Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2016 » Номинация 10

Использование опорных конспектов с применением ИКТ и ЭОР на уроках английского языка в основной школе как средство повышения уровня знаний
[ Скачать с сервера (844.9 Kb) ] 21.11.2016, 13:04

I. Введение. Проблема повышения уровня знаний учащихся в условиях развития современной школы в настоящее время приобретает доминирующее значение.
Современный преподаватель нередко сталкивается с такой проблемой, как раздробленность материала и событий. Очень часто ученики забывают изученное на уроке еще до того, как узнают, к каким результатам приведет причинно-следственная связь. С этой целью необходимо изучать материал блоками, которые включали бы учебный материал по темам, разделам. Если материал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает ученика, в его голове образуется множество из мелких подтем. События и факты целесообразно выстраивать в единую зрительную цепочку, которую ученик легко поймет, выделять узловые подвопросы и подтемы, что приведет к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на ту или иную тему, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий – всего этого помогают достичь опорные листы или опорные конспекты. Применение опорных конспектов предполагает решение еще одной немаловажной задачи – существенного сокращения учебного материала. У учителя и учащихся появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения творческие задания. Кроме того, выполнение конспектов может стать интересной, познавательной частью урока, если учащиеся выполняют их на современном компьютерном оборудовании, к которому смело можно отнести Ray book. Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Применение опорных конспектов на уроках английского языка на Ray book приводит изменение системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания лексического и грамматического материала по теме, а контроль за знанием целых тем, событий, их причинно-следственных связей.
Особое значение использования опорных конспектов имеет для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе, в итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорные конспекты в таком случае, действительно, становятся опорой для изучения учебного материала, наглядно-образного восприятия текста, быстрого запоминания и т. п. Они позволяют без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы, раздела в целом. У детей постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. Опорные конспекты позволяют значительно сэкономить время на изучение теоретического материала и отвести больше часов на отработку практических умений и навыков. Они помогают учащимся самостоятельно разобраться в изучаемом материале, углубить и расширить знания, а главное быстро усвоить учебный материал.
Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая значимость в свете новых требований ФГОС обусловили выбор темы работы «Использование опорных конспектов с применением ИКТ на уроках иностранного языка в основной школе как средство повышения уровня знаний учащихся».
II. Постановка задачи. С целью определения влияния использования опорных конспектов по английскому языку на быстрое и прочное усвоение учебного материала в основной школе, был проведен цикл уроков на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 14» г.Воркуты.
На уроках репродуктивного характера учитель предлагал учащимся готовый опорный конспект.
На уроках репродуктивно-продуктивного характера между учителем и учащимися формировались отношения сотрудничества. На данных уроках учитель совместно с учащимися создавал опорный конспект. Ученик был на таком уроке субъектом деятельности.
На уроках продуктивного характера учащиеся уже самостоятельно создавали опорные конспекты, учитель только контролировал правильность их оформления.
Все уроки проводились по методике использования опорных конспектов. В конце каждого урока учащимся выдавался получившийся опорный конспект, который он вкладывал в папку.

III. Результаты. Для итогового урока была разработана контрольная работа, которая определяла уровень остаточных знаний учащихся. Задания данной работы в полной мере отражали цели и задачи изучения данной темы, предусмотренные примерной программой основного общего образования по английскому языку.
Изучив результаты контрольной работы по данной теме и определив средний балл учащихся, был выявлен тот факт, что высокий уровень знаний учащихся по теме имеют 62 % учащихся, средний уровень – 38 % и низкий уровень – 0 % учащихся.
IV. Выводы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что цель исследовательской работы достигнута. Можно утверждать, что, если на уроках английского языка использовать опорные конспекты, внедряя новые ИКТ и при этом учитывать условия организации работы и возрастные особенности детей, то это позволит у учащихся среднего школьного возраста повысить уровень знаний по предмету.
Таким образом, хорошие результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности использования опорных конспектов при помощи Ray book на уроках английского языка в средней школе и о необходимости обучения учащихся школ и студентов педагогических колледжей данной методикой.

Список используемых источников
Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках иностранного языка // Преподавание английского языка в школе. 1999. № 8.
Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1295
https://infourok.ru/ispolzovanie_ikt_na_urokah_angliyskogo_yazyka-107257.htm
http://www.metod-kopilka.ru/ispolzovanie_ikt_na_urokah_angliyskogo_yazyka-18796.htm

 

 

Категория: Номинация 10 | Добавил: root
Просмотров: 766 | Загрузок: 29 | Рейтинг: 3.9/25
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]