МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого внеклассного мероприятия комплексного применения знаний по теме: «Полноценное питание в условиях крайнего севера»
план-конспект занятия на тему

Данный материал предполагается для использования во внеклассной работе или  для кружковой работы по экологии. Материал содержит данные пропагандирующие здоровый образжизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Воркутинский медицинский колледж»

F:\Логотип 2014.jpg

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого внеклассного мероприятия комплексного применения знаний  по теме: «Полноценное питание в условиях крайнего севера»

Дисциплина: экология

Специальность: 06.05.01 Сестринское дело

                           

Автор составитель: Бахарева Олеся Николаевна.

Воркута

2016год

РАССМОТРЕНО

На заседании ЦМК

Протокол №_____ от «____» __________2016 г.

Председатель ЦМК_____________ Лесик И.С.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

_________Л.Г. Васеленюк

«___»____________2016 г.

         

Открытое  занятие  по экологии

Преподавателя Бахарева О.Н.

Специальность:     Сестринское дело 06.05.01

Дисциплина:           «Экология»

Тема занятия:             Полноценное питание в условиях крайнего севера

Курс:                     I - II

Тип занятия:         комплексное применение знаний  

Вид занятия:        внеклассное

Время:                    45 мин.

Цели занятия:

  • образовательные:
  • выработать умения применять знания в комплексе в новых условиях;
  • продолжить закрепление и обобщение знаний по биологии «Макро и микроэлементы», «Состав животной клетки», по экологии «среда обитания человека» выявить пробелы в знаниях для дальнейшей отработки;
  • оценить результаты усвоения студентами по биологии «Макро и микроэлементы», «Состав животной клетки», по экологии «среда обитания человека»  активизировать знания и умения, полученные  студентами на занятиях по специальным дисциплинам;
  • оценить результаты усвоения студентами знаний, и умения применять эти знания при решении задач прикладного характера.
  • развивающие:
  • содействовать формированию у студентов представления о процессе обучения  как о целостном комплексе, показать необходимость глубокого сознательного усвоения не  только специальных, но и общегуманитарных дисциплин по избранной специальности;  
  • развивать умение систематизировать знания, полученные на занятиях биологии, экологии и химии, умение выделять связи, развивать познавательный интерес;
  • развивать способность применять полученные знания на практике на продуктивном уровне;
  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом, а также умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, выполнять другие мыслительные операции;
  • содействовать развитию речи, наблюдательности, активности, воображения, профессионального интереса и творческой инициативы, навыков самоконтроля, самооценки;
  • способствовать формированию специалиста, способного адаптироваться в быстро меняющихся условиях, умеющего самостоятельно решать возникшие проблемы, обладающего критическим, творческим мышлением;
  • воспитательные:
  • продолжить формирование профессиональных качеств будущего медработника: внимательности, аккуратности, добросовестности, чувства долга,  ответственности за результаты учебного  труда;
  • содействовать формированию личности будущего специалиста, способности к полноценной профессиональной деятельности;
  • продолжить формирование культуры здорового образа жизни.
  • методические:
  • продемонстрировать возможности использования на занятии  элементов       интегрированного обучения;
  • продемонстрировать эффективность применения на занятии компьютерных презентаций для повышения результативности обучения;
  • отработать методику применения элементов проблемного обучения в решении проблемных ситуаций.

Задачи занятия:

  • образовательные: 
  • развитие навыков здорового образа жизни, умение устанавливать причинно-следственных связей, формирование информационной культуры обучающихся.
  • развивающие:
  • развитие мотивации к изучению спей предметов,   интеллекта, памяти, критического мышления, совершенствование внимания
  • воспитательные:
  • создание условий  для формирования коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству и взаимопомощи, воспитание умений работать индивидуально и в группах.

Ожидаемые результаты: 

  • повышение интереса к изучению специальных предметов,  активизация деятельности всех студентов, содействие повышению самостоятельности и инициативности учащихся, развитию их индивидуальных творческих возможностей, применение знаний и навыков, приобретенных на уроке в практической деятельности и в жизни.

Методы и приёмы обучения:

  • словесные  (беседа);
  • наглядные (карточки, схемы, компьютерные слайды, видеоролики);
  • практические  (выполнение заданий и упражнений различных типов).

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Формы взаимодействия:

  • учитель-учащийся;
  • учащийся-учащийся.

Формы организации работы учителя: 

  • консультант, координатор, организатор внутреннего и внешнего аспектов взаимодействия, инициатор, лидер и равноправный участник общения;
  • при организации групповой работы учитель ведет наблюдение и учитывает, каким образом такие факторы, как выбор лидера, способность принимать решения, индивидуальные особенности каждого члена группы, роли участников общения, предлагаемые задания и учебный материал, влияют на поведение группы, способствуют или мешают сотрудничеству, совместной работе. 

Методическая и педагогическая эффективность используемых функций:

  • в условиях реализации приёмов, обеспечивающих необходимое взаимодействие студентов повышается познавательный и мотивационный эффект всех участников учебной работы, развивающий эффект обучения;
  • эффективно организованная форма работы в группах способствует также раскрытию и развитию индивидуально-коммуникативных возможностей каждого участника общения;

Интеграционные связи: анатомия, биология, химия, экология.

Учебно-методическое обеспечение:

  • дидактический материал (карточки с определениями, картинки символизирующие здоровое питание);
  • технические средства обучения  (ноутбук, экран, проектор);
  • презентация в PP, набор картинок, магнитная доска, магниты

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ (ХРОНОКАРТА)

№ п/п

                                Этапы    занятия

Время

проведения  

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Организационный   момент.

Мотивация учебной деятельности( решение проблемной ситуации).

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

а) перекрестный опрос по типу толстый – тонкий вопрос

б) выведение определения полноценного питания

в) сообщения студента на тему полноценного  питания

г) работа в группах с терминами

д) фронтальная беседа на тему разницы питания в условиях севера и средней полосы.

Е) доклады с презентацией на тему питания в условиях севера и средней полосы

Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

а) просмотр видео-презентации;

б) постановка проблемы;

в) обобщение результатов влияния неполноценного питания на здоровье человека

Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

Создание постулатов правильного питания

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

2

3

3

2

3

3

3

6

3

3

4

7

3

                                            ИТОГО:                                                                    45

                    

СТРУКТУРА    ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

   

Деятельность                  студентов

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ        МОМЕНТ

Приветствует студентов,

контролирует  соблюдение  единых педагогических требований, создает в аудитории рабочую обстановку.

Приветствуют преподавателя.

2.

МОТИВАЦИЯ     УЧЕБНОЙ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создаёт проблемную ситуацию, которая подтолкнёт  студентов к самостоятельному формулированию темы занятия. (пояснить значение пословицы «Ты то, что ты ешь»)  

Объясняет значение темы  и сущность предстоящей работы, особое внимание обращает на междисциплинарные связи при изучении раздела, на роль данной темы в будущей профессиональной деятельности.

Ставит цели и задачи занятия, объясняет необходимость повторения теоретического материала по данному разделу,

Воспринимают информацию, участвуют в формулировании образовательных задач занятия, включаются в активную деятельность.

3.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Осуществляет:

а) перекрестный опрос по принципу толстый – тонкий вопрос по теме полноценного питания (раздаются половинки картинок продуктов питания, вопросы задают друг другу те студенты половинки которых совпали. После ответа эти половинки соединялись и крепились на доску.)

б) выведение понятия полноценного питания

в) заслушивается доклад о полноценном питании

г) работа в группах с терминами

Д) фронтальная беседа на тему разницы питания в условиях крайнего севера и средней полосы

Е) Доклады с презентацией на тему питания в условиях крайнего севера и средней полосы.

Студенты были поделены на две группы, одна группа заранее готовила толстые вопросы, другая тонкие вопросы.

 Студенты на основе полученных знаний выводят понятие полноценного питания

Студент самостоятельно, заранее готовит сообщение и презентацию на тему полноценного питания,

группам раздаются термины, они их должны поделить на две группы питание характерное для Крайнего Севера, и питание характерное для средней полосы. После чего представители группы на доске делают две колонки остальные студенты проверяют правильность.

Студенты высказывают свои мнения, насколько большая разница в питании у жителей крайнего севера и средней полосы. Какие последствия и как восполняются необходимые макро и микроэлементы.

Студенты заранее готовят сообщения и презентации.

4.

УСВОЕНИЕ ОБРАЗЦА КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Осуществляет логический переход к данному этапу занятия,  мотивирует на решение ситуационных задач, пробуждает интерес к предстоящей работе;  

а) осуществляет просмотр видеоролика и презентации;

б) выдвигает проблему нарушений состояния здоровья в связи с неправильным питанием, а именно причины и решение данной проблемы

г) обобщение результатов влияния неполноценного питания на здоровье человека

Студентам предлагается небольшая презентация по проблеме «влияние неполноценного питания на здоровье человека»

Коллективно участвуют в обсуждении и в поиске решения проблемы, предлагают свои варианты.

Воспринимают информацию. Делают выводы

5.

ПРИМЕНЕНИЕ ОБОБЩЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Предлагает студентам вывести постулаты полноценного питания, оформив плакат;

Выполняют творческую работу в группах, выбирают неотложное состояние, оформляют буклет и вносят в его содержание необходимую информацию.

Представляют продукт своей деятельности.

6.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  ЗАНЯТИЯ.   РЕФЛЕКСИЯ

Анализирует результаты занятия, оценивают знания по полноценному питанию.

 Предлагает студентам оценить свой уровень усвоения изученного материала и необходимость материала для будущей профессии.

Воспринимают информацию,  осмысливают все, что изучали, выражают свои мысли, мнения, выражают свое отношение к  данной форме проведения занятия, оценивают свой уровень усвоения.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Слово учителя:

Здравствуйте уважаемые гости и студенты. Сегодня мы с вами проводим открытое заседание кружка, экологии питания и говорить мы с вами будем, конечно, о питании.

2.  Мотивация учебной деятельности (решение поблемной ситуации):

И начать наше заседание я бы хотела с выражения: Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты есть (слайд 1). Как вы понимаете это выражение и как связать его с нашим заседанием кружка? (питание очень влияет на человека, на его здоровье и самочувствие)

Я вам больше скажу ваше питание влияет и на ваш характер. Например, учёные США и Канады установили: душевное и эмоциональное здоровье зависит от того, какую пищу употребляет человек. Эксперимент с участием более 10 тыс. человек, продолжавшийся 5 лет, показал: у людей, питавшихся фастфудом, в 10 раз чаще, чем у граждан, употреблявших здоровую пищу, отмечались депрессивные состояния. К тому же поклонники фастфуда чаще бывали раздражительны, вспыльчивы и обидчивы.

Почему вредная еда так негативно влияет на психику? Как вы думаете?

(Состояние человека - как физическое, так и психическое - во многом определяется биохимическими процессами, происходящими в его организме)  Большинство этих процессов поддерживаются едой. Здоровая пища сбалансирована и содержит все необходимые составляющие, поэтому поддерживает организм в рабочем состоянии. Фастфуд - жирная пища с избытком холестерина. В ней много калорий и мало пользы. Так что дурное настроение можно рассматривать как месть организма за поставку «некачественного топлива».

Но еда может осуществлять и более тонкую настройку нервной системы, влияя на наш характер.

Ещё в XIX веке физиолог Александр Данилевский провёл эксперимент на голубях. Птиц разделили на две группы. Первую кормили горохом, вторую - варёным мясом. Характер голубей менялся на глазах. Голуби-вегетарианцы оставались тихонями, а мясоеды превратились в агрессивных забияк.

Так скажите же мне какая тема сегодняшнего нашего заседания? (полноценное питание) (слайд 2.)

Правильно. целью нашего заседания является: познакомиться с понятие полноценного питания,  привитие полезных привычек полноценного питания, углубление знаний связанные с нарушениями здоровья вызванные неполноценным питанием.

И сегодня мы с вами рассмотрим понятие полноценного питания, что оно в себя включает, рассмотрим разницу между питанием в условиях севера и средней полосы, и как вывод, нарушения здоровья связанное с неправильным питанием.

3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности:

а) перекрестный опрос по принципу толстый – тонкий вопрос по теме полноценного питания (раздаются половинки картинок продуктов питания, вопросы задают друг другу те студенты половинки которых совпали. После ответа эти половинки соединялись и крепились на доску.)

У вас было домашнее задание, подготовить друг для друга вопросы толстые и тонкие, толстый вопрос предполагает развернутый ответ, а тонкий однозначный да, или нет. И так вы изначально уже поделены на две группы  я вам раздам вот такие заготовки (половинки овощей и фруктов) у кого они сошлись тот тому и задает вопрос. Все ваши вопросы должны быть посвящены полноценному питанию, после ответа я вас прошу выйти к доске и совместить ваш продукт питания на доске, но! Обратите внимание, у меня здесь есть две колонки, поместите пожайлуста продукт питания в правильной колонке по вашему мнению, либо это полезный продукт, либо нет. (идет перекрестный опрос)

   Итак вы сделали две колонки с полезными продуктами и вредными, скажите правильно ли наши студенты сделали разделение и почему? (ответы)

Правильно, молодцы, я вам хотела бы показать одну интересную табличку(слайд 3), которая нам расскажет а что  и в каких пропорция должно входить в наше полноценное питание. Оно показывает нам …..

б) выведение понятия полноценного питания

Так давайте же мы с вами сделаем вывод, а что же есть такое полноценное питание?  Полноценное питание – это обеспечение организма разнообразными питательными веществами, усиление его защитных функций и поддержка здорового метаболизма, а также сохранение высокого энергетического потенциала(слайд 4).

в) заслушивается доклад о полноценном питании

И …. студент подготовил нам небольшое сообщение на тему полноценного питания.

Хорошо, молодец.

б) выдвигает проблему нарушений состояния здоровья в связи с неправильным питанием, а именно причины и решение данной проблемы

А теперь я вам вперемешку даю листочки с названиями продуктов питания, ваша задача, поделить продукты питания на две группы, 611 группа выбирает продукты питания характерные для средней полосы, 612 группа выбирает продукты питания характерные для питания в условиях крайнего севера. И один представитель группы закрепляет данные термины на доске. Все остальные проверяют правильность.

 Как вы думаете, большая ли разница в питании жителей крайнего севера и средней полосы?

С чем это связано?

К каким последствиям это может привести?

 (обсуждаем).

Итак а теперь мы заслушаем небольшие сообщения о питании в условиях крайнего севера и в условиях средней полосы (сообщения студентов).  

Ну а я здесь хотела добавить лишь высказывание: Где родился, там и пригодился. То есть местные продукты питания, которые произрастают на данной территории намного полезней привозных экзотических продуктов питания.  

г) обобщение результатов влияния неполноценного питания на здоровье человека

Как вы думаете, питание влияет ли только на ваше самочувствии здесь и сейчас и только на ваш характер? Или влияние питания намного глубже и может вызвать намного более серьезные последствия нежели несносный характер? (да питание влияет на здоровье человека, на продолжительность жизни человека)

И об этом нам расскажет … студент (презентация)

6. Применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях

И как заключение, что бы наше мероприятие не прошло даром, вам предлагаю сделать небольшие плакаты посвященные правильному питанию. 

7. Подведение  итогов  занятия.   Рефлексия

Что же мы сегодня с вами узнали нового?

Данные знания имеют ли практический смысл? Будете ли вы применять полученные знания в жизни?

А как данные знания соотносятся с вашей профессией? Как их можно применить?

Понравилось ли вам данное мероприятие?

Спасибо за работу, до свидания!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скажи что ты ешь, и я с кажу кто ты есть

Слайд 2

Полноценное питание Открытое заседание кружка «Экология»

Слайд 4

Полноценное питание - это обеспечение организма разнообразными питательными веществами, усиление его защитных функций и поддержка здорового метаболизма, а также сохранение высокого энергетического потенциала

Слайд 5

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушение питания. Болезни, связанные с неправильным питанием

Слайд 3

Продукты, которые могут нанести наибольший вред : жареная и острая пища; соль; сахар; майонез; растительные масла; консервы; полуфабрикаты; химические напитки; искусственные жиры; рафинированная белая мука высших сортов.

Слайд 4

Причины неправильного питания Нарушение работы органов пищеварения, в результате чего могут плохо усваиваться белки, жиры, углеводы, витамины. К такой патологии ведут гастриты, панкреатиты, холециститы, лактазная недостаточность. Нарушение режима питания (до 40%) Недостаточное потребление пищи. Питание недополучает организм при черепно-мозговых травмах, при стрессах, при потери аппетита, при дисфагиях, при длительной лихорадке. Нарушения обмена веществ. Обмен веществ нарушается при обширных ожогах, сепсисе, фенилкетонурии . Нарушение всасывания белков и жиров происходит при резекции кишечника, при глютеиновой болезни. Дефицит витаминов. При отсутствии или дефиците витаминов развиваются авитаминозы или гиповитаминозы. Хронические гиповитаминозы создают благоприятную почву для многих болезней, в том числе болезней обмена веществ и иммунодефицита.

Слайд 5

Болезни, связанные с неправильным питанием. Существует ряд болезней напрямую связанных с питанием: Ожирение Сахарный диабет Гипертония Атеросклероз Сердечно-сосудистые заболевания Рак Я зва и гастрит Булимия Анорексия и дистрофия .

Слайд 6

Ожирение у 30% толстяков ожирение связано с нарушением обмена веществ или эндокринными расстройствами, а остальные 70% реализуют эту склонность путем систематического переедания.

Слайд 7

Сахарный диабет Возникает при переедании, ожирении, неправильного питания и генетической предрасположенности. Также возможно при заболеваниях эндокринной системы: патология щитовидной железы, гипофиза, коры надпочечников. Может возникнуть и на почве осложнений при вирусных заболеваниях (гриппе, вирусе герпеса, вирусном гепатите), панкреатите, опухолях поджелудочной железы.

Слайд 8

Гипертония Возраст человека также влияет на высоту давления крови. Так, у шестилетнего ребенка АД=150/60, в возрасте 11 — 18 лет — 100/75, у взрослого человека оно находится в пределах 100/60—140/85, а к старости оно повышается до 160/90 мм рт. ст.

Слайд 9

Сердечно-сосудистые заболевания Способствуют развитию болезней сердца курение, злоупотребление алкоголем, ожирение, стрессы, диабет, гипертония, малоподвижный образ жизни.

Слайд 10

Рак Карцинома, рак — вид злокачественной опухоли, развивающейся из клеток эпителиальной ткани различных органов.

Слайд 11

Анорексия и дистрофия Анорексия – заболевание, в основе которого лежит нервно-психическое расстройство, проявляющееся навязчивым стремлением к похуданию, страхом ожирения. Больные анорексией прибегают к потере веса с помощью диет, голодания, изнурительных физических упражнений, промывания желудка, клизм, вызова рвоты после еды. Дистрофия — сложный патологический процесс, в основе которого лежит нарушение клеточного метаболизма, ведущее к структурным изменениям. Дистрофия характеризуется повреждением клеток и межклеточного вещества, в результате чего изменяется функция органа. В основе дистрофии лежит нарушение трофики, то есть комплекса механизмов, обеспечивающих метаболизм и сохранность структуры клеток и тканей.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Актуальные проблемы в выборе профессии»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов интереса к выбранной профессии, сформированности позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Память о войне»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов чувства патриотизма, воспитания ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего наро...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Пасхальные традиции»

Вспомнить некоторые традиции праздника Пасхи и  изготовить своими руками пасхальные сувениры участвуя в мастер-классах....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике"

Успех обучения и воспитания зависит не тольлько от эффективных методов и форма обучения на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету.Цель проведения открытого внеклассного мероприятия ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по английскому языку на тему «Who is the cleverest?»

Данная методическая разработка интеллектуальной игры "Who is the clever&" предназначена для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений интересующиеся игровым...

Методическая разработка Открытого внеклассного мероприятия посвященного Дню Конституции Российской Федерации Тема: Наш дом Россия!

Методическая разработка Открытого внеклассного мероприятия посвященного Дню Конституции Российской федерации на тему "Наш дом Россия!"...