Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 4

Внеклассное мероприятие "Математика без границ" (математическая игра)
[ · Скачать удаленно (6 MB) ] 23.11.2016, 21:15
Игра «Математика без границ»
Автор: Петухова Тамара Георгиевна, учитель математики УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми.
Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.

Задачи:
• развитие интереса к изучению математики;
• пополнение запаса математических знаний и умения применять их в нестандартной ситуации;
• формирование творческих математических способностей, математической смекалки;
• воспитание коммуникативных навыков, чувства ответственности и культуры общения;
• снятие нервно-психического напряжения учащихся, находящихся на длительном лечении в условиях стационара;
Оборудование: компьютерная презентация в Power Point, компьютер, высказывания о математике, портреты ученых-математиков, ребусы и т.д.
Ход игры:
1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Уважаемые зрители, «болельщики», учителя, участники встречи! Мы рады приветствовать Вас на большой математической игре. Девиз нашей встречи: «Математика без границ».
Сегодня с нами все те, кто хочет учиться с увлечением, кто любит тайны, загадки, приключения, кто любознателен, трудолюбив и настойчив.
2. Представление команд.
Разрешите представить Вам участников игры. Представление команд.
Дорогие участники игры! Захватите с собой смекалку, находчивость и смелость. А смелость, говорят, города берет, и тогда победа всегда будет за Вами. Успехов Вам! Начинаем игру.
3. Знакомство с правилами игры.
Основные правила: каждый вопрос задается обеим командам, отвечает первой та, которая первой поднимет флажок. За правильный ответ – жетон. Побеждает та команда, которая получит большее количество жетонов.
Начинаем игру!
4. Основная часть игры.
I тур «Великие ученые - математики».
Задание 1. Многие знаменитые математики мира на протяжении 20 века старались решить величайшую проблему: «Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через заданную точку?» Кто разрешил эту проблему? Слайд 2.
Слайд 3. Лобачевский Н.И. – русский математик, ректор Казанского университета, создатель неевклидовой геометрии, в 1825 г.
Задание 2.
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён,
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
***************************
Прошли столетий вереницы,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Не знают все, кто был убит.
Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей?» Слайд 4.
Слайд 5. Архимед – основатель гидростатики, создатель летающих катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны спираль Архимеда, закон Архимеда. Это он определил ~ значение числа пи. А кто не помнит его знаменитое: «Эврика»?!
Задание 3. У этого крупнейшего математика XIX века рано проявилось математическое дарование. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. В 7 лет пошел в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель предложил им сложить все числа от 1 до 100 (1+2+3+….+98+99+100) включительно. Не успев отойти от них, он увидел, как маленький мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5050 и никаких вычислений. С сожалением учитель посмотрел на ученика: было ясно, что за такой срок он не смог бы сделать 99 сложений. Остальные ученики терпеливо складывали числа, сбиваясь, стирали написанное и снова складывали. Назовите имя будущего великого математика. Слайд 6.
Слайд 7. Это немецкий математик XIX века Карл Гаусс – «король математики».
Задание 4. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанных очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он, прибегнув к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. А в своем городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Он мог несколько ночей не спать, решая очередную математическую задачу. Кто из математиков был на волоске от пламени на костре? Слайд 8.
Слайд 9. Французский математик XVI века Франсуа Виет – основоположник буквенной символики. Его называли «отцом буквенной современной алгебры».
Задание 5. Кто впервые систематизировал геометрические сведения? Слайд 10.
Слайд 11. III век до н.э. Эвклид – древнегреческий ученый. Он в своих 13 книгах под названием «Начала» собрал основные в то время геометрические знания. Некоторые из них используются и сейчас.
Задание 6. Кому принадлежат слова: «Математика – царица наук, Арифметика - царица математики»? Слайд 12.
Слайд 13. Карл Гаусс.
Задание 7. Кто открыл формулу Герона для вычисления площади треугольника? Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю»? Слайд 14.
Слайд 15. Архимед.
II тур «Математический ералаш». Слайды 16-18.
Я называю вопросы, а вы должны назвать 8 математических терминов на букву «П».
1) Как называется сотая часть числа? (Процент)
2) Как называется взаимное расположение двух прямых на плоскости? (Пересечение, параллельность, перпендикулярность)
3) Как называется график квадратичной функции? (Парабола)
4) Как называется сумма длин всех сторон прямоугольника? (Периметр)
5) Как называется отрезок, образующий прямой угол с данной прямой? (Перпендикуляр)
6) Как называется знак для обозначения действия сложения? (Плюс)
7) Геометрическое преобразование? (Поворот, параллельный перенос)
8) Плоский четырехугольник? (Прямоугольник)
III тур «Логика в математике».
Тропинка к истине сложна,
И потому в мышленье чистом,
Отвага дерзкая нужна
Не менее, чем альпинистам.
Задание 1. С помощью четырех троек, употребляя знаки арифметических действий, выразите каждое из чисел от 1 до 5. Слайд 19.
1 = 33:33
2 = 3:3+3:3
3 = (3+3+3):3
4 = (3*3+3):3
5 = (3+3):3+3
Задание 2. Отгадайте кроссворд, в результате в выделенной части кроссворда получается «ключевое слово». Слайды 20-21.



=======================================================================================================
1. Число.
2. То, что надо знать наизусть.
3. Геометрическая фигура.
4. Арифметическое действие.
5. Единица измерения длины.
6. Равенство, содержащее неизвестное.
7. Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
8. Математический инструмент.
9. Геометрическая фигура.
10. Деление на измерительных приборах.

Ответы:

Задание 3. Игра «Ай да я!» Слайд 22.
Все участники по очереди называют по порядку числа от 1 до 30. Участник, на которого выпадает число, кратное 3, говорит вместо числа «Ай да я». Если участник ошибается, то он выбывает из игры. Игра продолжается до того момента, когда в команде останется 1 участник. Выигрывает команда, досчитавшая до 30.
Немного отдохнем! Но сначала послушаем одну притчу.
Однажды Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по городской стене с кувшином, доверху наполненным молоком, и ни капли не прольет.
Многие желающие пытались пройти по стене – по пути их отвлекали, всячески пугали, вокруг них кричали, стреляли, и они проливали молоко.
Но только одному удалось пройти, и не пролить молоко.
- Ты слышал крики, выстрелы? – спросил его Магараджа. Ты видел, как тебя пугали?
- Нет, повелитель, я смотрел на молоко.
Теперь мы проверим внимание членов команд.
Задание 4. «Конкурс художников, или Каждой руке свое дело». Слайд 23.
Одновременно правой рукой рисуем окружность, а левой – треугольник. У кого получится лучше?
Задание 5. Слайд 24.
1) Назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются цифры и числа.
2) Назовите имена:
- трех поросят в сказке «3 поросенка», (Ниф-Ниф, Нуф–Нуф, Наф-Наф)
- трех мушкетеров из романа А. Дюма, (Атос. Портос, Арамис)
- трех былинных героев на картине «3 богатыря» (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец),
- трех медведей в сказке Л. Толстого «Три медведя» (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).
IV тур «Разгадайте ребусы». Слайды 25-32.
Ребус 1.

Аксиома. В слове «такси» исключим первую букву. Во втором слове «дома» удалим первую букву. Получим слово «аксиома».
Ребус 2.

Конус. В слове «конь» исключим последнюю букву, а в слове «бусы» исключим первую и последнюю буквы. Получим «конус».

Ребус 3.

Точка. Первая буква в слове «т». В слове «очки» четвертую букву заменим на «а». Получим «точка».

Ребус 4.

Задача. В этом ребусе «за» буквой «Д» стоит «А». Получилось «зада». А от слова «чайник» возьмем только две первые буквы «ча». Получим ответ «задача».
Ребус 5.

Транспортир. В левой части рисунка несколько машин, все это вместе «транспорт». Добавив «ир», получим известный инструмент - «транспортир».
Ребус 6.

Равенство. Можно сказать, что две буквы «ра» «в» «е», а можно сказать, что «в» «е» «ра». Что выбрать, надо посмотреть на следующие картинки. «Н» и «ствол» без последней буквы. Поэтому, выберу самый первый вариант: «ра» «в» «е» «н» «ство». Получилось «равенство».
Ребус 7.

Высота. Опять эти буквы! Можно сказать, что буквы-друзья «со» «в» «ы», можно сказать «в» «ы» «со». Посмотрим на вторую картинку. Здесь «та», так как последние две буквы «нк» удалили. Прикинем, если возьмем «со-в-ы-та», получится очень смешное слово. Нет такого слова! Значит, берем «в-ы-со-та».
Ребус 8.

Квадрат. Трудный ребус. Первое слово «рукав». Исключим две первые буквы, получим «кав». Но буквы эти надо переставить: первая будет «к», второй будет третья «в», и последней будет вторая буковка «а». Получим «ква». Добавим «д». От слова «тарелка» отбросим четыре последние буквы, а оставшиеся перестроим в обратном порядке: «р», «а», «т». Получим «квадрат».
V тур. Финал «Математические обгонялки». Слайд 33.
Задание: перед Вами слово «ТЕОРЕМА». Составьте из него как можно больше слов (имена существительные) за 2 минуты. Время пошло!

5. Подведение итогов игры. Награждение команды-победительницы. Слайд 34.
Дорогие ребята! Я хочу поблагодарить вас за активное участие в игре и пожелать дальнейших успехов в изучении этой замечательной науки - математики.
Ссылки на использованные изображения. Слайды 35 – 36.
Использованные источники:
http://mihailovoschool.ucoz.ru/index/matematicheskie_terminy_v_rebusakh_1/0-90 - математические ребусы.
Категория: Номинация 4 | Добавил: TamaraPetuhowa
Просмотров: 613 | Загрузок: 197 | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]