Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 9

методическая разработка по обучению педагогов работе с ЭОР "Конспект урока с применением ЭОР"
[ Скачать с сервера (1001.3 Kb) ] 01.12.2013, 17:30
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ПГТ. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК



Номинация «Методическая разработка по обучению педагогов работе с ЭОР»
Категория учащихся: 8 класс
Предмет: русский язык
Форма представления: методическая разработка
Автор
Валентина Игоревна Сабутина, учитель
русского языка и литературы

пгт. Троицко-Печорск
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ (ЭОР). 4
II. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭОР. 7
1. Требования к содержанию конспекта 7
2. Требования к оформлению плана-конспекта 7
2.1. Форматирование 7
2.2. Грамотность и стилистика языка 8
III. ПРИМЕНЕНИЕ КОНСПЕКТА УРОКА НА ПРАКТИКЕ. 10
IV. КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭОР. 11
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

ВВЕДЕНИЕ
В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Эти слова можно сказать об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Но вместе с тем, возникают определенные сложности в классах, где предельно низкая мотивационная среда. Как повысить мотивацию школьников, как лучше организовать учебную деятельность обучающихся, какие технологии будут наиболее эффективными и современными?
В современных условиях перехода на новый ФГОС и реализации основных направлений инициативы «Наша новая школа» огромную роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения играет кадровый потенциал педагогов. Современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы информационно-образовательной среды школы, которая предназначена для встраивания новых образовательных технологий в работу учителя и должна помочь ученикам успешно справиться с обучением.
Значит, эффективное использование информационно-образовательной среды обеспечивает условия реализации требований ФГОС ООО, направленных на решение коммуникативных и познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, способами изучения природы и общества, формирование общеучебных компетенций, особенно в классах с низкой мотивацией к обучению.
Одной из форм такого полезного использования информационно-образовательной среды является планирование уроков с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Согласно ФГОС, образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Цель данной работы: разработать методические рекомендации по использованию конспекта урока с применением ЭОР.
Задачи:
• Проанализировать возможности ЭОР;
• Рассмотреть возможность использования современных педагогических технологий (ЭОР) на уроке;
• Представить опыт работы в форме конспекта урока с применением ЭОР.
Новизна методической разработки
Практическая значимость разработки состоит в том, что прилагаемый материал может использоваться при составлении конспектов урока с применением ЭОР, особенно в классах с низкой мотивацией. Урок с применением ЭОР повышает качество усвоения учебного материала. Кроме того, данный конспект урока может быть использован при организации дистанционного обучения.
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ (ЭОР).
ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:
1. Единая коллекция ЦОР
2. ФЦИОР
Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.
Уроки русского языка и литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения можно предложить кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. На уроках русского языка использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.
Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо. Так как ИОС позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть ИОС.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.
В своей работе я применяю технологию проблемного обучения и могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. В идеале лучше всего использовать интерактивные ЭОРы. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным. Богатую коллекцию к урокам проблемного обучения можно найти на сайтах www.school-collection.edu.ru, www.fcior.edu.ru.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭОР.
1. Требования к содержанию конспекта
Конспект урока должен включать в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, при этом, их использование должно быть обосновано.
В конспекте урока должны быть указаны: ФИО автора, место работы, должность, предмет, класс, тема урока, базовый учебник.
Конспект должен включать в себя следующие разделы:
• Цель и задачи урока
• Тип урока
• Формы работы учащихся
• Необходимое техническое оборудование
• Структуру и ход урока
Структура урока может быть представлена в табличной форме (Таблица 1). Перечень используемых на данном уроке ЭОР необходимо указать в приложении к Плану-конспекту урока (Таблица 2).
2. Требования к оформлению плана-конспекта
2.1. Форматирование
Для плана-конспекта урока следует использовать формат страницы А4, книжную ориентацию.
Значения полей:
• левое – 3 см,
• правое 1,5 см,
• верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.
В случае использования альбомной (горизонтальной) ориентации листа размеры полей должны быть следующими:
• левое – 2 см,
• правое – 2 см,
• верхнее – 3 см,
• нижнее – 1,5 см.
Для основного текста рекомендуется использовать:
• шрифт Times New Roman, 12 пунктов;
• полуторный межстрочный интервал;
• выравнивание по ширине;
• абзацный отступ 1,27 см.
В тексте допускаются выделения полужирным или курсивным шрифтом, если это необходимо.
2.2. Грамотность и стилистика языка
Конспект урока должен быть написан с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.
Приложение 1
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
______________________________________
(Тема урока)
1. ФИО (полностью)
2. Место работы
3. Должность
4. Предмет
5. Класс
6. Тема и номер урока в теме
7. Базовый учебник

8. Цель и задачи урока
Цель:
Задачи:
- обучающие
-развивающие
-воспитательные
9. Тип урока
10. Формы работы учащихся
11. Необходимое техническое оборудование
12. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)

1 2 3 5 6 7


Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока)

Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР


___________________________КОНЕЦ ФОРМЫ__________________________
III. ПРИМЕНЕНИЕ КОНСПЕКТА УРОКА НА ПРАКТИКЕ.
Для того чтобы использовать в своей работе данный вид урока необходимо иметь следующие технические средства:
• компьютерный класс;
• мультимедиа оборудование;
• интернет;
• наличие локальной сети.
Таблица № 2 должна находиться на рабочем столе компьютера учителя. До урока на компьютерах учащихся должны быть созданы папки (например, «Обращения и знаки препинания при нем») с указанием заданий к каждому этапу урока. К каждому заданию прикреплена гиперссылка на определенный электронный образовательный ресурс из таблицы № 2. Нажимая на гиперссылку, обучающийся переходит на страницу для выполнения задания.
При ведении урока учитель предлагает выполнить задания из данной папки. Выполнив задания, учащиеся сразу могут проверить правильность их выполнения, что экономит время и позволяет видеть результат своей работы.
IV. КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭОР.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Обращение и знаки препинания при нём».

ФИО
Сабутина Валентина Игоревна
Место работы
МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск
Должность
Учитель русского языка и литературы
Предмет
Русский язык
Класс
8
Тема и номер урока в теме
«Обращение и знаки препинания при нём» (1)
Базовый учебник
Русский язык. 8 класс. Учебник. Бархударов С.Г. , Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.

13. Цель и задачи урока
Цель: создавать условия для формирования представления об обращении и знаках препинания при нем.
Задачи:
1) Обучающие
• Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
• Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
• Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
2) Развивающие
• Развивать навыки работы с интернет-ресурсами
• Развивать устную речь учащихся.
• Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
3) Воспитательные
• Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
• Воспитывать любовь к родному языку, культуре.
14. Тип урока – открытие новых знаний
15. Формы работы учащихся - индивидуальная работа, в парах, частично-поисковая
16. Необходимое техническое оборудование - мультимедиа оборудование, интернет, наличие локальной сети
17. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)

1 2 3 5 6 7
1 Организационный этап 1
2 Мотивационный этап Интерактивный текст 1 - Какой фрагмент в тексте следует выделить знаками препинания? Какими и почему? Для подтверждения своих выводов активизируйте предложение.
-Можем ли мы с вами сформулировать цель сегодняшнего урока?
-Тогда назовем тему нашего урока?
- Верно, а для чего нам нужно работать с обращениями?
- Итак, тема урока-Обращение и знаки препинания при нем. Ученики определяют, что в предложениях пропущены знаки препинания и связано это с обращениями, используемыми в них.

-Да, мы сегодня будем работать с обращениями

- Обращения.
-Чтобы научиться правильно выделять знаками препинания обращения в предложениях 3
3 Работа над темой урока
Актуализация опорных знаний Работа с информационным кластером 2
- Мы будем составлять кластер к определению обращения. Вы знаете, что это такое? А что же значит это слово «кластер»?

Наблюдая за предложениями учащиеся делают выводы, которые оформляют в виде кластера 7
4 Выявление места и причины затруднения Электронный тест 3 -Давайте проверим, сможем ли мы найти и правильно выделить обращение на письме Учащиеся предложения, в которых есть обращения, объясняют знаки препинания. При затруднениях выявляют причины. 5
5 Построение проекта выхода из затруднения Составляем алгоритм
При затруднении учащиеся могут воспользоваться материалом учебника Алгоритм нахождения обращения в тексте
1. Находим слова, называющие того, к кому обращаются с речью
2. Место обращения в предложении
3. Расстановка знаков препинания 5
6 Первичное закрепление Текст 4
Организация работы в парах
Учащиеся заполняют таблицу примерами, отрабатывая навык прочтения, при этом объясняют знаки препинания. 5
7 Самостоятельная работа с самопроверкой Модуль 5

Для проверки обращаемся к данному ресурсу Используя ресурс, учащиеся проверяют свои знания 6
8 Рефлексия Музыкальный файл 6 Включаем музыку – песню «Антошка»
- Ребята, как в этой знакомой детской песне, отражается тема нашего урока?
- Давайте подведем итоги урока.
Продолжите фразы, которые нужно закончить. Например:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ... Да, в этой песне часто звучит обращение, это связано с темой нашего урока
Обращение -… 6
9 Домашнее задание Письменная работа «Зачем нужны обращения?» с приведение 2-3 аргументов 2
Приложение к плану-конспекту урока
«Обращение и знаки препинания при нём»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Интерактивный текст с заданием "Найдите обращения" (N 110176) Информация
Практика Текст http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ae3a4fd-a208-45d6-a2cf-f9674d4012cd/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&interface=teacher&class=50&subject=8

2 Сервис Практика Модель https://bubbl.us/

3 Электронное задание "Предложения с обращениями" (N 110299) Практика
Тест http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ced09d8-4a28-4931-aac8-d25d382fb8d9/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&interface=teacher&class=50&subject=8

4 Словарь примеров "Обращение" (N 110189)

Практика

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
Текст http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ee29912-b546-4ef5-9687-bd098da28ce5/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&sort=order&interface=teacher&class=50&subject=8

5 Электронный учебный модуль контрольного типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме "Знаки препинания при обращении".
Контроль Проверочная работа http://fcior.edu.ru/card/28821/znaki-prepinaniya-pri-obrashenii.html

6 Музыкальный файл Информация Песня http://zvukoff.ru/song/18930/

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема и направление методической разработки была выбрана в соответствии с требованием времени. Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
• соответствуют содержанию действующего ФГОС
• обеспечивают высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
• организовывают виды учебной деятельности;
• обеспечивают использование самостоятельной - индивидуальной и групповой работы.
При работе над выдвинутой темой были проанализированы возможности использования ЭОР.
В результате следует сделать следующие выводы, что использование данного опыта может привести к следующим положительным результатам:
Для учащихся:
 Организация и проведение индивидуальной, исследовательской, творческой работы учащихся на уроке;
 Помощь при подготовке домашних заданий;
 Повышение учебных интересов;
 Автоматизированный самоконтроль;
 Помощь в организации обучения в удобном темпе и на выбранном учеником уровне усвоения материала;
 Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций.
Для педагогов:
 демонстрация цифровых объектов;
 использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей учебного комплекта в режиме фронтальных лабораторных работ;
 компьютерное тестирование;
 возможность оперативного получения дополнительной информации;
 развитие творческого потенциала учащихся.
Таким образом, поставленная цель по разработке методических рекомендаций к конспекту урока с применением ЭОР достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. www.school-collection.edu.ru,
2. www.fcior.edu.ru
3. http://zvukoff.ru/song/18930/
Категория: Номинация 9 | Добавил: Валентина | Теги: требования к оформлению, конспект урока с применением ЭОР, Ресурс, обращение, методическая разработка
Просмотров: 2097 | Загрузок: 134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]