Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 2

Урок внеклассного чтения по литературе.(6 класс)
[ · Скачать удаленно (42,2 Мб) ] 13.12.2013, 11:37
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».
Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Усинска.
Учитель русского языка и литературы.
6 класс.
Тема урока: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» Проблема____________________________ по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно).
Автор учебника: В.Я. Коровин, «Литература 6 класс», Москва «Просвещение».
Цель урока: формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.
Задачи урока:
Обучающая:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л.Улицкой;
- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;
- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»
Развивающая:
- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;
- развивать самостоятельную деятельность;
- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;
-развивать умение оценивать художественное произведение;
- развивать критическое мышление у учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению;
-формировать умения работать в коллективе;
-уметь четко и логично излагать свою точку зрения.
-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом
Тип урока: –урок изучения нового материала.
Формы работы с учащимися:фронтальная.
Технологическое оборудование:тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.
Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.

Планируемый результат
Предметные умения:

-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
-отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;
-самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные УУД:
1.Уметь интерпретировать текст.
2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.
3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.
4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.
Регулятивные УУД:
1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.
2.Осуществлять самопроверку
Познавательные УУД:
1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения;
2. Уметь выделять существенную информацию.
3.Уметь осуществлять сравнение.
4. Прогнозировать содержание художественного произведения.
5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.
Коммуникативные УУД:
1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение
2. Выражать свои мысли и идеи

Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы на уроке будем знакомиться с произведением Л.Улицкой. Тексты я подготовила заранее, они лежат у вас на партах.
2. Стадия вызова.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?
(Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.)
Учитель:Обратите внимание на словосочетание (слайд №2) «Бумажная победа». Какие ассоциации оно у вас вызывает?
Ученики (примерные ответы):
-название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага-непрочный материал; победа-это успехв борьбе за что-нибудь)
- это какая-то ненастоящая победа;
- игра в морской бой;
-игра в карты;
- писатель какой-нибудь дописал свое произведение;
-это игра какая-то между командами;
-получил грамоту;
-выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги.
С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и предстоит сегодня познакомиться.(Слайд№3) запись темы урока. Проблему учащиеся выводят самостоятельно в конце урока.
О чем будет это произведение, как вы думаете?
Но прежде чем я его прочту(можно дать заранее ученику подготовить биографию писательницы), несколько слов скажу об авторе (слайд №4).
Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др.
С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».
Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».
3.Изучение нового материала.
Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1.
Л.Е.Улицкая рассказ «Бумажная победа»
Часть1.
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли
скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья….
….Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным
человеком.
__________________________________________________________________
• Каким вам представляется герой произведения ГеняПираплетчиков? Чем интересна его фамилия? (Переплетчик - тот кто переплетает книги (Даль).
• Почему он был «несчастным человеком»?
Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.
Часть 2.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней,
в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом
шарфе, обмотанном вокруг шеи…

… - Я думаю, надо…

• Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)
• Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)
• Найдите в 1 и 2 частях текста слова,характеризующие героев:Геню и ребят со двора. (слайд№5). Какой литературный прием использует автор? Проверьте (слайд№6)
• С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь?
(возможно,богатырь. Действительно, в словаре Даля есть слово батырь-богатырь, силач)
• Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?

А теперь узнаем подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.

Часть 3.

- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,-
ответила мать…

…. - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он
понял, что ему не отвертеться.

_____________________________________________________________________________
• Как вы считаете правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?( Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно).
• И в 1, и во2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (слайд№7) Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли; наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь.Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя,в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…)

• Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?
Узнаем, о чем повествует часть 4.
Часть 4.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра…

…Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода
гостей.

• Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)
• Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?

Продолжаем чтение с остановками.
Часть5.
Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой….

….Мать кончила играть.
Послушайте композицию.
(Слайд№8) звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени.
• Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).
• Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное)
• Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
• Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента)
• Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)
• Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?
Что нам раскроет 6 часть.
Часть6
- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите
играть?....

…. Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

• Какое же открытие ожидало гостей ?
• С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения)
• Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили)
• А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому)
• Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене? ( наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил)
• А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.
С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.
Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает проблему толерантного отношения друг другу. (слайд № 9) Вспомним, что такое толерантность.Учитель дописывает проблему на доске.
• Что вам больше всего понравилось в рассказе?
4.Домашнее задание.
Заполнение двухчастного дневника (слайд 10).

Цитата Мое отношение
1.Геня вздрогнул-брызги тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину… Вдогонку,как звонкое копьё, летел самодельный стишок:
-Генька хромой, сопли рекой!

2.-Я думаю надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.

3.Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.

4.Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он был счастлив.

5. Рефлексия.
Анкетирование (нужное подчеркнуть)
ФИО______________________
1) На уроке я работал(а) активно/пассивно
2) Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3) Рассказ мне______________________, потому что
___________________________________.
4)Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)
Оценки за работу на уроке.
А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы о встрече:
- Я пришел в этот мир
- не для того, чтобы оправдать твои надежды,
- не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
- не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.
- И ты пришел в этот мир
- не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
- не для того, чтобы отвечать моим интересам,
- не для того, чтобы оправдать мои надежды.
- Потому что я – это я, а ты – это ты.
- Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно
Категория: Номинация 2 | Добавил: Альмира
Просмотров: 5363 | Загрузок: 672 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 ketrin  
Срок подачи материалов уже истёк!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]