Главная » Файлы » Конкурс ИКТ 2018 » Номинация 1

Интерактивная презентация к уроку для 8 класса "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
29.11.2018, 00:03
Конспект урока на тему: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
Класс: 8.
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения различных систем счисления; указать на основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления; дать основные понятия, позиционных систем и научить применять развернутую форму записи числа.
Задачи:
обучающие: ввести основные понятия по системам счисления; дать представление о позиционной и непозиционной системах счисления; сформировать понимание основ систем счисления.
развивающие: развитие мышления, умения и навыков систематизации материала, возможности уметь делать сравнительные выводы;
воспитательные: воспитывать упорство в достижении цели; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: самостоятельная, фронтальная, групповая работа.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети интернет, проектор, экран, интерактивная презентация “Представление числовой информации с помощью систем счисления ”.
Структура урока:
1) Организационный этап – 2 мин
2) Актуализация знаний – 5 мин
3) Изложение нового материала – 20 мин
4) Первичное закрепление – 10 мин
5) Рефлексия – 5 минут
6) Итог урока, домашнее задание – 3 мин


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Организа-ционный
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствуют учителя

Актуали-
зация знаний
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новую тему (слайд 1): «Представление числовой информации с помощью систем счисления». Открываем свои тетради, записываем число и тему урока.
(слайд 2):
«Все есть число». Как вы думаете, что имели ввиду древние пифагорейцы под этим выражением?
«Все есть число» - так говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел. Современный человек каждый день запоминает номера телефонов и машин, в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет и т.п. Числа с нами везде. Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад, только записывали они их совершенно по-другому. В любом случае число – это некоторая величина, которая изображалась с помощью одного или нескольких символов, которые называют цифрами. (слайд 3)
Давайте с вами запишем, что же такое система счисления? (слайд 4)
Система счисления – это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел.
Можно выделить следующие виды систем счисления (слайд5):
1)непозиционные системы;
2)позиционные системы.
(слайд 6) Система счисления называется непозиционной, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа. В непозиционных системах счисления числа образуются путём сложения узловых чисел. Примером является Египетская, римская, славянская и греческая системы счисления. Здесь алгоритмические числа получаются путём сложения и вычитания узловых чисел с учётом правил для каждой из систем. (слайд 7,8, 13,14,15)

(слайд 9) Давай более подробно рассмотрим Римскую систему, т.к. мы до сих пор ей пользуемся как в школе на различных уроках, так и в жизни (циферблат часов).
Правила:
 (обычно) не ставят больше трех
одинаковых цифр подряд
 если младшая цифра (только одна!) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы (частично непозиционная!)
Примеры римской системы счисления:
10-X, 20-XX, 30-XXX, 40-XL, 50-L, 60-LX, 100- C,500-D,1000-M.

MDCXLIV = 1000+500+100-10+50-1+5

(слайд10) Переведите числа из римской системы счисления
(слайд11) Переведите числа в римскую систему счисления

(слайд 16) Система счисления называется позиционной, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число. Основание позиционной системы счисления равно количеству цифр, составляющих её алфавит.
(слайд 17) Десятичная система записи чисел, которой мы привыкли пользоваться в повседневной жизни, с которой мы знакомы с детства, в которой производим все наши вычисления, — пример позиционной системы счисления. В ней алгоритмические числа образуются следующим образом: значения цифр умножаются на «веса» соответствующих разрядов и все полученные значения складываются.
Основанием позиционной системы счисления может служить любое натуральное число q > 1. Алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Алфавитом произвольной позиционной системы счисления с основанием q служат числа 0, 1, ..., q-1, каждое из которых может быть записано с помощью одного уникального символа; младшей цифрой всегда является 0.
(слайд 18, 19, 20) Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы записи чисел, Применяются в технических устройствах.

(слайд 21) развернутая форма записи числа в общем виде.
(слайд 22) Показать примеры записи чисел в развернутой форме (РФЗЧ):
324 = 3×100 + 2×10 + 4×1.
или
324 = 3×102 + 2×101 + 4×100

Основные достоинства любой позиционной системы счисления — простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов, необходимых для записи любых чисел.

(слайд 23) Давайте теперь посмотрим, как будет выглядеть развернутая форма для любых позиционных систем счисления.
Такая форма записи «подсказывает» правило перевода натурального двоичного, восьмеричного и шестнадцатеричного числа в десятичную систему счисления. Т.е. для того чтобы перевести число из любой системы счисления в десятичную систему нужно записать развернутую форму и сложить полученный результат.
Ваши вопросы по данному материалу? Что не понятно?


учащиеся дают свои ответы

записывают определение

записывают числа римской системы

записывают правила

отрабатывают навыки перевода чисел

записывают все о позиционных системах счисления

Записывают примеры и решают их совместно с учителем

Задают вопросы (если они возникли)

Первичное закрепление
(слайд 23) Самостоятельно переводим числа, с дальнейшей проверкой. Выполняют задания

Рефлексия (слайд 24)
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- С какими новыми понятиями познакомились?

- Выполнение каких заданий вызвало затруднение?
отвечают на вопросы

Итоги, домашнее задание
Открываем дневники и записываем домашнее задание – учить записи в тетради + письменные задания:
Запишите развернутую форму для каждого из чисел и вычислите полученное десятичное число
записывают домашнее задание
Категория: Номинация 1 | Добавил: 19ekaterina88
Просмотров: 411 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]