Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 1

Урок Моя родословная
[ · Скачать удаленно () ] 07.12.2013, 16:29
Проектно-исследовательская деятельность
Дуркина В. В., учитель начальных классов
МБОУ «Усть-Цилемская» СОШ

Методическая информация

Тип, тема урока: урок-отчёт по теме «Моя родословная»
Класс: 3

Цели урока(образовательные, развивающие, воспитательные): 1. Познакомить с результатами исследования родословных; сообщить интересные факты исследования; ввести новые термины и понятия: информационные, практико-ориентированные, творческие, ролевые, исследовательские проекты.
2. Создавать условия для формирования умения рассказывать; умения формулировать свое мнение, предположение; умения выдвигать гипотезы и предположения; тренировать память.
3.Содействовать формированию осознанного духовно-нравственного отношения к предкам, родственникам. Содействовать воспитанию интереса и формированию желания узнать больше из истории жизни своих предков. Содействовать формированию уважительного отношения к семейным ценностям.

Задачи урока: способствовать созданию ситуации возможности представления своих результатов исследования и информации по данной теме; содействовать развитию познавательной деятельности детей;
- способствовать умению делать выводы и суждения.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке технологии:
-проектно-исследовательская технология
-технология личностно-ориентированного образования
- технологии развивающего обучения
-информационно-коммуникативные технологии

Методы:
-метод проблемного изложения в обучении
-частично поисковый метод обучения
-исследовательский метод обучения

Способы:
- индивидуальные

Время реализации урока: данный урок-отчёт представляет результат активного использования проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе за 2,5 года и последним элементом в долговременном исследовании «Моя родословная».

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,приобретут,
закрепят ученики в ходе урока:
предметные умения - представление о «Родословных»; знакомство и правильное употребление новых терминов и понятий: информационные, практико-ориентированные, творческие, ролевые, исследовательские проекты;
личностные универсальные учебные действия - эмоциональное осознание самого себя как составляющей части своей семьи, имеющей уникальную историю и традиции, которые нужно знать, уважать и хранить;
регулятивные универсальные учебные действия - формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы; представлять продукт своего исследования;
коммуникативные универсальные учебные действия - общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Необходимое оборудование
Компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение урока
презентация «Моя родословная»;
сообщения учеников.

Ход и содержание урока

1.Организационный момент. Мотивация учащихся.
Цель: настроить учащихся на работу. Мобилизация внимания учащихся. Создание рабочей и доброжелательной обстановки в классе.

Слайд 2-3 слайд-шоу фото с проектными работами учащихся

Учитель: Ребята, что вы увидели на фотографиях?
(проектные работы за 1 и 2 год обучения)
Учитель: Ребята, мы немало потрудились за эти два года и можем подвести некоторые итоги.

2.Этап всесторонней проверки знаний.
Цель: выяснить степень усвоения простейших знаний о проектной деятельности.
Учитель: Что такое проект? (выслушиваются ответы детей)
Учитель: Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского
«брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Слайд 4 (объяснение понятия «проект»)
Учитель: Проект в школе – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Слайд 5 (виды проектов)
Учитель: На сколько видов учёные делят проекты? (5)
Учитель: Давайте познакомимся с каждым видом подробнее.

По щелчку: информационные проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, ролевые проекты и исследовательские проекты.

3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала.
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Слайд 6 (информационные проекты)
Учитель: Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, альбома, научного доклада.
Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы информационные проекты? (находить информацию об интересующих фактах и явлениях.)
Учитель: На экране вы видите информационные проекты, выполненные вами.
Слайд 7 (творческие проекты)
Учитель: Это могут быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, выставки рисунков, сборники стихов и сочинения.
Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы творческие проекты? (раскрыть и показать свой талант сочинительства тем людям, у кого он заложен)
Учитель: Приведите примеры творческих проектов, которые созданы нами, опираясь на слайд. (Стенгазеты на тему: «Моя семья и спорт», к Дню пожилого человека, к Новому году, сборник сочинений на тему «Скоро зима», выставка творческих работ из природного материала на тему «Осенний день».)

Слайд 8 (практико-ориентированные проекты)
Учитель: Практико-ориентированные проекты - изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отдельного человека: учебное пособие, кроссворд, костюмы и поделки.
Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы практико-ориентированные проекты? (для украшения, для конкретного применения)
Учитель: На экране вы видите практико - ориентированные проекты моих учеников. (Костюмы к школьному мероприятию «Осенний бал», пироги, приготовленные к чаепитию, поделки для поздравления ветеранов Великой Отечественной войны.)

Слайд 9 (ролевые проекты)
Учитель: Ролевые проекты - разыгрывание спектакля, инсценировки и подготовка фрагмента урока.
Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы ролевые проекты? (раскрыть артистические способности)
Учитель: Приведите примеры ролевых проектов из нашей жизни, опираясь на слайд. (Инсценировка «Новогодняя нечисть приветствует гостей», мини – спектакли по стихотворениям С. Я. Маршака)

4. Этап усвоения новых знаний.
Цель: определить тему и цель урока, составить план урока.

Слайд 10 (исследовательские проекты)
Учитель: Исследование – это выдвижение проблемы и проверка её с помощью методов опроса, наблюдения, эксперимента. Это самый серьёзный и затяжной по времени проект. И мы с вами попробовали его сделать. Он занял у нас более трёх месяцев прошлого учебного года и три месяца этого учебного года. Сегодня мы можем познакомить гостей с нашими результатами.
Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимы исследовательские проекты? (узнать, исследовать интересующий вопрос)

Слайд 11 (Моя родословная)
Учитель: Какова тема сегодняшнего урока? Моя родословная
Учитель: Какие цели мы должны поставить перед собой на этом уроке? Показать результат нашей работы, познакомить с самыми интересными результатами исследования, закрепить знания о наших родственниках, защитить проект.

Учитель: Какая проблема встала перед нами в прошлом учебном году на одном из уроков окружающего мира, когда мы стали говорить о наших родственниках? (Как зовут наших родственников, где и кем они работали, где и как жили)
Учитель: Какой мы задумали проект? (Родословное дерево.)
Слайд 12
По щелчку (Родословное дерево)
Учитель: С кого мы начали исследование? (Исследование себя, братьев, сестёр)
По щелчку (Исследование родных братьев, сестёр)
Учитель: Назовите следующий этап работы. (Исследование родителей.)
По щелчку (Исследование родителей)
Учитель: Остановились ли мы на этом? (Нет, дальше мы исследовали бабушку и дедушку по маминой линии.)
По щелчку (Исследование бабушки и дедушки по маминой линии.)
Учитель: Кого мы исследовали в самом конце? (Бабушку и дедушку по папиной линии)
По щелчку (Исследование бабушки и дедушки по папиной линии.)
Учитель: Это и будет являться планом нашего урока.

5. Этап первичного понимания изучаемого материала.
Цель:добиться от учащихся восприятия, осознания и систематизации новых знаний.
Учитель: Какую цель мы ставили, составляя родословное дерево? (Узнать фамилию, имя и отчество близких родственников, а также постараться запомнить эти данные)
Учитель: У нас в классе появилось 16 родословных деревьев. Сегодня мы послушаем тех, кто создал самые полные деревья и запомнил всех родственников.

(Физминутка)

Слайд 13 (наши исследования)

Учитель: А сейчас мы приступим к долгожданному моменту. Наконец-то вы сможете рассказать самые интересные результаты вашего исследования, а мы с удовольствием послушаем их.

Слайд 14 (Исследование Серебренниковой Юлии «Моя мама»)
Серебренникова Юля: Мою маму зовут Серебренникова Наталья Владимировна. Она родилась 17 июля 1984 года в селе Трусово. По знаку зодиака она рак. Мама работает в полиции.
Моя мама с детства мечтала быть бухгалтером. И вот после окончания школы она поступила в колледж на экономический факультет. Маме очень нравилась учёба, она очень старалась и надеялась, что её мечта сбудется: она будет работать бухгалтером. Через 3 года мама закончила колледж с отличием, поступила в университет на заочное отделение и начала искать работу. Однако найти работу по своей специальности было нелегко. Продолжительные поиски положительного результата не дали. И вдруг ей предложили работу в милиции. Она решила попробовать. Маме очень нравится её работа, и теперь она нисколько не жалеет, что её детская мечта не сбылась. Сейчас мама заочно учится на юриста.

Слайд 15 (Исследование Дуркина Дмитрия «Мой папа»)
Дуркин Дима: Моего папу зовут Дуркин Александр Николаевич. Он родился 4 декабря 1981 года в селе Усть- Цильма. По знаку зодиака он стрелец. Его хобби – охота, рыбалка.
После окончания школы папу призвали в Армию. Служил он в десантных войсках в городе Псков. Папа совершил три прыжка с парашютом. Служить десантником – это здорово и престижно. Отслужив год, папин отряд отправили в Чечню, он участвовал в боевых действиях, защищал свою Родину. Папа – это моя гордость, и я хочу быть похожим на него.

Слайд 16 (Исследование Мартына Данила «Мой папа»)
Мартын Данил: Моего папу зовут Мартын Алексей Эдуардович. Он родился 16 ноября в 1982 году в посёлке Вездино Усть-Вымского района. По знаку зодиака он скорпион. Папа работает плотником. Его хобби – рыбалка.
В 1999 году папу призвали в Армию. Учебная часть была в городе Анапа. После учёбы папу отправили в город Мурманск. Он нёс свою службу матроса на боевом корабле «Мурманск», на котором была вертолётная площадка. В 2001 году в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Папа на корабле «Мурманск» охранял территорию, где затонул «Курск». Спускали на море венки погибшим подводникам. Сейчас он живёт и работает в Усть-Цильме.

Слайд 17 (Исследование Зотова Матвея «Моя бабушка»)
Зотов Матвей: Мою бабушку по папиной линии зовут Зотова Елена Яковлевна. Она родилась 26 сентября 1936 года в посёлке Ветью.
Моя бабушка Лена дочь репрессированной. Хотя бабушка в то время была маленькой, но ей пришлось повидать многое.: голод, холод, жуткие условия жизни, потери. Но она закончила 8 классов, окончила Воронежское училище и в 1953 году приехала в наш район работать киномехаником. В то время не было в деревнях кинотеатров, и ей приходилось ездить с установкой показывать фильмы. Летом она ездила на лодке «топчи нога», а зимой на лошади. Познакомилась с дедушкой, вышла за него замуж. Родили и воспитали 10 замечательных детей. За это бабушку наградили медалью «Мать - героиня». Бабушки Лены нет с нами, но я горжусь ею.

Слайд 18 (Исследование Дуркина Дмитрия «Моя бабушка»)
Дуркин Дима: Мою бабушку по маминой линии зовут Серебренникова Галина Владимировна. Она родилась 3 июля 1958 года в селе Усть-Цильма. По знаку зодиака она рак. Её хобби – печь пироги.
Моя бабушка Галя по профессии юрист. Сначала она работала в милиции. Её работа заключалась в профилактике правонарушений преступлений среди подростков и родителей. Бабушке очень нравилась эта работа. В Усть-Цилемском районе не было нотариуса, и бабушке предложили поработать временно. Бабушка работала одна, очень часто ездила в командировки по сельским советам. Работа очень сложная, но ей было интересно. Бабушка Галя из всех нотариусов, работавших до неё, проработала дольше всех, 25 лет. По республике занимала 3 место среди одиночных нотариальных контор. Бабушка моя очень строгая, справедливая, умная и честная. И меня учит этому, учит защищать себя.

Слайд 19 (Исследование Мартына Данила «Мой дедушка»)
Мартын Данил: Моего дедушку по папиной линии зовут Мартын Эдуард Эдуардович. Он родился 23 декабря 1953 года в Усть-Вымском районе. По знаку зодиака он козерог.
Когда случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС, дедушку, как военнообязанного, 10 ноября 1986 года призвали на ликвидацию последствий аварии. Дедушка попал служить в состав Ленинградского военного полка (300 солдат и офицеры). Больше двух месяцев шли учения, затем их привезли в 30-километровую зону от центра аварии на Чернобыльской АЭС. За мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС награждён орденом Мужества, имеет наградные значки и много Почётных Грамот. Домой он вернулся лишь в марте 1987 года.

6.Этап закрепления новых знаний.
Цель: закрепить знания, полученные во время исследования.
Учитель: Что же такое «Родословная»? (Это наши корни: родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки.)
Учитель: (проблемная ситуация) Зачем необходимо знать свою родословную? (Чтобы знать, как зовут твоих родных. Знать, кем были твои предки, чем они занимались.)

Воспитательный момент:
Учитель: Когда человек помнит свои корни, он показывает уважение к этим людям. Его потомки тоже будут помнить его.

Учитель: Сегодня вы получаете ваши долгожданные папочки с исследованиями. (Вручение)

7. Этап коррекции новых знаний.
Цель: ввести дополнительные знания с целью понимания выполнения данной работы.
Учитель: В нашем классе во время работы появилось семь человек, которых можно назвать «полные исследователи». Кого мы можем так назвать? (Тех, кому удалось провести полное исследование)

Слайд 20 (сертификат исследователя)
Учитель: Для получения сертификата «полного исследователя» приглашаются: Ермолина Анна, Зотов Матвей, Дуркин Дмитрий, Мартын Данил, Серебренникова Юлия, Филиппов Даниил, Чупрова Елена.
Учитель: Мне приятно, что вас увлекла эта работа, и вы нашли время и возможности исследовать своих родственников.

Учитель: (проблемная ситуация) Могут ли ваши родители выполнить такую исследовательскую работу?
Как вы думаете, с чего они её начали бы?
Включили бы они в исследование своих детей, то есть вас?

Выступление родителей (исследование «Мой сын», «Моя дочь»)

8.Этап применения новых знаний.
Цель: установить степень усвоения темы.
Учитель: Я предлагаю проверить полученные знания.
Сколько видов проектов мы сегодня называли на уроке? Перечислите их. (информационные, практико-ориентированные, творческие, ролевые, исследовательские)

9. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.
Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Домашнее задание:
1. Тем ребятам, кто исследовал родственников не до конца, закончить исследование.
2. «Полным исследователям» познакомиться с другими родственниками (братьями, сёстрами, прабабушками, прадедушками)

10. Подведение итогов работы (рефлексия)
Цель: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Учитель: Я благодарю вас и ваших родителей за работу и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
-Появилось ли у вас желание познакомиться с другими историями ваших родственников?
-С какими чувствами и мыслями вы уйдёте с этого урока?
-Ребята, понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение мне и друг другу.

http://static.freepik.com знак вопроса
http://img.kleurplaatkleurplaten.nl дерево
http://images.yandex.ru сертификат
Категория: Номинация 1 | Добавил: vika-viktoriya
Просмотров: 1423 | Загрузок: 358 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]