Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 10

Оптимизация учебного процесса путем использования интернет-сайтов
[ · Скачать удаленно (28.1 КБ) ] 08.12.2013, 18:43
Концепция образовательных сайтов
учителя французского языка и классного руководителя 7 «а» класса
МОУ "Усогорская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов"
п.Усогорск, Удорского района
Ершовой Маргариты Васильевны

1. Использование возможностей электронных образовательных ресурсов является не только требованием государственных стандартов, но и необходимостью для каждого учителя. Обусловлено это в первую очередь тем, что дети большую часть времени проводят в виртуальном пространстве, которое, в свою очередь, может стать широким полем деятельности для педагога. Использование электронных ресурсов, особенно сети Интернет, действительно оптимизирует учебный процесс.
Необходимо придерживаться экстенсивного курса развития методики применения ЭОР. Под этим подразумевается использование максимально широкого круга возможностей: как медиасредств, используемых непосредственно на уроках, так и сети Интернет, в частности, социальных сетей, (для обмена данными с учениками), программы Skype (для дистанционных консультаций), персонального сайта и сайта класса. Кроме того, ЭОР служат опорой не только для работы с преподаваемой дисциплиной (французский язык), но и для воспитательной работы с руководимым классом, налаживания межпредметных связей, для индивидуальной работы с учениками и для выполнения совместных проектов, для обеспечения обратной связи с родителями.
2. Актуальность такой работы заключается, прежде всего, в том, что в этом случае медиаинструменты используются активно обеими сторонами образовательного процесса – и учителем, и учеником. Это связано с важной проблемой в области ЭОР: учителя осваивают компьютер, мультимедиа проектор, создают презентации, но часто эти ресурсы отвечают формальным требованиям, не оптимизируя учебный процесс и более того, ставят барьер между учителем и детьми, мешая живому общению, развитию личностных качеств. Они не служат настоящей коммуникации с учащимися.
Поставленная цель: создать сайт или несколько сайтов и организовать их деятельность так, чтобы они отвечали бы следующим требованиям:
 Оптимизировать учебный процесс;
 Быть интересным ученикам, в виртуальном пространстве привлекать их внимание;
 Содержать все необходимые для учебного процесса материалы, а также дополнительные материалы;
 Служить базой для творческих проектов.
Для достижения этой цели составлен план выполнения следующих задач:
1. Создать сайт и заполнить их необходимым контентом;
2. Заинтересовать учащихся и родителей в работе с ЭОР, научить их пользоваться ими;
3. Найти способы совместной реализации различных творческих проектов, представленных в форме веб-квестов.

3. Для начала был создан персональный сайт – “Ça va?” (http://francais.ucoz.com/). Его контент предоставлен в следующих разделах:
1. Ссылки для учащихся, в основном на интернет ресурсы Франции, страны, язык которой изучают учащиеся (раздел «Проверь себя», который позволяет контролировать уровень знаний на конкретный момент; раздел «виртуальные экскурсии» позволяет побывать в известных во всём мире музеях, прогуляться по улицам Парижа);
2. Flach – приложения позволяют вовлечь учащихся в ненавязчивое изучение лексики, грамматики и не только, но ещё и политической и физической карты мира.
3. Раздел «Самоподготовка» позволяет поработать над произношением, повторить в игровой форме лексику по различным темам и проконсультироваться по материалам, соответствующим конкретным блокам и занятиям;
4. Официальный сайт Франции позволяет познакомиться с жизнью Франции как государства во всех его аспектах;
5. Раздел «Тесты» напрямую связывает меня с учащимися и позволяет проверять выполнение заданий дистанционно;
6. Раздел «Видео» определён по классам и темам.
7. Раздел «Телевидение/Радио» позволяет в онлайн режиме посмотреть информационный канал France 24 и послушать радиовещание каналов различных направлений: музыка, культура, спорт, новости и т. д.;
8. Раздел «блог» имеет целью научить учащихся высказывать своё мнение по обсуждаемой теме в открытом доступе (к сожалению, на данный момент это пока не получается). Дети с удовольствием продолжают обсуждение проблемных вопросов со мной в сети «в контакте», но выйти на открытое обсуждение в блоге не решаются.
4. Однако в процессе работы оказалось, что персонального сайта недостаточно для активной деятельности учащихся, так как дети не должны иметь доступа к редактированию контента, а это подразумевает невозможность работы над творческими проектами.
Новая задача – найти возможность реализовать их, предоставив детям в форме веб-квестов на различные темы. Для этого мы создали «дочерний» сайт для класса (7 «а») – «Галактика звёзд» (http://monecole.ucoz.ru/). Этот сайт ребята ведут сами, я являюсь лишь администратором. Есть группа из семи ребят, которые назначены модераторами и отвечают за заполнение сайта; остальные работают над веб-квестами, чья задача – расширение кругозора и интереса к учебе. Темы веб-квестов таковы: «Флора и фауна нашего района»; «Из истории нашего края»; «Что мы знаем об искусстве?». Сейчас дети учатся правильно вставлять на страницы материал (изучают техническую сторону проекта, html-разметку), а также (с точки зрения содержания) ищут сайты информационно-образовательного плана, читают статьи, анализируют их, чтобы извлечь главное или интересное и внести в общую копилку.
Работая над этими проектами, мои учащиеся используют интернет для поиска различной информации, обучаются использованию различных программ, как PowerPoint, так и Movie Maker, ProShow Producer и другие. Повышается их собственная компетенция в использовании интерактивных средств. Кроме того, обучение не односторонне, дети также передают мне свои умения: у нас принято делиться тем, что каждый умеет. Возможность научить чему-то собственного преподавателя тоже заинтересовывает детей в общей деятельности.

Выводы
Работа персонального сайта учителя и сайта класса дала следующие результаты:
1. Появились колоссальные возможности для оптимизации образовательного процесса;
2. Повысилась мотивация к учению по моему предмету, а также по другим предметам (результат работы сайта класса);
3. Получена возможность разнообразить внеурочную деятельность;
4. Была оптимизирована работа над исследовательскими проектами не только по предмету, но и по другим предметам (оптимизация работы классного руководителя);
5. Стало возможным вовлечь других учителей-предметников в работу над проектами, т.е установить тесный рабочий контакт учащихся моего класса с их учителями;
6. Сайт оптимизирует мой труд как учителя и как классного руководителя;
7. Установлен более тесный контакт как с моими учащимися по предмету, так и с родителями моего класса;
8. Строится собственная система, помогающая направлять и обогащать информационное пространство, работать с одарёнными (талантливыми) и отстающими детьми во внеклассное время, без ограничения временных рамок.
Кроме всех перечисленных, главным выводом из проделанной работы является утверждение о необходимости реальной действенности электронного образовательного ресурса, а не его соответствие формальным требованиям. Результаты дает только активная вовлеченность учащихся в пользование сайтом.
План развития сайтов:
1. Организовать обучение часто болеющих детей на основе https://moodle.org/
2. Вовлечь учащихся не только в развитие классного сайта, но и найти возможности для расширения поля их деятельности на персональном сайте, сделать персональный сайт сайтом предмета (французский язык);
3. Организовать обучающие консультации для родителей: как научить детей правильно использовать ПК и интернет-ресурсы.
4. Продолжать развитие веб-квестов на сайте класса.
Категория: Номинация 10 | Добавил: Soleil | Теги: оптимизация учебного процесса, инструмент образовательного процесс, ЭОР
Просмотров: 563 | Загрузок: 253 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]