Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 2 |
Урок внеклассного чтения по литературе.(6 класс)
[ · Скачать удаленно (42,2 Мб) ] | 13.12.2013, 11:37 |
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа». Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Усинска. Учитель русского языка и литературы. 6 класс. Тема урока: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» Проблема____________________________ по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно). Автор учебника: В.Я. Коровин, «Литература 6 класс», Москва «Просвещение». Цель урока: формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу. Задачи урока: Обучающая: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л.Улицкой; - познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения; - учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа» Развивающая: - развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь; - развивать самостоятельную деятельность; - развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы; -развивать умение оценивать художественное произведение; - развивать критическое мышление у учащихся. Воспитательная: - воспитывать интерес к чтению; -формировать умения работать в коллективе; -уметь четко и логично излагать свою точку зрения. -воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом Тип урока: –урок изучения нового материала. Формы работы с учащимися:фронтальная. Технологическое оборудование:тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии. Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание. Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии. Планируемый результат Предметные умения: -определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; -отвечать на вопросы по содержанию произведения; -ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; -самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Личностные УУД: 1.Уметь интерпретировать текст. 2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией. 3.Уметь анализировать характеры и поступки героев. 4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения. Регулятивные УУД: 1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение. 2.Осуществлять самопроверку Познавательные УУД: 1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения; 2. Уметь выделять существенную информацию. 3.Уметь осуществлять сравнение. 4. Прогнозировать содержание художественного произведения. 5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения. Коммуникативные УУД: 1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение 2. Выражать свои мысли и идеи Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы на уроке будем знакомиться с произведением Л.Улицкой. Тексты я подготовила заранее, они лежат у вас на партах. 2. Стадия вызова. Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем? (Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.) Учитель:Обратите внимание на словосочетание (слайд №2) «Бумажная победа». Какие ассоциации оно у вас вызывает? Ученики (примерные ответы): -название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага-непрочный материал; победа-это успехв борьбе за что-нибудь) - это какая-то ненастоящая победа; - игра в морской бой; -игра в карты; - писатель какой-нибудь дописал свое произведение; -это игра какая-то между командами; -получил грамоту; -выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги. С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и предстоит сегодня познакомиться.(Слайд№3) запись темы урока. Проблему учащиеся выводят самостоятельно в конце урока. О чем будет это произведение, как вы думаете? Но прежде чем я его прочту(можно дать заранее ученику подготовить биографию писательницы), несколько слов скажу об авторе (слайд №4). Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др. С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа». Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию». 3.Изучение нового материала. Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1. Л.Е.Улицкая рассказ «Бумажная победа» Часть1. Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья…. ….Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. __________________________________________________________________ • Каким вам представляется герой произведения ГеняПираплетчиков? Чем интересна его фамилия? (Переплетчик - тот кто переплетает книги (Даль). • Почему он был «несчастным человеком»? Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части. Часть 2. Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи… … - Я думаю, надо… • Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе) • Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать) • Найдите в 1 и 2 частях текста слова,характеризующие героев:Геню и ребят со двора. (слайд№5). Какой литературный прием использует автор? Проверьте (слайд№6) • С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь? (возможно,богатырь. Действительно, в словаре Даля есть слово батырь-богатырь, силач) • Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации? А теперь узнаем подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3. Часть 3. - Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,- ответила мать… …. - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться. _____________________________________________________________________________ • Как вы считаете правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?( Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно). • И в 1, и во2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (слайд№7) Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли; наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь.Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя,в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…) • Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения? Узнаем, о чем повествует часть 4. Часть 4. Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра… …Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. • Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства) • Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого? Продолжаем чтение с остановками. Часть5. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой…. ….Мать кончила играть. Послушайте композицию. (Слайд№8) звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени. • Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты). • Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное) • Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже) • Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента) • Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании) • Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа? Что нам раскроет 6 часть. Часть6 - Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?.... …. Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки... • Какое же открытие ожидало гостей ? • С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения) • Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили) • А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому) • Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене? ( наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил) • А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы. С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери. Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает проблему толерантного отношения друг другу. (слайд № 9) Вспомним, что такое толерантность.Учитель дописывает проблему на доске. • Что вам больше всего понравилось в рассказе? 4.Домашнее задание. Заполнение двухчастного дневника (слайд 10). Цитата Мое отношение 1.Геня вздрогнул-брызги тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину… Вдогонку,как звонкое копьё, летел самодельный стишок: -Генька хромой, сопли рекой! 2.-Я думаю надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать. 3.Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется. 4.Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он был счастлив. 5. Рефлексия. Анкетирование (нужное подчеркнуть) ФИО______________________ 1) На уроке я работал(а) активно/пассивно 2) Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3) Рассказ мне______________________, потому что ___________________________________. 4)Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть) Оценки за работу на уроке. А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы о встрече: - Я пришел в этот мир - не для того, чтобы оправдать твои надежды, - не для того, чтобы отвечать твоим интересам, - не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям. - И ты пришел в этот мир - не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, - не для того, чтобы отвечать моим интересам, - не для того, чтобы оправдать мои надежды. - Потому что я – это я, а ты – это ты. - Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно | |
Просмотров: 5363 | Загрузок: 672 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |