Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Сценарий НОД по познавательному развитию с детьми 6-7 лет «Кладовая хранителя недр Северного края»
30.11.2018, 10:21
«Кладовая хранителя недр Северного края»
(сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6-7 лет.)
Цель: Формирование представлений детей о полезных ископаемых города Воркуты.
Задачи:
1. Обобщение знаний детей о городе Воркута.
2. Знакомство детей со свойствами каменного угля.
3. Формирование навыка исследовательской опытнической работы, умения детей самостоятельно делать выводы.
4. Развитие коммуникативных умений, сообразительности.
5. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Аннотация: сценарий НОД предполагает закрепление знаний старших дошкольников о полезных ископаемых и проведение детьми серии опытов подтверждающих или опровергающих определенные свойства угля.
Список используемого оборудования и программного обеспечения: SMART-доска, проектор, ноутбук, авторская презентация с видеофрагментами.
Автор: Жук Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 33» г. Воркуты.
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты (МБДОУ «Детский сад № 33» г. Воркуты).
Предварительная работа: НОД по познавательному развитию о Воркуте: достопримечательности Воркуты, полезных ископаемых. НОД о городе Сочи. Работа по карте России. Работа с компьютером – чтение электронного письма.
Чтение Коми народных сказок. Беседа о правилах поведения при экспериментировании. Беседа о работе корреспондента, о электронной почте, о угле и его свойствах.
Эффективность использования ЭОР: возможность закрепить имеющиеся знания о полезных ископаемых с опорой на наглядность, формирование элементарных представлений о скорости получения информации посредством использования электронной почты и общения через скайп.
Сроки проведения НОД: февраль 2016г.
ХОД НОД:
1. Орг. момент.
(Педагог с детьми входит в зал)
Педагог: ребята. Сегодня на электронную почту детского сада пришло видеописьмо для ребят вашей группы.
2. Актуализация знаний детей:
Педагог: А кто знает, что такое электронная почта?
Дети: Электронная почта — способ передачи информации в компьютерных сетях, широко используется в Интернете.
Педагог:
Обычная почта сегодня используется для пересылки писем значительно меньше, чем раньше. К ее услугам обращаются те люди, которые по сей день не знают, что такое электронная почта или же не умеют пользоваться Интернетом. Достоинства электронного сервиса неоспоримы: он доносит сообщение до адресата практически моментально, при этом потеряться такое письмо может крайне редко. Электронное письмо пишется, не отходя от компьютера.
Рано или поздно современный человек сталкивается с необходимостью написать и отправить письмо через Интернет. Для того чтобы это сделать нужно иметь в Интернете свой почтовый ящик или, как его еще называют, электронный ящик.
Вы хотите узнать, что в нашем электронном письме?
Дети: да.
Педагог: Кто знает, как прочесть электронное видеописьмо.
Педагог: Давайте вместе это сделаем.
Дети: показывают.
Педагог: объяснение
3. Мотивация
Итак, внимательно просмотрим и прослушаем видеописьмо.
На экране запись: (письмо от детей)
Здравствуйте ребята! Мы корреспонденты из теплого южного города Сочи. Мы пишем статьи про города нашей большой страны России и знакомим так маленьких россиян с полезными ископаемыми нашей страны.
Прошлой зимой у нас прошла Зимняя Олимпиада. Гостей в городе было много из разных стран и городов. Мы познакомились с волонтерами из вашего городка. Стало интересно побольше узнать о Воркуте. Помогите нам написать статью о вашем Северном городе.
Педагог: Ребята, поможем составить рассказ о городе.
Дети: да.
Педагог: тогда давайте мы сегодня будем корреспондентами и будем составлять статью о Воркуте. Что нам для этого нужно?
Дети: ответы.
4. Постановка цели НОД
Педагог: Чтобы написать статью о городе, нужно собрать информацию, составить рассказ о городе, оформить информацию и отправить нашим друзьям из города Сочи. Вот план работы.
5. Знакомство с Новым материалом
Педагог: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Воркута.
Педагог: Как переводиться название города - «Воркута»?
Дети: Медвежий угол
Педагог: Верно. Название города с ненецкого языка переводится как «много медведей».
Педагог: Итак, посмотрите на карте, где расположен город Сочи, а где расположен город Воркута.
Дети: город Сочи находится на юге России, на берегу Черного моря.
Город Воркута на Севере России, рядом с Уральскими горами и Северным Ледовитым океаном.
Педагог: город Воркута и город Сочи расположены друг от друга очень далеко. Сочи на берегу Черного моря, а Воркута на севере, заполярным кругом, на 67 параллели.
Что добывают у нас Воркуте?
Дети: Уголь
Педагог: Как называют людей, которые первые нашли уголь?
Дети: геологи
Педагог: Кем же славиться наш город?
Дети:- Наш город славен трудом шахтёров.
-Наш уголь отправляют в разные города нашей страны.
- В нашем городе есть много почётных людей ,которых наградили за их работу, за их не легкий труд орденами, медалями, почётными грамотами.
Педагог: За многие годы город стал большим, красивым, в нём появилось много улиц, много школ, детских садов, магазинов и площадей.
Какие площади и улицы города вы знаете.
Посмотрите на экран –
Какая это площадь?
Какая это улица?
Педагог: Молодцы ребята. Город Воркута́, расположен на севере Республики Коми, на реке Воркута. Находится за полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. Данным – давно в 1932 году геологами были открыты первые местонахождения чёрного золота – каменного угля. А что вы знаете про каменный уголь?
Дети: ответы.
6. Опытно-экспериментальная деятельность
Педагог: Давайте с вами сегодня поэкспериментируем.
(Ролик с Шипичем).
Шипич: Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Кто я?
Дети: герой Коми сказок. Хранитель полезных ископаемых.
Шипич. Правильно. Я …У меня есть своя подземная лаборатория. Я хочу вам помочь побольше узнать об угле.
Педагог: Ребята, и у нас есть мини лаборатория. Прежде чем начать опыт, вспомним о правилах поведения при экспериментировании.
Дети: ответы
Педагог: Оденем фартуки и перчатки. Помните! Ничего не пробовать на вкус – это опасно. Напоминаю – эксперименты и опыты необходимо делать с взрослыми.
Задания от Шипича – на экране.
Шипич: Перед вами уважаемые коллеги, всё необходимое для работы, посмотрите вот уголь, что вы можете сказать о его цвете?
Дети. Уголь чёрного цвета.
(на экране схема).
Педагог: покажите цвет угля на экране.
Шипич: Дети скажите, уголь твёрдый или мягкий?
Дети. Уголь твёрдый.
Шипич: А как вы узнали?
Дети. Мы надавили на него пальцем.
Педагог: отметим это свойство на схеме.
Шипич: Как вы думаете, уголь прочный? Давайте проверим это свойство угля. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что с ним произойдёт? Уголь рассыпался на несколько кусочков. Какой вывод можно сделать?
Дети. Уголь твёрдый, но не прочный.
Педагог: А как можно по другому сказать «не прочный» - значит..
Дети: Хрупкий
Педагог: отметим в схеме.
Шипич: Правильно. Уголь гладкий или шероховатый?
Дети. Уголь шероховатый.
Шипич: А что будет, если мы проведём углём по листу бумаги?
Дети. (проводят по листу углём) На бумаге остаётся след.
Педагог: отметим на схеме и это свойство угля.
Шипич: Уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим уголь в воду? Давайте это сделаем.
Дети опускают уголь в стакан с водой.
Шипич: что происходит с водой?
Дети. Вода помутнела, пошли пузыри.
Шипич: Почему пошли пузыри? Что это такое?
Дети. Это воздух.
Педагог: еще одно свойство угля – содержит воздух. Отметим на схеме.
Шипич: Да, верно, это выходит воздух, который находится в угле.
А что ещё произошло с углём?
Дети. Уголь утонул.
Шипич: Какой вывод можно сделать?
Дети. Уголь тяжёлый.
Педагог: Отметим в схеме, что уголь тяжелее воды
Шипич: Давайте мы его размешаем и проверим раствориться ли он в воде.
Дети. Уголь не растворился.
Педагог: отметим и это свойство угля.
Шипич: молодцы ребята. Еще одно есть свойство у угля – уголь горит. Но мы не сможем сделать опыт в вашей маленькой лаборатории. Я вам покажу его на экране.
(показ опыта с горение угля.) : Каменный уголь – замечательный чёрный камень, в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как горит уголь в печке, – зрелище завораживающее.
Педагог: отметим и это свойство угля на схеме
Шипич: Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?
Педагог: посмотрите на схему, она поможет сделать нам выводы.
Вывод
Дети и педагог: Уголь чёрный, твёрдый, но не прочный-хрупкий, оставляет след при рисовании на бумаге, тяжёлый, не растворяется в воде, шероховатый, горит.
Шипич: Откуда же взялся каменный уголь?
Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно.
Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на земле и людей-то не было).
По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах.
Умирая, растения (трава, деревья) образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали.
Но главное чудо в другом – ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем (греемся) его тепло, спрятанное в угле миллионы лет назад.
И неважно, где мы греемся, у печки или батарей отопления.
Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы» – чудо-консервы.
(слайды во время рассказа)
Шипич: Ребята, я немного устал. Давайте отдохнем и подвигаемся. Повторяйте движения за мной.
7. Физминутка
Педагог: Ребята, кто знает, что делают из угля, как он помогает людям – не зря ведь его отнесли к разряду полезных ископаемых.
Дети: ответы
Педагог: Каменный уголь — одно из самых необходимых человеку полезных ископаемых. Его тепло обогревает наши дома, даёт энергию пароходам, превращается в электричество в турбинах электростанций. Без угля нельзя выплавить металл из руды и приготовить цемент.
Из угля делают жидкое топливо, смазочные масла, краски, чернила, пластмассы. Уголь ничем не пахнет, а из него приготавливают духи и разные пахучие сиропы для конфет и пирожных.
Уголь совсем непрозрачный, а из него производят самое лучшее стекло — лёгкое, крепкое, чистое.
А ещё из угля делают удобрения, от которых лучше плодоносит земля и растут фрукты, овощи, пшеница и рожь. Из угля можно добыть даже витамины.
Педагог: давайте поиграем в игру «Из чего сделано»
Отгадайте загадку и узнаете предмет ….
Краски:
Шины:
Стекло
Тушь:
Пластмасса:
Педагог: Ребята, сейчас вы много узнали о угле. Но хочу отметить, что в Воркуте есть не только залежи каменного угля. Есть такие полезные ископаемые как газ, нефть, соль, торф. Посмотрите на карту. (Карта Воркуты с полезными ископаемыми)
Тут изображены условные знаки – это природные ископаемые. Черный квадрат – это каменный уголь.
Белый квадрат – это соль
Белый треугольные – это..
Черный треугольник – это…
Педагог: Мы много с вами собрали информации о Воркуте, а теперь 2 этап работы - это составление рассказ о городе.
На экране схема – она поможет нам составить рассказ…
8. Продуктивная деятельность детей
3 этап работы – это оформление информации. Текст рассказы мы с вами оформили, а теперь нам нужны ваши рисунки. Вы ведь помните, что все статьи в газетах и журналах сопровождаются рисунками и фотографиями.
Поделимся на пары. Каждая пара выполнит задание Шипича.
Шипич:
- нарисуйте одну из площадей Воркуты
- нарисуйте улицу Воркуты
- нарисуйте полезные ископаемые Воркуты
- нарисуйте предметы из которые можно сделать из угля.
Педагог: Молодцы ребята.(Обсуждение рисунков.)
Шипич: Ребята, мне было приятно с вами экспериментировать. Вы много думаю, узнали про мои кладовые. Несмотря на, то что вы маленькие жители Воркуты, очень много знаете о нём, о его истории, а теперь и о его ископаемых.
Вы гордитесь своим городом?
Дети: да
Шипич: Молодцы, ребята. Я с вами прощаюсь. Про свойства других полезных ископаемых вашего города мы познакомимся чуть позже. Досвидания.
Педагог: Итак. Мы сегодня хорошо поработали. Нам нужно отправить письмо ребятам с города Сочи. Как это сделать? Кто знает? Отправляем. А рисунки, если можно, то я отправлю сама. Сначала их нужно отсканировать, сохранить в компьютере, а потом и отправлять…
Категория: Номинация 1 | Добавил: katyusha
Просмотров: 34 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]