Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 9

«Информационно-коммуникативная технология как инструмент познания основ журналистики в начальной школе»
[ · Скачать удаленно (459.0 МБ) ] 04.12.2013, 19:14
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме

«Информационно-коммуникативная технология
как инструмент познания
основ журналистики в начальной школе»

автор: Терентьева Нелли Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№5» г.Усинска

Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Дополнительная образовательная программа «Юный журналист»..4-6
3. Создание пресс-центра и выпуск классной газеты………………….7-12
4. Заключение…………………………………………………………….…13
5. Использованная литература…………………………………………….14

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Грамоты и дипломы за участие в конкурсах компьютерных рисунков и презентаций, научно-практической конференции……………………………………………………………15-17.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Выпуски газеты «Доброград» за 2010-11 учебный год в программе Publischer
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Презентация для защиты проекта «Газета «Доброград» в 2011г в программе Power Point
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Выпуски газеты «Гаврик» за 2013г в программе Publischer

Введение

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в дополнительной образовательной программе «Юный журналист». А создание пресс- центра и выпуск классной газеты поможет раскрыть их творческие способности, потенциал.

1. Дополнительная образовательная программа «Юный журналист»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование информационно-коммуникативных технологий, как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Цель моей педагогической работы – организация преподавания и воспитания обучающихся, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей через информационно-коммуникативные технологии.
Перед собой ставлю следующие задачи:
используя информационно-коммуникативные технологии,
• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Информационно-коммуникативные технологии, применяемые мною, разнообразны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения.
Одним из примеров использования информационно-коммуникативных технологий в моей педагогической деятельности является создание пресс-центра в классе и выпуск классной газеты.
Под моим руководством учащиеся занимаются по программе дополнительного образования «Юный журналист», составленного на основе образовательной программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером»(авторы Т.В.Горчакова, Л.П.Бударина).
Целью программы «Юный журналист» является «формирование нрав¬ственной системы ценностей у детей младшего школь¬ного возраста через знакомство и изучение основ жур¬налистики и создание условий для развития интереса к самосовершенствованию и самовыражению через собственное литературное творчество» .
Программа имеет тесную связь с базовыми предметами: литературным чтением, русским языком, риторикой, технологией.
Программа даёт большие возможности для пробужде¬ния и развития нравственных качеств у детей. Это рабо¬та с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте. Это постоянный синтез всех творческих способ¬ностей ребёнка.
Данная программа построена так, чтобы обучающиеся, даже имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения включались в журналист¬ское творчество. Учащиеся знакомятся с профессией журналиста, приобретая журналистские навыки сбора информации, использования различных газетных жанров, расширяя кругозор, развивая письменную и устную речь, воспитывая активную жизненную позицию.
« Учитывая возрастные, психологические, физиологи¬ческие особенности детей, одним из основополагающих принципов программы является «игра в журналистов» . Она полезна тем, что даёт возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность.
Содержание учебного материала имеет также предпрофильную направленность, что очень важно для обу¬чающихся.
У детей закладываются основы знаний, уме¬ний, навыков информатизации учащихся, социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Навыки информатизации обучающиеся получают, изучая и осваивая следующие компьютерные программы:
• графический редактор Paint;
• текстовый редактор Microsoft Word;
• Power Point; Publischer.
В графическом редакторе Paint дети научились рисовать мышкой на экране монитора. Неоднократно рисунки созданные детьми моего класса принимали участие в муниципальных конкурсах компьютерных рисунков «Манипулятор «Мышь», «Гости из будущего», « Моя первая учительница» и др., где занимали призовые места (Приложение 1).
Текстовый редактор Word научил детей работать с клавиатурой , текстами (оформлять, набирать, обрабатывать), строить и заполнять таблицы, что несомненно помогает им при подготовке к урокам и внеклассной работе.
В программе Power Point дети научились создавать презентации. Презентации ребят использовались на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения, в внеклассных мероприятиях. Также учащиеся моего класса с удовольствием участвовали в муниципальных конкурсах презентаций и занимали призовые места (Приложение 1).
2. Создание пресс-центра и выпуск классной газеты.
Практическим выходом реализации дополнительной образовательной программы является создание классного пресс-центра и выпуск классной газеты («Доброград» и «Гаврик»).
Именно здесь смогли найти сферу успешного достижения, максимального самораскрытия поэты, прозаики и журналисты, художники-оформители, начинающие дизайнеры нашего класса.
Пресс-центр стал также эффективным средством самоуправления. Кроме того, на страницах газеты отражалась многоликая жизнь, как класса, так и всей школы, ее проблемы, успехи и результаты.
Духовный мир учащихся младшего школьного возраста необыкновенно сложен, им все в диковинку, все приносит массу впечатлений и пробуждает новые эмоции. Отсюда и потребность их выплеснуть. А где же еще это можно сделать, как не в творчестве? У каждого, абсолютно каждого ребенка, огромная потребность творить. Наша газета дала им эту возможность, именно здесь они получали импульс к «сочинительству», именно здесь происходил удивительный процесс взаимообогащения.
Задачи пресс-центра:
• обучить использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных системах;
• дать навыки работы с различными видами информации;
• развить собственное мнение и убеждения, способность утверждать и отстаивать их;
• обучить детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений;
• развить и стимулировать активность учащихся, их творческих способностей;
• организовать выпуск классной газеты и ее распространение.
Обучающиеся, входящие в состав пресс-центра, через газету информировали всех своих читателей о деятельности класса и школы, а также готовили материалы для освещения в школьной газете «Алфавит».
Газета включает в себя следующие рубрики:
• «Мы пишем»- статьи, анкеты, интервью, стихотворения на актуальные темы.
• «Школьные и классные новости» - новости класса и школы.
• «Внимание конкурсы» - авторские кроссворды, конкурсы, шарады
• «Поздравляем» - призеры олимпиад, именинники
Газета выходит 1 раз в месяц, тиражом 30 экземпляров, объемом не менее 4 полос формата А-4.
В октябре 2010 года был выпуск первого номера газеты «Доброград». Каждый номер имел какую-то тематику :«Осенние каникулы», «Праздник мам - тепло души», «Скоро Новый год», «Книга – мой лучший друг», «Защитники Отечества», «Милашки-очаровашки», «Юбилей школы», «До свидания, начальная школа».
На первый взгляд кажется, что в журналистике все предельно просто: пришел, увидел, написал, прочитал и все. Так выглядит работа со стороны. Но те, кто попробовал написать хотя бы раз, знают, что все не так просто. Надо многому научиться, знать законы газетных жанров, владеть даром слова и журналисткой этикой. Всему этому обучались мои ученики, выпуская свою газету.
Благодаря работе в выпуске газеты дети приобрели навыки работы в коллективе, научились решать вопросы с учетом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, стали более эрудированными и коммуникабельными людьми.
Мои учащиеся учились брать интервью, проводить опросы и обрабатывать данные опросов, собирать информацию, описывать и анализировать происходящие события в классе, школе, городе. Юные журналисты класса изучали теорию журналистики, учились оформлять газету, работать на компьютере, фотографировать, подбирать материал и верстать газету.
В пресс-центре газеты дети научились работать с диктофоном и цифровым фотоаппаратом.
Дизайн и верстка газеты производилась в компьютерной программе Publischer, которую редакция газеты успешно освоила.
Учащиеся 4б класса, работающие в выпуске газеты «Доброград», защищали свой проект на VII научно-практической конференции учебно-исследовательских, проектных, творческих работ обучающихся ЦДОД в номинации «Социально-значимый проект в младшей возрастной группе» и заняли 1 место. (Приложение №3)
Также ребята приняли участие в открытом городской фестивале экспресс-газет и были отмечены благодарственным письмом (Приложение №1) .
А на празднике школы, когда подводится итог работы учащихся и классных руководителей за весь учебный год, учащиеся 4б класса были отмечены грамотами как победители в номинации «Класс 2011 года» и «Журналисты 2011 года» (Приложение 1).
Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Где газету выпускают,
«Доброградом» называют»?
Папа лоб свой почесал
И поморщил носик.
Как ребеночку ответить
На довольно сложный столь вопросик?
В школу пятую пойдем,
Класс четвертый там найдем,
Нам ребята объяснят
Как идут у них дела.
Про газету всё расскажут
И пресс-центр нам свой покажут.
Юля, Лиза, Тоня, Паша,
Женя, Вика и Олег.
Впрочем, много нас, ребята.
Очень дружный мы народ
В 4 б мы учимся,
И он, и ты, и я!
А ещё мы интересную
Газету выпускаем
И «Доброградом» её мы называем!
Работу журналистов
В газете мы ведем
Для рубрик очень разных
Мы материал всегда найдем.
Школьные вы новости
Узнать друзья хотите?
На рубрику на нашу
Вниманье обратите.
Веселые истории,
загадки, анекдоты
На полосе последней
Всегда друзья найдете.
Чтоб ребята не скучали
Интеллект свой развивали
Я кроссворды составляю
Всех их думать заставляю.
Чтоб газету все читали
Чтобы сразу узнавали
Я ей яркость придаю
Имидж стильный создаю.
Корреспондентом может стать
Любой из вас, кто фантазер,
Рассказчик и поэт,
И с компьютером знаком ,
Стихи, заметки, фельетон
Редактору сдадим.
Отредактируем мы всё,
В газету поместим.
Выслушав рассказ ребят
Посмотрев газету
Кроха папе говорит:
«Все вопросов нету»!
Сейчас ребята учатся в 7 классе и продолжают работать над выпуском газеты «Доброград», а также принимают активное участие в создании школьной газеты «Алфавит».
С обучающими нового выпуска начальной школы (с 2011 года) я также работаю по дополнительной образовательной программе «Юный журналист». По решению ребят 3б класса (2013г) газета получила название «ГАВРИК» (Приложение 4).


Заключение
Считается, что дорога во «взрослую» журналистскую профессию обычно начинается в подростковом возрасте с развития творческих способностей в кружке журналистики, с «пробы пера» в школьной газете.
Но опыт показывает, что уже в начальной школе можно начинать осваивать профессию журналиста.
К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и отклики, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера и т.д.
Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

Использованная литература:
1. Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелева Т.В. «Служу Отечеству пером». Образовательная программа по основам детской журналистики. -Томск, Издательство «Твердыня», 2008г.
Категория: Номинация 9 | Добавил: nelli | Теги: газета Доброград, газета Гаврик, ИКТ как инструмент
Просмотров: 1028 | Загрузок: 280 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]