Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 5

Разработка урока по географии в 5 классе на тему "Ориентирование на местности".
[ · Скачать удаленно () ] 23.11.2016, 20:49

Разработка урока
по географии в 5 классе
на тему «Ориентирование на местности».
Цель урока: сформировать представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся со способами ориентирования в пространстве; показать значимость умений ориентироваться в пространстве; раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества;
Развивающие: сформировать умения работать с компасом, определять азимут; развивать мышление, воображение, способности к самостоятельному решению задач;
Воспитательные: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать самостоятельно, применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта и азимут;
Предметные: знать понятия ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, уметь применять полученные знания для определения своего положения в пространстве.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: умение извлекать информацию из разных источников, понимать значение географических знаний; работать с компасом.
коммуникативные УУД: формировать умение работать самостоятельно, находить решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать учителя.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами практической работы.
Оборудование: презентация «Ориентирование на местности. Азимут», программа LearningApps с различными мультимедийными интерактивными упражнениями, учебник «География. Начальный курс 5 класс» И.И. Баринова, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.
Формы работы: индивидуальная.
Место проведения: Государственное образовательное учреждение «Республиканский центр образования», структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми».
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия: Компьютер с операционной системой Mac OS, PC и набором совместимого индивидуального специального оборудования и предустановленных программ и приложений.
Структура урока.
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Учитель: Здравствуй! Как твое настроение? Предлагаю тебе настроиться на хорошую, плодотворную работу на уроке. Сегодня мы с тобой отправляемся за багажом новых знаний! Желаю удачи!
Вспомни о чем мы с тобой говорили на прошлом уроке, для этого отгадай загадки.
1) Бежать, бежать —
Не добежать,
Лететь, лететь —
Не долететь (горизонт)
2) Туда дойти мы не смогли,
Где неба край и край земли (линия горизонт)
3) Ветер с горки прилетел,
Прогуляться захотел.
Облетел наш ветерок
Север, запад, юг, восток! (стороны горизонта)
Итак, на прошлом уроке мы изучали тему «Стороны горизонта». Что ты знаешь о них?
Ученик: Есть 4 основные стороны горизонта С Ю З В и есть промежуточные стороны СВ ЮВ ЮЗ СЗ.
Учитель: Молодец! Чтобы вспомнить как эти стороны горизонта располагаются выполни задание http://learningapps.org/272295
2. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня у нас непростая, но очень интересная и важная тема. Перед тобой картина Васнецова В.М. «Витязь на распутье». К этой картине я зачитаю небольшой отрывок, послушай его и попробуй догадаться о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Учитель: "На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь» .
С какой проблемой столкнулся герой картины?
Ученик: Куда идти, в каком направлении.
Учитель: Верно! Попробуй сформулировать тему нашего урока.
Ученик: Ориентирование на местности.
Слайд 1.
Учитель: Верно! Тема нашего урока «Ориентирование на местности».
Как ты думаешь, что ты узнаешь на уроке и чему должен будешь научиться? (перечисляет...). Попробуй сформулировать цель урока?
Ученик: (предполагает, называет...)
Слайд 2.
Учитель: Верно! Цель нашего урока выяснить что такое ориентирование и познакомиться со способами ориентирования на местности.
Слайд 3. Для человека, оказавшегося в незнакомой местности, ориентирование – одно из важнейших условий обеспечения жизнедеятельности. Oriens –от лат. обозначает восток. Ориентироваться на местности – значит уметь найти точку своего положения (местонахождения) и направление движения относительно сторон горизонта. Уметь ориентироваться должен каждый и взрослый и ребенок. Ведь это жизненно необходимый навык. Какие ты знаешь способы ориентирования на местности?
Ученик: Ориентироваться можно по компасу, звездам, тени от солнца и мн. др.
Слайд 4.
Учитель: Правильно! Ориентироваться можно по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным признакам и объектам местности. Предлагаю тебе познакомиться с ними более подробно.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Самый распространенный способ ориентирования — это ориентирование по магнитному компасу. Компас считается древним прибором навигации. История его возникновения уходит глубоко в древность. Предположительно, первый прототип современного компаса появился в древнем Китае во время правления династии Сун. Но эти сведения не точны. Конечно, древний прибор был далек от современных устройств. Но свои функции он исполнял исправно. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Сегодня компас это высокоточное навигационное устройство всевозможных форматов.
Учитель: Как ты думаешь, чтобы научиться пользоваться компасом, что необходимо знать?
Ученик: Нужно знать его строение, из каких частей он состоит.
Слайд 5 Учитель: Да! Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта. Компас имеет несложное строение. В коробочке на острие иглы закреплена свободно вращающаяся магнитная стрелка- самая важная часть прибора. Синий ее конец показывает на север, а красный на юг. Направление стрелок очень легко запомнить, так как синий цвет означает- холод, это Север, красный цвет- тепло, это Юг. Специальный рычажок, который обычно расположен сбоку коробочки, может фиксировать стрелку в нужном положении.
А как ты думаешь, почему стрелка компаса должна быть строго сориентирована в направлении север-юг?
Ученик: (предполагает...)
Учитель: Расположение магнитной стрелки связанно с магнитными свойствами нашей планеты. Посмотрим короткое видео.
(смотрим видео о магнитном свойстве Земи)
Учитель: Ты уже знаешь, что стороны горизонта имеют свое название С Ю З В, но помимо названия стороны горизонта имеют еще и цифровое значение , его называют- Азимут.
Слайд 6. Что же такое азимут? Азимут- это угол между направлением на север и направлением на объект, по часовой стрелке, выраженный в градусах. Если ты заметил на компасе расположена цифровая окружность, напротив каждой стороны горизонта отмечены цифры , это и есть значения азимута в градусах.
4.Закрепление первичных знаний.
Слайд 7. Посмотри на рисунок с компасом, назови градусы соответствующие сторонам горизонта.
Ученик: На Севере 0 и 360, на Востоке 90, на Юге 180о, на Западе 270о.
Слайд 8.
Учитель: Правильно! Молодец! При работе с компасом необходимо придерживаться некоторых правил, попробуй их запомнить (вместе разбираем...)
Учитель: Чтобы закрепить свои знания и научиться определять азимут выполни задание. http://learningapps.org/98905
Учитель: А не пора ли нам отдохнуть? Проведем физкультминутку.
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево,вправо наклоняйтесь. Север, запад, восток, юг
Выпрямляйся, милый друг.
А теперь рывки руками: Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.
Повороты начинайте
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!
Учитель: Безусловно, ориентироваться по компасу и азимуту удобно и легко. Но вот что делать, если компаса под рукой нет?
Ученик: Можно ориентироваться по другим признакам. (называет некоторые из способов)
Слайд 9.
Учитель: Верно! В летний солнечный день ориентироваться можно по солнцу. Если в полдень встать спиной к солнцу и развести руки в стороны, то падающая тень будет указывать на север; позади будет юг, справа- восток, слева- запад.
А вот что делать, если на улице ночь? Тогда есть возможность ориентироваться по звездам.
Слайд 10.
Этот способ ориентирования самый древний, не раз выручавший мореплавателей и путешественников. Самое сложное в этом способе, найти на небе созвездие Большая медведица. Самая яркая звезда этого созвездия- Полярная. Если встать лицом к ней, она укажет направление на север, сзади от будет юг, слева запад справа восток.
Слайд 11. Еще один способ ориентирования — это ориентирование по местным признакам и объектам. Знаешь ли ты такие способы ориентирования?
Ученик: (рассказывает).
Учитель: Все верно! От себя немного добавлю.
Кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне, тоньше и эластичнее (у березы светлее) - на южной;
На деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
Годовые кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны;
С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный - крутой;
Ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны;
Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
У отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;
Снег быстрее подтаивает на южных склонах, в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины (шипы), направленные на юг.
И это лишь малая часть способов ориентирования на местности, их очень много.
А где нам с тобой понадобятся знания по ориентированию?
Ученик: Ориентирование нам необходимо при отправлении в поход, в лес, в туристическое путешествие и мн.др.
Учитель: Верно! С таким багажем знаний и навыков нам с тобой уже ничего не страшно!
Как ты считаешь мы достигли поставленные в начале урока цели и задачи?
Ученик: Я считаю, что да!
Учитель: Хорошо! Чтобы в этом убедиться, выполни пожалуйста тест. Заодно и проверим насколько ты уверен в своих знаниях и навыках. Желаю удачи!
5. Закрепление полученных знаний на уроке.
http://learningapps.org/display?v=p2drg61b2
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, пора подводить итоги. Постарайся ответить на несколько несложных вопросов.
Слайд 12.
1.Что ты узнал нового на уроке?
2.Что ты не знал до сегодняшнего урока?
3. Чему ты научился?
4. Столкнулся ли ты со сложностями на уроке?
5. Будешь ли ты пользоваться полученными знаниями и навыками в своей повседневной жизни? (отвечает...)
Слайд 13.
Учитель: Предлагаю оценить свою работу на уроке по предложенным критериям. (Ученик оценивает свою работу на уроке).
7. Выставление оценки. Организация домашнего задания. Организованный конец урока.
Слайд 14.
Учитель: Дома необходимо прочитать параграф17, ответить устно на вопросы 1,3. Поспрашивать у своих родственников о способах ориентирования на местности и поделиться своими.
Слайд 15. На этом наш урок окончен, всего доброго и до свидания!

Категория: Номинация 5 | Добавил: janna-russkih
Просмотров: 1647 | Загрузок: 362 | Рейтинг: 4.2/19
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]