Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 2 |
Создание электронной информационно - образовательной среды по курсу: "Обществознание 10 класс" СДО Moodle/
04.12.2018, 20:53 | |
Создание электронной информационно - образовательной среды по курсу обществознание 10 класс СДО Moodle, как средства для организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения Автор – Киршина Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания ГОУ РК «РЦО» «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». К.С. Станиславский Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий оказывают большое влияние на ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому его необходимо научить за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. В дистанционном образовании использование компьютера особенно позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может создание электронной информационно - образовательной среды (далее ИОС). Работа в данном направлении ведется с 2010 года. Рис. 1. Страница профиля учителя на «РЦО» Рис. 2. Публичный профиль учителя с указанием сроков работы в СДО Moodle и созданным курсам. На сегодняшний день, созданы по истории и обществознанию для 5-11 классов: 14 законченных курсов. 486 тем с полным наполнением их дидактическим содержанием. Представляю в своей работе законченный курс по обществознанию для 10 класса CDO Мoodle, как средства для организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения (http://mood.rcoedu.ru/course/view.php?id=94 ссылка на созданный курс) Сведения о применении конкурсной работы в образовательном процессе. Работа над созданием курса проходила в 2015-2016 учебном году. В результате было создано 26 наполненных дидактическим содержанием тем. Внедрение и использование данного электронного продукта осуществляется на протяжении 3 учебных лет (2015-2018 уч. гг). Рис. 3. Страница модуля курса «обществознание 10 класс» (нулевой блок) вход на страницу учителя и ученика (http://mood.rcoedu.ru/course/view.php?id=94) Большое значение имеет усиление практической направленности курса, что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности. Данная ИОС ориентирована на формирование следующих ключевых компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп. Первая из которых формируется многими учебными предметами, т.е. обеспечивается ее метапредметность, с использованием их специфических возможностей. К первой группе можно отнести: • компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурами любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знании, из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.); • компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности); • компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социологическую характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета). А вторая — преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета. Ко второй группе относятся: • компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей — гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиций этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни); • компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени); • компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий. Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни. Апробация была осуществлена в дистанционном обучении детей-инвалидов РК, учащихся 10 класса и изучающих курс «Обществознание». Данный электронный продукт универсален, т.к. позволяет обучать любого учащегося 10 класса общеобразовательной школы и в том числе, находящегося на индивидуальном обучении ребенка с ОВЗ. Дифференцированный подход заложен в каждый созданный урок. Также все дидактические задания ИОС «Обществознание 10 класс» составлены с учетом требований к ЕГЭ по обществознанию. Рис. 4. Внешний вид некоторых тем курса «Обществознание 10 класс». Курс состоит из тем, каждая тема содержит отдельные дидактические элементы, которые и составляют информационно - образовательное пространство для каждого отдельно взятого урока. Все элементы можно классифицировать на три основные группы в ее рамках я и представлю их Вашему вниманию. 1 группа. Представление информационного пространства. 1.1. Лекция. Активный элемент «Лекция» позволяет преподавателю располагать контент и/или практические задания (тесты) в интересной и гибкой форме. Преподаватель может использовать линейную схему лекции, состоящую из ряда обучающих страниц или создать древовидную схему, которая содержит различные пути или варианты для учащегося. Рис. 5-7. Обзорный внешний вид лекции «Общество - сложная динамичная система». Рис. 8-10. Обзорный внешний вид лекции «Мировоззрение и его роль жизни человека» с заданиями при переходе к следующей странице лекции. 1.2. Файл. Элемент «Файл» позволяет преподавателю представить файл как ресурс курса. Файл может отображаться в интерфейсе курса, при переходе на элемент учащимся будет предложено скачать его, а после выполнения задания отредактировать и предоставить для оценивания учителю. Рис. 11-16. Обзорный внешний вид элемента «файл» от размещения на курсе до возвращения с комментарием и оценкой учащемуся. 1.3. Глоссарий. Элемент «Глоссарий» позволяет участникам создавать и поддерживать список определений, подобный словарю или собирать и систематизировать ресурсы и информацию. Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к записям глоссария. Прикрепленные изображения отображаются в записи. Может проводиться поиск и просмотр записей по алфавиту, категории, дате или автору. Рис. 17-18. Обзорный внешний вид расположения элемента «глоссарий» в ИОС. Рис. 19-20. Элемент «глоссарий» в развернутом виде в алфавитном порядке и поиске по первой букве. 1.4. Ссылки на Интернет-ресурсы. Элемент «Гиперссылка» позволяет преподавателю разместить веб-ссылку как ресурс курса. Ссылка может быть связана с любым ресурсом, который находится в свободном доступе в Интернете. Преподаватель может использовать ссылку из хранилища. Есть варианты отображения Гиперссылки: встроенной в страницу или открывающейся в новом окне. При необходимости можно добавлять к гиперссылке (в качестве параметра запроса) дополнительную информацию, например, имя учащегося. Также обратите внимание, что гиперссылки могут быть добавлены к любому другому типу ресурса или элемента курса, используя текстовый редактор. http://mood.rcoedu.ru/mod/page/view.php?id=34666 Рис. 21-22. Вид ссылки в лекции, окно перехода на нее и гиперссылка на страницу лекции указанной на рисунке 21. http://mood.rcoedu.ru/mod/url/view.php?id=52738 Рис. 23-24. Вид ссылки в лекции, окно перехода на нее и гиперссылка на страницу видео-ресурса. http://mood.rcoedu.ru/mod/resource/view.php?id=35443 Рис. 25. Вид ссылки в лекции, окно перехода на нее и гиперссылка на страницу перехода. 2 группа. Диагностика учебных достижений 2.1. Тест. Элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой. Можно создать тест с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными вопросами, выбирающимися из банка вопросов. Может быть задано ограничение времени. Каждая попытка оценивается автоматически, за исключением вопросов Эссе, и оценка записывается в журнал оценок. Рис. 26-27. Элемент «тест» В ИОС. Рис. 28. Внешний интерфейс элемента «тест» до выполнения. Рис. 29. Анализ результатов элемента «тест» после выполнения (в баллах, диаграмме успеваемости). Рис. 30-31. Анализ результатов элемента «тест» после выполнения по каждому ученику (в % и в переводе в отметку) а также навигация по тесту, рисунок 31. 2.2. Задание. Учебный элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы. Рис. 32-34. Внешний вид элемента «задание» в ИОС, примеры заданий для выполнения учениками. 2.3. Рабочая тетрадь. Активный элемент «Рабочая тетрадь» позволяет учителям дать отзывы на работы студентов по конкретной теме. Рис. 35-36. Внешний вид элемента «рабочая тетрадь» в ИОС, примеры заданий для выполнения. 3 Группа. Организация обсуждений и общение. Опрос, чаты, вики, форум Рис. 37-38. Участие в форуме и общение с учащимися в рамках образовательного процесса. Результативность и эффективность работы. • разработана, создана и апробирована электронная информационно - образовательная среда по курсу «Обществознание 10 класс» в системе СДО Moodle, с учетом возрастных, интеллектуальных и образовательных потребностей учащихся, в том числе и с ОВЗ. • стабильное качество преподаваемого предмета «Обществознание 10 класс». • разработка и проведение уроков по инновационным технологиям; • универсальность ИОС и дифференцированный подход на каждом уроке; • создание личной методической веб-страницы; • обобщение и распространение своего опыта: Организация и проведение недельного образовательного семинара для педагогов Республики Коми по обучению работе в СДО Moodle на базе ГОУ РК«РЦО» (июнь 2013). Выступление на Республиканском учебно-методическом семинаре «Овладение современными образовательными технологиями - важнейший фактор профессионального становления молодого учителя в условиях введения ФГОС ОО», 5-6 ноября 2015 г. Обобщение опыта в Центре дистанционного обучения по реализации образовательных задач при помощи СДО Moodle. (2013-2018 гг.) Выступление с обобщением опыта по теме «Методы и приемы в обучении истории и обществознанию в системе дистанционного обучения» на VI Межрегиональной конференции «Спиридоновские чтения», ноябрь 2018 Список использованных источников и литературы: 1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE. Учебное пособие. 2-е издание. Харьков – ХНАГХ - 2009 2. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании - «Информатика ПС» 1999г, № 47 С.29 3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Питер., 2004 С.183-201 4. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. - Вестник ПГПУ, 2009., выпуск 1 5. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: 2003 6. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. « Учитель», 2002. - № 4. – С.53. 7. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов. «Инновации в образовании». 2012. № 4. С.38-39. | |
Просмотров: 421 | Загрузок: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |