Главная » Файлы » КОНКУРС ЭОР 2013 » Номинация 2

Урок литературы в 5 классе по теме: "Что за прелесть эти сказки!"
[ · Скачать удаленно (75.0 МБ) ] 27.11.2013, 19:49
Урок литературы в 5 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

Цель урока: в игровой форме проверить знание учащимися сказок А. С. Пушкина и фактов его биографии.
Задачи:
Образовательная: обобщение изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания учащимися содержания сказок поэта, оценка знаний.
Развивающая:
• развитие речи, логичного и аргументированного изложения мыслей во время устной речи;
• развитие памяти и логического мышления;
• развитие познавательного интереса.
Воспитательная:, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.
• воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему…);
• воспитание любви к творчеству А. С. Пушкина;
• воспитание эстетического вкуса.
Тип урока: повторение и обобщение изученного, проверка знаний учащихся.
Форма урока: урок-игра.
Технология: игровая технология.
Оборудование:
• компьютер, экран, колонки, проектор;
• мультимедийная презентация;
• иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, рисунки учащихся.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Формулирование темы и цели урока.
Слайд 1
- «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - восхищался Александр Сергеевич Пушкин шедеврами русского фольклора в письме брату Льву. «Что за прелесть эти сказки!» - восклицаем мы, когда далеко не в первый раз перечитываем любимые строчки из сказок великого поэта, живущих, без малого, вот уже два столетия. Действительно, сказки Пушкина не знают власти времени, очевидно, потому, что наполнены удивительными чудесами, мудростью, добром, а также написаны простым и понятным языком.
Сегодня я предлагаю вам вновь прогуляться по «неведомым дорожкам» и встретиться с героями пушкинских сказок.
(Видео «У лукоморья дуб зелёный»)
ІІІ. Проверка знаний обучающихся.
- Дома вы должны были перечитать сказки А. С. Пушкина, вспомнить факты его биографии, так как сегодня вы должны будете показать свои знания, поучаствовав в увлекательной викторине. Я предлагаю разделиться на 4 команды. (Класс делится на 4 команды по 5 – 6 человек с помощью цветных жетонов, рассаживается по группам. Ответы учеников оцениваются жюри, членами которого являются несколько учителей, приглашенных на урок.)
Послушайте, пожалуйста, правила игры. На экране вы видите табло с темами и стоимостью вопроса.

Темы предлагаются следующие:
1. Из биографии А. С. Пушкина. То есть вопросы будут касаться фактов биографии поэта.
2. Кому принадлежит вещь? На экране появится изображение предмета, а вы должны сказать, какому герою пушкинской сказки принадлежит этот предмет.
3. Вопрос на засыпку. В этом разделе собраны интересные вопросы по сказкам поэта.
4. Вспомни строчку. На экране появится отрывок из сказки, а вы должны будете вспомнить следующую строчку.
5. Портреты. Вы услышите словесный портрет героя сказки и должны будете сказать, о ком идёт речь.
Вы заметили, что у каждой темы свой цвет, а также обратили внимание на то, что стоимость вопросов разная (от 10 до 30 баллов). Задача каждой команды – набрать как можно больше баллов. Тему и стоимость вопроса команды выбирают по очереди, если команда не сможет ответить на вопрос, то дополнительные баллы смогут заработать команды-соперницы. Все цифры на экране оранжевого цвета, если вопрос уже прозвучал, то цифры окрасятся в синий цвет.
А теперь я предлагаю начать игру, всем командам желаю удачи.
Из биографии А. С. Пушкина
10 б. А. С. Пушкин писал брату из Михайловского: «Знаешь мои занятия… вечером слушаю сказки». Кто рассказывал поэту сказки? (Няня Арина Родионовна Яковлева)
15 б. В какое учебное заведение поступил А. С. Пушкин в двенадцатилетнем возрасте? (В Царскосельский лицей)
20 б. Кто из великих поэтов присутствовал на публичном экзамене А. С. Пушкина в лицее? (Гавриил Романович Державин)
25 б. Какую надпись сделал В. А. Жуковский на своём портрете, подаренном А. С. Пушкину, закончившему написание поэмы «Руслан и Людмила»? (Победителю-ученику от побеждённого учителя)
30 б. Назовите лицейских друзей А. С. Пушкина. (Антон Дельвиг, Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер)
Кому принадлежит вещь?
10 б. Корыто. (Старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
15 б. Зеркальце. (Царице-мачехе из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)
20 б. Золотой петушок. (Царю Дадону из «Сказки о золотом петушке», ему дарит мудрец)
25 б. Звезда и месяц. (Царевне Лебеди из «Сказки о царе Салтане…»)
30 б. Яблоко. (Старухе-колдунье из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Вопрос на засыпку
10 б. Сколько лет жили старик со старухою в своей ветхой землянке у синего моря? (Тридцать лет и три года)
15 б. В каких насекомых превращает царевна Лебедь князя Гвидона, чтобы тот смог побывать в родных краях? (Комара, муху, шмеля)
20 б. Кто из героев пушкинских сказок спит на соломе, ест за четверых, работает за семерых? (Балда)
25 б. Какую песню поёт белочка, когда грызёт золотые орешки? («Во саду ли в огороде»)
30 б. Вспомните кличку пса, охранявшего терем семи богатырей? (Соколко)
Вспомни строчку.
10 б. На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой…
(Хочу быть столбовою дворянкой».)
15 б. Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя….
(Звёзды смотрят на тебя.)
20 б. Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том…
(Спит царевна вечным сном.)
25 б. «Царь! – ответствует мудрец, -
Разочтёмся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу…
(Шамаханскую царицу». )
30 б. С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)
Портреты
10 б. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей. (Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)
15 б. Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица-мачеха из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)
20 б. Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит. (Балда из «Сказки о попе и работнике его балде»)
25 б. Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить... (Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»)
30 б. В дорогой собольей душегрейке,
Парчёвая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха, столбовая дворянка из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
ІV. Подведение итогов игры, награждение.
V. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Какой вопрос вам показался самым сложным? А самым интересным?
- С каким настроением вы уходите с урока?
VІ. Заключительное слово.
- Спасибо всем за игру. Я надеюсь, что вы ещё не раз будете перечитывать сказки А. С. Пушкина, потому что хорошие произведения стоят того, чтобы их перечитывать. Что за прелесть эти сказки!
Категория: Номинация 2 | Добавил: ketrin
Просмотров: 614 | Загрузок: 274 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]