаемое от незнаемого»:
1. Какие степени окисления может проявлять углерод в соединениях с кислородом? (ответ:+2,+4 – это учащиеся знают с прошлого урока, выяснено при разборе строения атома и определения валентности и возможных степеней окисления)
2. Назовите химические формулы оксидов? (СО, СО2)
3. Каков характер оксидов? (СО – несолеобразующий оксид, СО2 – кислотный оксид)
Постановка учебной задачи (мотивация)
Может быть, я зря так определила тему урока? Мы уже так много знаем, можем предположить химические свойства оксидов. Возможно, нужно идти дальше и не задерживаться на этом?
Вместе с ребятами уточняем, что нам необходимо определить:
- строение молекул данных веществ;
- имеются ли специфические свойства у данных оксидов;
- их способы получения;
- применение;
- (а самое главное?), где и когда человек встречается с данными веществами, их влияние на организм (т.к. хорошо знаем то, что нам интересно, с чем мы встречаемся в повседневной жизни).
Мы с вами знаем, что нас постоянно окружают различные виды информации, для нас главное – научиться выделять главное, эффективно перерабатывать и усваивать необходимые для нас знания.
Изучение нового материала
Сегодня Вам предстоит обработать источники:
ЭОР (OMS «Свойства углерода (II) Свойства и применение» и «Свойства углерода (IV) Свойства и применение») по оксидам углерода и параграфы учебника по данной же тем.
Для освоения материала после просмотра, обсуждения в парах, в своих рабочих тетрадях заполнить сравнительную таблицу оксидов углерода (приложение 1). Сделать вывод по таблице и для подтверждения усвоения химических свойств оксидов выполнить задание «закончите возможные реакции» на отдельных листах. Для заполнения таблицы по ЭОР и при необходимости уточнения материала по параграфам учебника отводится время – 15 минут.
Приступаем к работе.
Учащиеся работают в парах с источниками информации и заполняют в тетрадях сравнительную таблицу.
По окончании оговоренного времени приступаем к проверке.
Проверяем заполненные вами таблицы /при постепенном просмотре кадров слайдов презентации после ответа пары/ (каждый параметр таблицы отвечает одна из пар, если остальные согласны и все верно – переходим к следующему параметру, если есть недочеты или ошибки – уточняем, исправляем).
В презентации представлены основные сведения, которые должны быть зафиксированы в тетрадях учащихся.
При проверке таблицы обращаемся к OMS «Химические свойства углерода» (уже знакомой учащимся по прошлому уроку), где показываем ролики горения угля в избытке кислорода и при недостатке кислорода (можно без звука). Обращаем внимание на голубые язычки пламени при образовании угарного газа (на прошлом уроке на этом внимание не концентрировалось).
При проверке параметра «получения углекислого газа», говорим, что мы его будем получать и определять его наличие на практической работе через урок (по возможности подготовиться дома, используя видео «получение углекислого газа в лаборатории» на диске – электронное приложение к учебнику).
По окончанию проверки говорим с ребятами о «парниковом эффекте», просмотрев ролик «парниковый эффект» предлагаем учащимся подготовить к следующему уроку краткое сообщение «Что может сделать каждый, чтобы избежать усиления «парникового эффекта» на Земле?
Вывод по итогам заполнения сравнительной таблицы (если кто-то из высокомотивированных учащихся его уже сделал – выслушиваем, в классе с низкой учебной мотивацией – формулируем вместе с учащимися):
Различия в физических и химических свойствах у оксидов объясняется разной степенью окисления углерода, разным количественным составом.
Некоторое сходство физических свойств можно объяснить сходством качественного состава.
Первичная проверка.
Используя полученные сегодня знания, попробуем ответить на вопросы.
1. В произведении В. Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота коля Стаха» есть диалог двух героев:
- Вы слышали об эффекте «собачей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака и кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
(помогите ответить герою)
2. В произведении Одоевского В.Д. «Мороз Иванович» есть следующий отрывок:
«- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила рукодельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?
- А затем в окошки стучусь, - отвечает Мороз Иванович, - чтоб не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют, или закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже совсем умереть от угара можно».
(о чем говорил Мороз Иванович?)
Рефлексия деятельности
Давайте определим, все ли поставленные проблемы на сегодняшнем уроке мы выяснили (далее говорим с ребятами, что строение оксидов нами изучено, общие и специфические свойства уточнены, действие на организм человека и окружающую среду рассмотрено).
Оцените свою работу по предлагаемым критериям. Кто успел сделать 2 часть (закончить возможные реакции), сдайте листочки, кто не успел – закончите дома.
Домашнее задание
1. (по учебнику Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 9, М. «Просвещение», 2012)
§ 26,27 стр 90-91 упр 15,16 з. 1
2. На портале «Единая коллекция ЦОР» – выполнить тест задания «Кислородные соединения углерода (N 125313)»
Результативность данного урока с использованием ЭОР
Использование на данном уроке ЭОР представленных на порталах «Федеральный центр информационных образовательных технологий» и «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» эффективно, с помощью них решается задача полноты смыслового содержания данной темы (т.к. в учебнике очень краткие параграфы, а тема очень важна для жизнедеятельности), при этом данные ресурсы экономичны по времени и не перегружены информативно. Очень эффективны для данного возраста учащихся (нет «смешных» рисуночков для «маленьких», вся информация подана доступно, лаконично, при этом очень интересно). Вся работа с электронными ресурсами не превышает 20 мин (согласно СанПиНу), при этом у ребят развиваются коммуникативные умения (слышать и принимать мнение напарника, отстаивать свое мнение, представлять результат работы на общем обсуждении). В школе имеется 13 нетбуков, используемых на уроках естественного цикла, что способствует эффективной работе каждой пары (т.к. скорость восприятия у ребят различна), но можно и показывать ролики ОМS и через проектор на весь класс, чтоб ребята их обсуждали по парам. Развивается умение работать с информацией, представленной как в текстовом варианте (учебник), так и в цифровом (OMS, ролики).
В ЭОР и в развивающих заданиях на уроке используются межпредметные связи с предметами естественного и гуманитарного цикла, так что учащиеся с различной предметной направленностью имеют возможность себя проявить.
Достаточно частое обращение к ресурсам этих двух порталов приучает учащихся и их родителей с 8 класса к эффективности данных образовательных ресурсов, поэтому работа с ними на уроках химии и домашнее задание по ним не вызывает никаких проблем у учащихся и чувства «отторжения» у родителей. Эффективно проходит и самоконтроль, и при необходимости повторения у учащихся всегда есть список используемых ресурсов по каждой теме из этих двух порталов.
Данный урок был проведен 23 декабря 2015 в 9А классе и 24 декабря в 9Б классе. Урок успешно прошел в обоих классах, хотя классы различаются по учебной мотивации (уроки проводились в рамках школьного семинара, поэтому на видео не снимались).



ПРИЛОЖЕНИЕ
Часть 1. По итогам работы с ОМS «Свойства углерода (II) Свойства и применение» и «Свойства углерода (IV) Свойства и применение», используя текс § 26,27 учебника заполните
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОКСИДОВ УГЛЕРОДА
параметры Оксиды углерода Колич. баллов
СО СО2 СО СО2
Названия
2 2
Физические свойства (внешние критерии, по воздуху, по растворимости в воде, токсичность и т.д.) 2 2
Окислительно-восстановительная способность 1 1
Характеристика (какой оксид, какие общие свойства) 1 1
Специфические свойства 2 2
Способы получения
2 2
Применение
2 2

Часть 2. ЗАКОНЧИТЕ УРАВНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ РЕАКЦИЙ.
№ Реагенты веществ Колич. баллов
1 СО + О2 → 1
2 СО2 + О2 → 1
3 СО + FeО → 1
4 СО2 + FeО → 1
5 СО2 + Mg → 1
6 СО2 + Zn → 1
7 СО + H2O → 1
8 СО2 + H2O → 1
9 СО + NaОH → 1
10 СО2 + NaОH → 1
11 СО + SО2 → 1
12 СО2 + BaО → 1
13 СО + СО2 → 1

Оцените свою работу:
Максимальное количество баллов – 25 баллов.
Отлично («5») – от 25 до 21 баллов
хорошо («4») – от 21 до 15 баллов
удовлетворительно («3») – от 14 до 10 баллов
Категория: Номинация 5 | Добавил: elenabort
Просмотров: 1273 | Загрузок: 256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]