Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 9

Методическая разработка Использование технологии Web Quests (Веб-квест)
[ Скачать с сервера (570.6 Kb) ] 28.11.2013, 17:12
Номинация № 9: Методическая разработка
Использование технологии Web Quests (Веб-квест) для организации образовательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Автор: Хлановская М.В., заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 3» г.Инты.

Актуальность:
По запросам правительства Российской Федерации «Новая школа» должна не только сформировать у учащихся определенный набор компетентностей, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетентностей является технология образовательных Web Quests (веб-квестов).
Образовательный Web Quests (quest – от англ. – поиск, искать) – это самостоятельная поисковая деятельность на просторах Internet по одной или нескольким ветвям заранее заготовленного маршрута к определенной цели, поставленной в начале маршрута, в ходе которой приходится получать и анализировать встречающуюся информацию для того, чтобы перейти к следующему этапу на пути к цели.
Web Quests в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Web Quests является наиболее сложным как для учащихся, так и для учителя. Web Quests направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; учитель, создающий Web Quests, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Особенностью Web Quests является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Обучающемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении Web Quests ученики представляют собственные заполненные веб-страницы по данной теме либо выполненные работы в электронной форме, и учитель сам выкладывает их на страницах Web Quests.
Web Quests очень своевременный и полезный инструмент для внедрения элементов игры в обучение школьников. Обучение становится более интересным, кроме того повышается мотивация учащихся. Учителя, применяющие Web Quests, меняют традиционные методы обучения на более перспективные. Способы подачи информации активируют восприятие, способствуют повышению внимания и росту активности обучающегося на уроке, создают ситуацию успеха, снижают утомляемость. Это актуально для нашего учреждения; основной контингент учащихся, по данным диагностики, имеют средний уровень умственной мыслительной деятельности.
Цели:
 Внедрение методики подготовки и проведения уроков с использованием технологии Web Quests.
Задачи:
 Инициировать использование технологии Web Quests в проектной деятельности учащихся среднего звена.
 Разработать цикл учебных Web Quests по курсу истории и обществознания.
 Создать предпосылки для формирования навыков коллективной творческой деятельности учащихся в ходе проектной деятельности.
 Формировать у учащихся предметную и межпредметную компетентности.

Новизна:
 неограниченный доступ к информации при подготовке к уроку;
 предоставление учащимся возможности практического участия в работе над материалом;
 применение деятельностного подхода в обучении.
 организации исследовательской работы, которая позволяет использовать сильные стороны каждого учащегося.

Основные приемы работы с Web Quests.
В основе Web Quests лежит индивидуальная или групповая работа учащихся (часто с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием интернет-ресурсов, подготовленных автором – учителем. Web Quests – это не простой поиск информации в сети. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.
Web Quests, идеален для учащихся любого уровня, прекрасно подходит для обучения в команде, повышает уверенность в своих силах и самооценку учащегося, пробуждает интерес к процессу деятельности.
Представленный Web Quests «Можно ли защитить права потребителя?» рассчитан на учащихся 9 классов. При изучении темы «Потребитель и его права» в курсе «Обществознание», 9 кл.,// авторы Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 9 класса. Ч.II, М.: ООО «Торгово-издательский дом» «Русское слово - РС».

Срок выполнения Web Quests – 2 недели.
Прежде чем разделить учащихся на группы, весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, погружается в проблему предстоящего проекта. Учитель четко описывает главные роли участников или сценарий Web Quests, предварительный план работы, обзор всего Web Quests. В Web Quests «Можно ли защитить права потребителя?» вся предварительная работа описана на странице «Визитная карточка» и «Центральное задание».
Учащимся представляется список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописывается план работы и задания. Учащиеся распределяют роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами: Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel, Windows Movie Maker. Затем, наступает индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно в соответствии с выбранными ролями выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над Web Quests происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели – создания сайта. В Web Quests «Можно ли защитить права потребителя?» предлагаются следующие роли, с четким пошаговым планом работы:
1. «Аналитики»
2. «Законоведы»
3. «Кинематографисты»
4. «Криминалисты»
5. «Пресс-центр»
Команда работает совместно под руководством учителя, ощущая свою ответственность за опубликованные в Интернете результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится отбор выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Ключевым разделом Web Quests является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Критерии оценивания качества проделанной работы представлены в материалах Web Quests «Можно ли защитить права потребителя?» предъявляются обучающимся на начальном этапе.
Выполнив задания Web Quests «Можно ли защитить права потребителя?», учащиеся:
 Изучают Закон РФ «О защите прав потребителей».
 Рассматривают, как в повседневной жизни можно защитить права и законные интересы потребителей и продавцов.
 Анализируют реализацию Закона РФ «О защите прав потребителей» в сетях магазинов города Инты.
 Осваивают умения и (или) получают навыки:
 самообучения и самоорганизации;
 работы в группе (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
 поиск способов решения проблемной ситуации, определение наиболее рационального варианта, обоснование своего выбора;
 использования информационных технологий для поиска информации;
 выполнения презентаций своей работы в открытом доступе Internet.

Заключение.
 Предварительное анкетирование по применению Web Quests среди учащихся 9 класса (11 учащихся) показало следующие результаты:
1. Интересна ли вам технология Web Quests?


2. С какими трудностями Вы столкнулись?


3. Нравится Вам работать в группе?


4. Отношение Ваших родителей к данной форме работы.

 100% учащихся 9-го кл. приняли участие в работе над Web Quests «Можно ли защитить права потребителя?»

Список использованной литературы:
1. Материалы дистанционных курсов повышения квалификации «Интернет-технологии в образовании. Создание web-портфолио учителя», автор: Лизунова Ю.В., учитель русского языка и литературы Гв (с)ОУ "Республиканского центра образования" и старший преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) г.Сыктывкара Республики Коми, декабрь, 2012 г.
2. «Обществознание», 9 кл.,// авторы Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 9 класса. Ч.II, М.: ООО «Торгово-издательский дом» «Русское слово - РС».
Категория: Номинация 9 | Добавил: defaultNick
Просмотров: 1804 | Загрузок: 103 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.4/8
Всего комментариев: 3
3 Ирина Геннадьевна Мамыкина  
Спасибо большое, материал пригодится.

2 Пискунова Л.П.  
Большое спасибо Маргарите Валдимаровне за данную работу. Давно хотела посмотреть вебквест по обществознанию. С Вашего позволения использую данную работу для работы на уроке и отправлю Вам по ссылке работы своих детей.
С уважением Пискунова Л.П., г.Псков

1 Русакова Л.Д.  
Очень интересная разработка, а главная полезная. Такой материал вполне может заинтересовать учащихся в изучении "сухого" материала.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]