Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 2

Создание электронной информационно - образовательной среды по курсу: "Обществознание 10 класс" СДО Moodle/
04.12.2018, 20:53
Создание электронной информационно - образовательной среды по курсу обществознание 10 класс СДО Moodle, как средства для организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения

Автор – Киршина Юлия Анатольевна,
учитель истории и обществознания ГОУ РК «РЦО»

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования
хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания…
считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
К.С. Станиславский
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий оказывают большое влияние на ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому его необходимо научить за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
В дистанционном образовании использование компьютера особенно позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может создание электронной информационно - образовательной среды (далее ИОС).
Работа в данном направлении ведется с 2010 года.

Рис. 1. Страница профиля учителя на «РЦО»

Рис. 2. Публичный профиль учителя с указанием сроков работы в СДО Moodle и созданным курсам.
На сегодняшний день, созданы по истории и обществознанию для 5-11 классов:
 14 законченных курсов.
 486 тем с полным наполнением их дидактическим содержанием.
Представляю в своей работе законченный курс по обществознанию для 10 класса CDO Мoodle, как средства для организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения (http://mood.rcoedu.ru/course/view.php?id=94 ссылка на созданный курс)
Сведения о применении конкурсной работы в образовательном процессе.
Работа над созданием курса проходила в 2015-2016 учебном году. В результате было создано 26 наполненных дидактическим содержанием тем. Внедрение и использование данного электронного продукта осуществляется на протяжении 3 учебных лет (2015-2018 уч. гг).

Рис. 3. Страница модуля курса «обществознание 10 класс» (нулевой блок) вход на страницу учителя и ученика (http://mood.rcoedu.ru/course/view.php?id=94)
Большое значение имеет усиление практической направленности курса, что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности.
Данная ИОС ориентирована на формирование следующих ключевых компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп.
Первая из которых формируется многими учебными предметами, т.е. обеспечивается ее метапредметность, с использованием их специфических возможностей. К первой группе можно отнести:
• компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурами любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знании, из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);
• компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);
• компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социологическую характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).
А вторая — преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета. Ко второй группе относятся:
• компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей — гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиций этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни);
• компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени);
• компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни.
Апробация была осуществлена в дистанционном обучении детей-инвалидов РК, учащихся 10 класса и изучающих курс «Обществознание». Данный электронный продукт универсален, т.к. позволяет обучать любого учащегося 10 класса общеобразовательной школы и в том числе, находящегося на индивидуальном обучении ребенка с ОВЗ. Дифференцированный подход заложен в каждый созданный урок. Также все дидактические задания ИОС «Обществознание 10 класс» составлены с учетом требований к ЕГЭ по обществознанию.

Рис. 4. Внешний вид некоторых тем курса «Обществознание 10 класс».
Курс состоит из тем, каждая тема содержит отдельные дидактические элементы, которые и составляют информационно - образовательное пространство для каждого отдельно взятого урока. Все элементы можно классифицировать на три основные группы в ее рамках я и представлю их Вашему вниманию.
1 группа. Представление информационного пространства.
1.1. Лекция. Активный элемент «Лекция» позволяет преподавателю располагать контент и/или практические задания (тесты) в интересной и гибкой форме. Преподаватель может использовать линейную схему лекции, состоящую из ряда обучающих страниц или создать древовидную схему, которая содержит различные пути или варианты для учащегося.


Рис. 5-7. Обзорный внешний вид лекции «Общество - сложная динамичная система».


Рис. 8-10. Обзорный внешний вид лекции «Мировоззрение и его роль жизни человека» с заданиями при переходе к следующей странице лекции.
1.2. Файл. Элемент «Файл» позволяет преподавателю представить файл как ресурс курса. Файл может отображаться в интерфейсе курса, при переходе на элемент учащимся будет предложено скачать его, а после выполнения задания отредактировать и предоставить для оценивания учителю.



Рис. 11-16. Обзорный внешний вид элемента «файл» от размещения на курсе до возвращения с комментарием и оценкой учащемуся.
1.3. Глоссарий. Элемент «Глоссарий» позволяет участникам создавать и поддерживать список определений, подобный словарю или собирать и систематизировать ресурсы и информацию. Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к записям глоссария. Прикрепленные изображения отображаются в записи. Может проводиться поиск и просмотр записей по алфавиту, категории, дате или автору.

Рис. 17-18. Обзорный внешний вид расположения элемента «глоссарий» в ИОС.

Рис. 19-20. Элемент «глоссарий» в развернутом виде в алфавитном порядке и поиске по первой букве.
1.4. Ссылки на Интернет-ресурсы. Элемент «Гиперссылка» позволяет преподавателю разместить веб-ссылку как ресурс курса. Ссылка может быть связана с любым ресурсом, который находится в свободном доступе в Интернете. Преподаватель может использовать ссылку из хранилища. Есть варианты отображения Гиперссылки: встроенной в страницу или открывающейся в новом окне. При необходимости можно добавлять к гиперссылке (в качестве параметра запроса) дополнительную информацию, например, имя учащегося. Также обратите внимание, что гиперссылки могут быть добавлены к любому другому типу ресурса или элемента курса, используя текстовый редактор.

http://mood.rcoedu.ru/mod/page/view.php?id=34666
Рис. 21-22. Вид ссылки в лекции, окно перехода на нее и гиперссылка на страницу лекции указанной на рисунке 21.

http://mood.rcoedu.ru/mod/url/view.php?id=52738
Рис. 23-24. Вид ссылки в лекции, окно перехода на нее и гиперссылка на страницу видео-ресурса.

http://mood.rcoedu.ru/mod/resource/view.php?id=35443
Рис. 25. Вид ссылки в лекции, окно перехода на нее и гиперссылка на страницу перехода.
2 группа. Диагностика учебных достижений
2.1. Тест. Элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой. Можно создать тест с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными вопросами, выбирающимися из банка вопросов. Может быть задано ограничение времени. Каждая попытка оценивается автоматически, за исключением вопросов Эссе, и оценка записывается в журнал оценок.

Рис. 26-27. Элемент «тест» В ИОС.

Рис. 28. Внешний интерфейс элемента «тест» до выполнения.

Рис. 29. Анализ результатов элемента «тест» после выполнения (в баллах, диаграмме успеваемости).

Рис. 30-31. Анализ результатов элемента «тест» после выполнения по каждому ученику (в % и в переводе в отметку) а также навигация по тесту, рисунок 31.
2.2. Задание. Учебный элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы.


Рис. 32-34. Внешний вид элемента «задание» в ИОС, примеры заданий для выполнения учениками.
2.3. Рабочая тетрадь. Активный элемент «Рабочая тетрадь» позволяет учителям дать отзывы на работы студентов по конкретной теме.

Рис. 35-36. Внешний вид элемента «рабочая тетрадь» в ИОС, примеры заданий для выполнения.
3 Группа. Организация обсуждений и общение.
Опрос, чаты, вики, форум

Рис. 37-38. Участие в форуме и общение с учащимися в рамках образовательного процесса.
Результативность и эффективность работы.
• разработана, создана и апробирована электронная информационно - образовательная среда по курсу «Обществознание 10 класс» в системе СДО Moodle, с учетом возрастных, интеллектуальных и образовательных потребностей учащихся, в том числе и с ОВЗ.
• стабильное качество преподаваемого предмета «Обществознание 10 класс».

• разработка и проведение уроков по инновационным технологиям;
• универсальность ИОС и дифференцированный подход на каждом уроке;
• создание личной методической веб-страницы;
• обобщение и распространение своего опыта:
 Организация и проведение недельного образовательного семинара для педагогов Республики Коми по обучению работе в СДО Moodle на базе ГОУ РК«РЦО» (июнь 2013).
 Выступление на Республиканском учебно-методическом семинаре «Овладение современными образовательными технологиями - важнейший фактор профессионального становления молодого учителя в условиях введения ФГОС ОО», 5-6 ноября 2015 г.
 Обобщение опыта в Центре дистанционного обучения по реализации образовательных задач при помощи СДО Moodle. (2013-2018 гг.)
 Выступление с обобщением опыта по теме «Методы и приемы в обучении истории и обществознанию в системе дистанционного обучения» на VI Межрегиональной конференции «Спиридоновские чтения», ноябрь 2018
Список использованных источников и литературы:
1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE. Учебное пособие. 2-е издание. Харьков – ХНАГХ - 2009
2. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании - «Информатика ПС» 1999г, № 47 С.29
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Питер., 2004 С.183-201
4. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. - Вестник ПГПУ, 2009., выпуск 1
5. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: 2003
6. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. « Учитель», 2002. - № 4. – С.53.
7. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов. «Инновации в образовании». 2012. № 4. С.38-39.
Категория: Номинация 2 | Добавил: uakirshina
Просмотров: 23 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]